Правотворчество и законотворчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество и законотворчество



Процесс законотворчества является составной частью правотворчества. Понятием «законотворчество» охватывается правотворческая деятельность не всех, а только законодательных органов того или иного уровня (федерального и др.). Следовательно, законотворчество порождает не всю систему нормативных правовых актов, а только законы. Соответственно, правотворчество и законотворчество соотносятся как целое и часть.

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Уделим внимание краткой характеристике стадий законодательного процесса в Государственной Думе РФ.

Законотворчество в Государственной Думе - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя несколько стадий.

1. Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть соответствующее предложение и законопроект, а также право относительно его принятия или отклонения. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

2. Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая происходит на заседаниях Государственной Думы в трех чтениях. Они необходимы для того, чтобы более внимательно и всесторонне проанализировать проект, внести в него необходимые поправки, довести документ до нужного качества. Соответственно, устранить противоре­чия, пробелы, неточности и прочие дефекты.

3. Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации».);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4. Официальное опубликование и вступление закона в силу. Тексты законов РФ подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете» в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их опубликования. Соответственно закон начинает действовать на всей территории России и применяется к общественным отношениям, возникающим после введения его в действие.

 

Юридическая техника

При осуществлении правотворчества используются специальные правила и приемы, влияющие на степень совершенства нормативных правовых и иных актов.

Юридическая техника - совокупность приемов, способов, правил разработки, оформления нормативных и индивидуальных правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности.

Различают следующие виды юридической техники: законодательная техника, техника систематизации нормативных правовых актов; техника индивидуальных (правоприменительных) актов и др.

В рамках юридической техники необходимо особо выделить законодательную технику, от правильного использования которой зависит степень совершенства законодательства, его доходчивость, согласованность формы и содержания.

Соответственно, законодательная техника – это совокупность правил и приемов разработки и формулирования законов, т.е. наиболее совершенных по форме, структуре и стилю нормативных правовых актов.

В целом законодательная техника должна обеспечивать:

- логическую последовательность изложения законодательного текста;

- отсутствие противоречий в содержании законодательного акта и в целом в системе законодательства;

- компактность, последовательность нормативного материала;

- ясность и доступность языка закона;

- точность и определенность формулировок и терминов, используемых в законодательстве;

- устранение множественности законодательных актов по одному и тому же вопросу[15].

Существенно следующее: свойственные законодательной технике правила и приемы универсальны, являются составной частью юридической техники. Они используются при разработке и совершенствовании не только законов, но и иных правовых актов.

В юридической литературе утвердилось мнение, в соответствии с которым законодательная (юридическая) техника включает следующие элементы: технические средства, технические правила, способы изложения нормативного материала, технические приемы.

1. К техническим средствам относят юридические термины и юридические конструкции.

Юридические термины - словесные обозначения государственно-правовых понятий, т.е. концентрированные сведения о государственно-правовой действительности. Показательны здесь ст. 14 УК РФ, содержащая понятие преступления, ст. 32, формулирующая понятие соучастия в преступлении, ст. 48 ГК РФ, раскрывающая понятие юридического лица и др.

Можно сказать, что юридические термины – первичный материал для формирования текста нормативного правового акта.

Термины, используемые в законодательстве, неоднородны. Различают: а) общеупотребительные («жилое помещение», «строение», «документ» и т.д.); б) специально-юридические термины, имеющие особый юридический смысл («залог», «истец», «исковое заявление»); в) технические термины, отражающие область специальных знаний («правила техники безопасности» и др.).

Термины должны отличаться точностью в обозначении того или иного понятия, краткостью, ясностью, устойчивостью.

Юридическая конструкция – специфическое построение нормативно-правового материала, складывающееся из определенного целостного сочетания юридических средств. Это, по сути, готовые «образцы», «схемы», в которые оформляется (облекается) правовой материал. Их использование облегчает формулирование юридических норм, придает нормативной регламентации общественных отношений четкость и определенность. Юридические конструкции складываются на основе правотворческого опыта, в ходе которого отбираются наиболее целесообразные модели построения нормативного материала, исключаются модели устаревшие.

В каждой отрасли права есть устоявшиеся конструкции, отработанные в нормативных правовых актах. Таковы схемы составов преступлений в уголовном праве, схемы составов правонарушений в административном праве. Эти конструкции четко определяют программу и порядок действия дознавателя, следователя или судьи, избавляет их от излишней работы, не имеющей отношения к делу.

В гражданском законодательстве также содержатся разнообразные конструкции – состав гражданского правоотношения, юридическое лицо, состав сделки, разнообразные конструкции договоров, конструкция ответственности «без вины» и др. Как видно, конструкция гражданско-правового договора (например, купли-продажи, дарения и др.) достаточно отчетливо определяет положение сторон, их права и обязанности.

По-видимому, хорошо продуманные юридические конструкции – необходимое условие результативности правотворческого процесса.

2. Технические правила. Слово «правило» означает определенную регламентацию деятельности людей той или иной направленности.

В юридической литературе выделяют три основных группы правил юридической техники.

1) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных правовых актов. Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние показатели (реквизиты), которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали бы название вида нормативного правового акта (закон, указ, постановление и т.д.); название органа, его издавшего; предмет регулирования и сферу действия; дату и место его принятия; регистрационный номер; подпись соответствующего должностного лица и др.

2) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного правового акта:

- достаточная определенность предмета регулирования, включение в нормативный правовой акт однородного, а не разнопланового по содержанию материала;

- логическая последовательность и завершенность изложения (построения) текста закона и или иного нормативного правового акта;

- приоритетное регулирование важных принципиальных вопросов не должно заменяться вопросами второстепенными;

- по возможности, исключение пробелов и противоречий в содержании нормативного правового акта.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного правового акта, можно назвать следующие:

- выделение преамбулы (вводной части), в которой излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта;

- обособление общей основной части, которая может быть разделена на структурные единицы (главы, параграфы и др.);

- нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного правового акта, в таком же соотношении должны находиться нормы материального и процессуального права.

3. Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных правовых актов):

- точность в изложении, ясность и понятность правовых предписаний;

- официальный деловой стиль изложения;

- соблюдение правил грамматики и синтаксиса, недопустимость использования устаревших слов, выражений, употребления штампов бюрократического стиля;

- сочетание лаконичности, краткости с необходимой полнотой выражения правовых предписаний;

- логика и последовательность в изложении необходимой юридической информации.

4. Способы изложения нормативного материала. По степени обобщения конкретных показателей различают два способа изложения юридических норм в тексте закона (иного нормативного правового акта): абстрактный и казуистический.

Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, фактические показатели даются в обобщенном виде, а не посредством конкретизированной формулировки. Здесь нет детального описания, перечисления обстоятельств (например, констатация положения о том, что каждый имеет право на жизнь).

Казуистический способ изложения отличается тем, что явления, определенные факты, их разновидности характеризуются индивидуальными признаками, последовательно (казуистически) перечисляются. Например, детально названы в ст. 61, ст. 63 УК РФ и в ст. 42,43 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную и административную ответственность.

По-видимому, абстрактный прием изложения нормативного материала позволяет в кратких формулировках охватить все факты данного рода. Вместе с тем иногда необходимо прямо и конкретно указать на определенные индивидуальные обстоятельства, факты, т.е. использовать казуистический прием.

Контрольные вопросы по теме

 

1. Что означает правотворчество?

2. Какой смысл вкладывается в понятие «правообразование»?

3. Каковы основные принципы правотворчества?

4. Назовите субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность.

5. Какие виды правотворчества вам известны?

6. Что означает законотворчество?

7. Какие существуют стадии законотворческого процесса?

8. Раскройте особенности стадии законодательной инициативы.

9. Выявите различия в процедуре принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов.

10. Раскройте понятие и значение юридической техники.

11. Что означают юридические конструкции? Какова их научная и практическая значимость?

12. Какой смысл вкладывается в словосочетание «стиль нормативных правовых актов»?

13. Назовите правотворческие ошибки и их виды.

14. Каковы причины правотворческих ошибок?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.156.200 (0.02 с.)