Марграф эккегард и его жена юта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марграф эккегард и его жена юта.



Статуи собора в Наумбурге. Германия

 

Ф. Буше. Госпожа Помпадур

 

 

О. Ренуар. Танец в деревне

 

iskusstvo maket8!.indd 84     6/18/09 5:16:54 PM  
     
         


О. Ренуар. Танец в городе

 

 

Б. Кустодиев. Купчиха

 

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев

 

• Посмотрите на произведения искусства, расположенные на этих страницах.

 

• Как менялось представление о красоте человека в разные эпохи? в разных слоях общества? Охарактеризуйте идеал прекрасного человека в разные эпохи.

 

• Послушайте фрагменты произведений инструментальной музыки. С образом человека какой эпохи они соотносятся? Как костюм передает мировоззрение людей?

 

Художественно-творческое задание

 

Идеалы какой эпохи в истории человечества вам особенно близки — нравятся архитектура и одежда, музыка и живопись, привлекателен образ жизни? Пофантазируйте и представьте, что вы живете в то время. Подумайте, кем бы вы хотели быть. Изобразите себя в образе идеального человека полюбившейся вам эпохи. (Материалы: перо, тушь; аппликация; акварель; линогравюра

и др.) Подберите музыкальные произведения, соответствующие тому времени.

 

iskusstvo maket8!.indd 85     6/18/09 5:16:59 PM  
     
         


Великий дар творчества: радость и красота созидания


 

 

М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной

 

 

П. Корин. Портрет пианиста Игумнова

 

 


Творческим потенциалом облада-ет каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество на-полняет смыслом жизнь человека, со-действует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообраз-ной и полезной.

 

Созидание нового в любом виде де-

 

ятельности — науке, искусстве, стро-ительстве, даже в игре — творческий процесс. Конечно, если он доставляет радость, если человек, создавая новое, вкладывает в него свою душу.

 

В результате научного творчества от-крываются новые закономерности ре-ального мира, новые законы и факты природы. Плодами художественного творчества является создание «второй реальности» в картинах, музыкальных произведениях, фильмах и т. д.

Творчество всегда активно, оно предполагает творческое усилие, по-этому не терпит лени. Не случайно к проблеме творчества обращаются мно-гие поэты.

 

 

Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, Ты — вечности заложник

 

У времени в плену.

 

Б. Пастернак

 

Творческий порыв предвосхищает рождение нового. Но необходимо на-учиться мечтать, фантазировать, вклю-чать для решения задач не только ин-теллект, но и интуицию. Творческое состояние характерно тем, что оно овладевает мыслями, чувствами, во-лей, сознанием человека, определяет

 

не только его отношение к жизни, но подчас и его судьбу.

 

Искусство обладает уникальной спо-собностью доставлять человеку радость творить и любоваться творчеством. Эта


 

 

iskusstvo maket8!.indd 86     6/18/09 5:17:01 PM  
     
         


особая радость возникает благодаря эстетическому переживанию, которое испытывает человек, общающийся с искусством: автор он художественного произведения или зритель, слушатель, читатель. Восприятие произведений искусства тоже творческий процесс и потому также способно принести радость. Сила искусства в его эмоци-ональности, в том, что оно способно потрясать людей.

 

Момент творческого процесса запе-чатлен в различных картинах, скуль-птурах. Воспринимая их, человек по-гружается в атмосферу творчества, у него рождается желание постичь не-

 

возможное, найти в душе созвучное этому невозможному.

 

В. Тропинин. Портрет Александра Пушкина

 

 

• Найдите в справочной литературе понятие «творчество», сравните его определение с вашим представлением о нем. На основании собственного опыта и новых знаний сформулируйте свой взгляд на творчество.

 

• Объясните, как вы понимаете утверждение выдающегося французского скульптора О. Родена: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».

 

• Послушайте несколько музыкальных произведений в различных исполнительских трактов-ках. В чем проявилась творческая индивидуальность каждого исполнителя? Как стиль исполнения повлиял на образно-смысловой строй сочинений?


 

Художественно-творческие задания

 

Выполните ассоциативную композицию на тему «Город». (Это может быть музыкальный го-род, индустриальный, вечерний и т. п.)


 

 


 

 

iskusstvo maket8!.indd 87     6/18/09 5:17:04 PM  
     
         


Как соотносятся красота и польза


 

 


 

Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явле-ний и др. Красивое всегда гармонич-но, ему присуще чувство меры. Не слу-чайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Если строго разграничить искус-ство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привиле-

 

гия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разгра-ничения не существует, так как искус-ство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебе-ли, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танце-вальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием худо-жественных произведений. Такое вза-имопроникновение обеспечивает гар-монию красоты и пользы.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпи-зоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глу-бокой древности до наших дней.

 

Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.

 

Античный философ Сократ (V в. до

 

н. э.) считал красивым то, что наилуч- Дж.Бернини. Аполлон и Дафна шим образом соответствует своему

 

назначению. На основании этого ут-верждения он, не отличаясь привлека-тельной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказы-

 

вал, что необычайно красив. «Большие

 

уши лучше улавливают звук, — говорил он, — поэтому они красивы».

 

И в последующие эпохи люди по-разному воспринимали красоту и


 

 

iskusstvo maket8!.indd 88     6/18/09 5:17:09 PM  
     
         


пользу окружающего мира. Например,    
фламандские художники XVII в. вос-    
хищались великолепием огромного    
количества снеди. Их грандиозные    
полотна вмещали фрукты, овощи,    
дары моря. А голландские художники    
того же времени радовались тихому    
домашнему уюту.    
В эпоху барокко искусство отра-    
жало напряженную эмоциональную    
жизнь человека, его сложный и много-    
образный внутренний мир. В живопи-    
си, скульптуре, музыке получила воп-    
лощение борьба противоположных    
сил: света и тьмы, силы и слабости,    
грубой власти и нежной покорности.    
Это повлекло за собой замысловатые,    
причудливые и противоречивые фор-    
мы искусства.    
В «Высокой мессе» И.-С. Баха дра-    
матургия основана на раскрытии кон-    
трастных образов: скорби, страдания    
и радости, света, которые пробужда- Д. Жилинский. Воскресный день  
ют величие духа и устремленность к  

 

активному действию.

 

Сцены заурядных или даже траги-ческих событий, которые в обычной

К. Снайдерс. Натюрморт с фруктами и овощами

 

 

 

iskusstvo maket8!.indd 89     6/18/09 5:17:13 PM  
     
         


Шлягер (нем. Schlager) обозначает при-мерно то же, что имеется в виду в ан-глийском bestseller (ходкий, хорошо продающийся товар) — модная книга, или в английской метафоре hit (попа-дание — гвоздь сезона, хорошо прода-ющийся диск).

 

 

Г. Хонтхорст. Концерт на балконе

 

П. Лонги. Концерт

 


жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают вы-сокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, пережи-ванию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.

Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыка-ленном, озвученном быте. Легкая, развлекатель-ная музыка стала основой музыкального раци-она, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке от-

 

носится шлягер — модная песенка танцеваль-ного характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания.

 

Однокоренной глагол schlagen имеет значе-ния «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту самого действа: исполнение такой музыки опирается, как правило, на жест-кую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уров-не громкости. Отличительными чертами шляге-ра являются его вненациональный характер и использование определенного набора штампов.

Музыка представляет все разнообразие Вселенной, воплощенное в бесконечных соче-таниях звуков. Каждый слушает ту музыку, ко-торая ему нравится. Музыкальные пристрастия человека — это своеобразное зеркало, но отра-жается в нем не внешняя форма, а внутреннее содержание.

 

В жизни происходит преувеличение ути-литарной значимости музыки, ее прикладной

 

функции, при которой эстетические, художест-венные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка ис-пользуется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздо-ровлять человека.

 

Издавна музыка понимается как средство уп-равления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности.

 

Музыка объединяет в себе две крайности, кото-рые легко делаются самостоятельными по отно-шению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.


 

 

iskusstvo maket8!.indd 90     6/18/09 5:17:17 PM  
     
         


 

 

Я. Вермер. У клавесина

 

 

• Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие худож-ники работали в этих жанрах?

 

• Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содер-жания которых является повседневная жизнь.

 

• Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?

 

• Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит…

 

Музыка губит».    
   

 

 

iskusstvo maket8!.indd 91     6/18/09 5:17:22 PM  
     
         


Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве


 

 

Э. Мунк. Крик

Д. Шостакович


Когда в жизни все хорошо и кра-сиво, говорят: «как в сказке или как

 

в кино». Роскошный закат солнца на море невольно наводит на мысль — как на картине. И наоборот, негатив-ные явления, нашедшие отражение в искусстве, хотя и вызывают возмуще-ние, но при этом не рождают чувства агрессии или сильно выраженного страдания.

 

Посмотрите на картину испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973) «Герника» (1937). На ней изображено страшное событие, случившееся в са-мом начале Второй мировой войны. Фашистская авиация разбомбила ма-ленький испанский городок Гернику, стерла его с лица Земли, уничтожила мирных жителей. Художник не мог не откликнуться на беду своего наро-да. Но показать результаты разгрома

 

в реалистической манере значило, по его словам, изобразить мясную лавку. Поэтому Пикассо обратился к языку символов. С их помощью он передал и ужас, и боль, и страдание, и возму-щение, но сделал это очень тактично, не вызывая у зрителя чувства страха и отвращения, которые бы непременно возникли, если бы художник фотогра-фически отразил это событие. Картина вот уже много лет висит на огромной стене музея Прадо в Мадриде, напоми-ная о преступлении перед человечест-вом, которое нельзя забывать.

 

Понять смысл картины могут люди любой страны, любой эпохи, если они владеют языком символов.

 

Нет ни одного человека, которому была бы незнакома Симфония № 7 («Ленинградская») Дмитрия Дмитри-

 

евича Шостаковича (1906—1975),со-

 

чиненная в 1941 г. Она стала симво-лом грядущей победы над фашизмом и своеобразным музыкальным памят-ником Великой Отечественной войне. Спустя два года композитор пишет


 

 

iskusstvo maket8!.indd 92     6/18/09 5:17:24 PM  
     
         


Симфонию № 8 — одно из наиболее трагических творений искусства XX в., сравнимое разве что с «Герникой» Пи-кассо. Симфония представляет собой монументальную трагическую фреску происходящего вокруг, как бы отра-жающую весь мир. В ней и трагедия войны, и ужас российской повседнев-ности с ее лицемерием и гигантома-нией, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.

 

«Сон разума рождает чудовищ», — сказал Ф. Гойя. «Сон совести превраща-ет в чудовище самого человека», — мог бы добавить Шостакович. У Шостако-вича образы зла окарикатурены, пере-

 

ведены из области вечных категорий в контекст злободневной современнос-ти. Контрастное сопоставление безыс-ходности и просветления производит неотразимое впечатление. Мучитель-но напряженная музыка симфонии взывает к совести, зовет к неприми-римости со злом, протестует против зла, насилия и всего, что причиняет людям боль и страдания.

 

П. Пикассо. Герника Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ

 

• Как вы понимаете символику картины «Герника»?

 

• Рассмотрите все элементы картины. Пользуясь словарями и справочниками по символике, найдите различные значения символов, берущих начало в глубокой древности. Интерпретируйте эти значения для картины, посвященной трагедии мировой войны.

 

• Послушайте 3-ю часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича. Какой смысл она выражает? Какими

 

образными средствами композитор раскрывает трагизм жизненных ситуаций?    
   

 

 

iskusstvo maket8!.indd 93     6/18/09 5:17:28 PM  
     
         


Прекрасное пробуждает доброе


 

 

C. Ботичелли. Мадона с младенцем




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.11 с.)