Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марграф эккегард и его жена юта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статуи собора в Наумбурге. Германия
Ф. Буше. Госпожа Помпадур
О. Ренуар. Танец в деревне
О. Ренуар. Танец в городе
Б. Кустодиев. Купчиха
Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев
• Посмотрите на произведения искусства, расположенные на этих страницах.
• Как менялось представление о красоте человека в разные эпохи? в разных слоях общества? Охарактеризуйте идеал прекрасного человека в разные эпохи.
• Послушайте фрагменты произведений инструментальной музыки. С образом человека какой эпохи они соотносятся? Как костюм передает мировоззрение людей?
Художественно-творческое задание
Идеалы какой эпохи в истории человечества вам особенно близки — нравятся архитектура и одежда, музыка и живопись, привлекателен образ жизни? Пофантазируйте и представьте, что вы живете в то время. Подумайте, кем бы вы хотели быть. Изобразите себя в образе идеального человека полюбившейся вам эпохи. (Материалы: перо, тушь; аппликация; акварель; линогравюра и др.) Подберите музыкальные произведения, соответствующие тому времени.
Великий дар творчества: радость и красота созидания
М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной
П. Корин. Портрет пианиста Игумнова
Творческим потенциалом облада-ет каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество на-полняет смыслом жизнь человека, со-действует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообраз-ной и полезной.
Созидание нового в любом виде де-
ятельности — науке, искусстве, стро-ительстве, даже в игре — творческий процесс. Конечно, если он доставляет радость, если человек, создавая новое, вкладывает в него свою душу.
В результате научного творчества от-крываются новые закономерности ре-ального мира, новые законы и факты природы. Плодами художественного творчества является создание «второй реальности» в картинах, музыкальных произведениях, фильмах и т. д. Творчество всегда активно, оно предполагает творческое усилие, по-этому не терпит лени. Не случайно к проблеме творчества обращаются мно-гие поэты.
Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, Ты — вечности заложник
У времени в плену.
Б. Пастернак
Творческий порыв предвосхищает рождение нового. Но необходимо на-учиться мечтать, фантазировать, вклю-чать для решения задач не только ин-теллект, но и интуицию. Творческое состояние характерно тем, что оно овладевает мыслями, чувствами, во-лей, сознанием человека, определяет
не только его отношение к жизни, но подчас и его судьбу.
Искусство обладает уникальной спо-собностью доставлять человеку радость творить и любоваться творчеством. Эта
особая радость возникает благодаря эстетическому переживанию, которое испытывает человек, общающийся с искусством: автор он художественного произведения или зритель, слушатель, читатель. Восприятие произведений искусства тоже творческий процесс и потому также способно принести радость. Сила искусства в его эмоци-ональности, в том, что оно способно потрясать людей.
Момент творческого процесса запе-чатлен в различных картинах, скуль-птурах. Воспринимая их, человек по-гружается в атмосферу творчества, у него рождается желание постичь не-
возможное, найти в душе созвучное этому невозможному.
В. Тропинин. Портрет Александра Пушкина
• Найдите в справочной литературе понятие «творчество», сравните его определение с вашим представлением о нем. На основании собственного опыта и новых знаний сформулируйте свой взгляд на творчество.
• Объясните, как вы понимаете утверждение выдающегося французского скульптора О. Родена: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».
• Послушайте несколько музыкальных произведений в различных исполнительских трактов-ках. В чем проявилась творческая индивидуальность каждого исполнителя? Как стиль исполнения повлиял на образно-смысловой строй сочинений?
Художественно-творческие задания
Выполните ассоциативную композицию на тему «Город». (Это может быть музыкальный го-род, индустриальный, вечерний и т. п.)
Как соотносятся красота и польза
Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явле-ний и др. Красивое всегда гармонич-но, ему присуще чувство меры. Не слу-чайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию. Если строго разграничить искус-ство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привиле-
гия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разгра-ничения не существует, так как искус-ство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебе-ли, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танце-вальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием худо-жественных произведений. Такое вза-имопроникновение обеспечивает гар-монию красоты и пользы. Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпи-зоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глу-бокой древности до наших дней.
Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.
Античный философ Сократ (V в. до
н. э.) считал красивым то, что наилуч- Дж.Бернини. Аполлон и Дафна шим образом соответствует своему
назначению. На основании этого ут-верждения он, не отличаясь привлека-тельной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказы-
вал, что необычайно красив. «Большие
уши лучше улавливают звук, — говорил он, — поэтому они красивы».
И в последующие эпохи люди по-разному воспринимали красоту и
активному действию.
Сцены заурядных или даже траги-ческих событий, которые в обычной
К. Снайдерс. Натюрморт с фруктами и овощами
Шлягер (нем. Schlager) обозначает при-мерно то же, что имеется в виду в ан-глийском bestseller (ходкий, хорошо продающийся товар) — модная книга, или в английской метафоре hit (попа-дание — гвоздь сезона, хорошо прода-ющийся диск).
Г. Хонтхорст. Концерт на балконе
П. Лонги. Концерт
жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают вы-сокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, пережи-ванию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.
Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыка-ленном, озвученном быте. Легкая, развлекатель-ная музыка стала основой музыкального раци-она, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке от-
носится шлягер — модная песенка танцеваль-ного характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания.
Однокоренной глагол schlagen имеет значе-ния «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту самого действа: исполнение такой музыки опирается, как правило, на жест-кую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уров-не громкости. Отличительными чертами шляге-ра являются его вненациональный характер и использование определенного набора штампов. Музыка представляет все разнообразие Вселенной, воплощенное в бесконечных соче-таниях звуков. Каждый слушает ту музыку, ко-торая ему нравится. Музыкальные пристрастия человека — это своеобразное зеркало, но отра-жается в нем не внешняя форма, а внутреннее содержание.
В жизни происходит преувеличение ути-литарной значимости музыки, ее прикладной
функции, при которой эстетические, художест-венные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка ис-пользуется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздо-ровлять человека.
Издавна музыка понимается как средство уп-равления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности.
Музыка объединяет в себе две крайности, кото-рые легко делаются самостоятельными по отно-шению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.
Я. Вермер. У клавесина
• Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие худож-ники работали в этих жанрах?
• Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содер-жания которых является повседневная жизнь.
• Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?
• Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит…
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве
Э. Мунк. Крик Д. Шостакович Когда в жизни все хорошо и кра-сиво, говорят: «как в сказке или как
в кино». Роскошный закат солнца на море невольно наводит на мысль — как на картине. И наоборот, негатив-ные явления, нашедшие отражение в искусстве, хотя и вызывают возмуще-ние, но при этом не рождают чувства агрессии или сильно выраженного страдания.
Посмотрите на картину испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973) «Герника» (1937). На ней изображено страшное событие, случившееся в са-мом начале Второй мировой войны. Фашистская авиация разбомбила ма-ленький испанский городок Гернику, стерла его с лица Земли, уничтожила мирных жителей. Художник не мог не откликнуться на беду своего наро-да. Но показать результаты разгрома
в реалистической манере значило, по его словам, изобразить мясную лавку. Поэтому Пикассо обратился к языку символов. С их помощью он передал и ужас, и боль, и страдание, и возму-щение, но сделал это очень тактично, не вызывая у зрителя чувства страха и отвращения, которые бы непременно возникли, если бы художник фотогра-фически отразил это событие. Картина вот уже много лет висит на огромной стене музея Прадо в Мадриде, напоми-ная о преступлении перед человечест-вом, которое нельзя забывать.
Понять смысл картины могут люди любой страны, любой эпохи, если они владеют языком символов.
Нет ни одного человека, которому была бы незнакома Симфония № 7 («Ленинградская») Дмитрия Дмитри-
евича Шостаковича (1906—1975),со-
чиненная в 1941 г. Она стала симво-лом грядущей победы над фашизмом и своеобразным музыкальным памят-ником Великой Отечественной войне. Спустя два года композитор пишет
Симфонию № 8 — одно из наиболее трагических творений искусства XX в., сравнимое разве что с «Герникой» Пи-кассо. Симфония представляет собой монументальную трагическую фреску происходящего вокруг, как бы отра-жающую весь мир. В ней и трагедия войны, и ужас российской повседнев-ности с ее лицемерием и гигантома-нией, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.
«Сон разума рождает чудовищ», — сказал Ф. Гойя. «Сон совести превраща-ет в чудовище самого человека», — мог бы добавить Шостакович. У Шостако-вича образы зла окарикатурены, пере-
ведены из области вечных категорий в контекст злободневной современнос-ти. Контрастное сопоставление безыс-ходности и просветления производит неотразимое впечатление. Мучитель-но напряженная музыка симфонии взывает к совести, зовет к неприми-римости со злом, протестует против зла, насилия и всего, что причиняет людям боль и страдания.
П. Пикассо. Герника Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ
• Как вы понимаете символику картины «Герника»?
• Рассмотрите все элементы картины. Пользуясь словарями и справочниками по символике, найдите различные значения символов, берущих начало в глубокой древности. Интерпретируйте эти значения для картины, посвященной трагедии мировой войны.
• Послушайте 3-ю часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича. Какой смысл она выражает? Какими
Прекрасное пробуждает доброе
C. Ботичелли. Мадона с младенцем
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.009 с.) |