Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имитация картины П. Класа. Современная фотография
П. Клас. Натюрморт с устрицами
П. Клас. Натюрморт с рыбой
В. ван Гог. Церковь в Овере
П. Пикассо. Скрипка
В. ван Гог. Звездная ночь
iskusstvo maket8!.indd 62
ды, цвет жизни, символ утешения, возрождения
к новой жизни.
С ХV в. изображенные на картине вещи наде-ляются одновременно двойным смыслом — ре-лигиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная сим-волика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жиз-ни человека.
Многие произведения XVII в. носят символи-ческий характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часа-ми и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представля-ют собой сложные для разгадывания образные
коды. Особенно это характерно для распростра-ненного в XVII в. натюрморта, называемого ва-
нитас (vanitas —суета сует)и напоминающегочеловеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзву-чал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, ра-ботающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых ве-
6/18/09 5:15:05 PM щей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь.
Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).
Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890)отражают его мятежную,не-зависимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помо-щью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный на-
кал во много раз усиливался благодаря используемому мас-тером приему наложения краски мелкими штриховыми ли-ниями и волнообразному ритму их движения.
Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973).Персонажами его натюрмортов час-то были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.
Натюрморт (франц.nature morte — мерт-
вая природа) — жанр, характерной особен-ностью которого яв-ляется изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.
В. Ван Гог. Натюрморт солеандром
• Как вы думаете, это знаки или символы? Попробуйте интерпретировать их сначала как зна-ки, а потом как символы.
• Послушайте несколько музыкальных сочинений и рассмотрите картины В. Ван Гога и П. Пикассо.
Художественные послания предков
Ритуальный танец. Сефар.Сахара
Л. делла Робиа. Поющие дети
Мифы (греч. mýthos —сказание) —этоустные предания о богах, духах, геро-ях. Миф повествовал о происхождении Вселенной и человека, о зарождении жиз-ни и смерти, выполнял функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времен рассказывают о представлениях людей о строении мира и своем месте в нем. Тогда в сознании че-ловека соединялись миф — изображение — ритуал,т.е.слово— изображение — дейс-
твие. Создание и использование изображе-ния представляли собой действие, которое объединяло в себе миф и ритуал. При этом большую роль играло повторение элементов, которое позже проявилось в традиционном искусстве всех народов мира.
Мир человека замыкался внутри окружаю-щего его земного пространства и насущных жизненных проблем. Сложные понятия, свя-занные с охотой, в эпоху палеолита обознача-лись простыми знаками-символами. Так древ-нейшие люди выражали свое видение карти-ны мира, сложившейся в их сознании.
Обряды позволяли древним людям в иг-ровой форме проживать ситуации, с ко-торыми любой из них мог столкнуться в действительности. Это своего рода образцы поведения, выраженные в художественной форме. Участники обряда, ритуала, осваивая различные роли, учились творчески воспри-нимать мир. Музыкальное искусство имеет несколько источников.
Фольклор —буквально«народная муд-рость» — образная модель мира, отража-ющая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые песни рождались из действия, ритма движений, из возгласов, интонаций речи. Инструментальные формы возникали из музицирования, основанного на свойствах самого инструмента, в сочета-нии с характерными для народа песенными интонациями.
Церковное искусство христиан,напевы,
на которых строился круг церковных обря-дов, были сочинены как «Богом внушенное пение», а иконы, фрески, сама служба, не мыслимая вне храмового синтеза искусств,
создавала определенную дистанцию между земным и небесным: привычным, обыден-ным, чувственным и идеальным, высоким, духовным.
Все дальнейшее развитие искусства в Европе в течение второго тысячелетия шло
как сближение духовного и светского, профессионального и народного. В результате этого взаимодействия воз-никло богатейшее классическое ис-кусство, которое не только не исчер-пало себя, но и научилось отражать действительность во всем ее много-образии. Искусство — накопленный человечеством духовный опыт поко-лений — людьми XXI в. воспринима-ется как часть жизни. Вот почему в произведениях разных искусств так много цитат, перекличек, подража-ний созданному ранее. Идет живой диалог современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.
В. Васнецов. Снегурочка
И. Билибин. Снегурочка
Ритуал —действия,совершаемые жре-цом, знахарями, представителями цер-кви, хозяином или хозяйкой дома, в частности: ритуал посвящения в воины, похоронный ритуал, религиозные риту-алы причащения, освящения жилища, магические ритуалы. Все ритуалы стро-го сохраняют порядок произношения текста и порядок действий.
Обряд —развернутое символическоедействие, в отличие от ритуала, имеет более сложный сценарий, например об-ряд крещения. В основном обряды пос-вящаются временам года, хозяйственной деятельности В народном обряде нет ничего офици-
ального: в нем все идет от игрового тра-диционного действия, то есть от самой жизни. Обряд может сопровождаться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией.
Разговор с современником
Художник, композитор, писатель создают свои про-изведения в надежде на то, что они будут интересны людям. История искусств знает много примеров об-ращения художника к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру, справед-ливости. Великий русский иконописец Андрей Рублев (около 1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную ико-ну «Троица», слава о которой гремит по всему миру.
Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в память о ее ве-ликом основателе Сергии Радонежском и в похва-
лу своему учителю. Именно признательность этому святому, удивительно цельному и преданному сво-им идеалам человеку, заставила художника продол-жить в искусстве дело жизни преподобного Сергия — борьбу за единение Руси, которую подвижник вел мирным средством — убеждением. В то жестокое вре-мя Сергий Радонежский с помощью слова, иносказа-ния, притчи затрагивал самые сокровенные чувства людей, примирял враждующих между собой князей, объединял их, предрекал победу над общим врагом. Его любили и почитали в народе.
На иконе изображены три ангела, пришедшие, со-гласно ветхозаветному преданию, к старцу Аврааму и его жене Сарре сообщить им о том, что у них родит-ся долгожданный сын. Авраам гостеприимно усадил юношей за стол под знаменитым Мамврийским дубом и приготовил им угощение — тельца, голова которого символически лежит в чаше посредине стола, напоми-нающего своей формой древний жертвенник.
В центре композиции — Бог Сын, печально бла-гословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры. И это гово-рит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, они идут на нее ради вели-кой цели — спасения людей. Так Андрей Рублев с по-мощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели — свободы Родины.
Религиозный праздник Святой Троицы — праздник торжества победы Бога над злом — обращен к будуще-му. Бог указывал человеку свой замысел о нем, о его пути.
Весна, лето, вечный природный круг соединились в этом празднике как знак и символ не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и запове- данного ему совершенствования.
• Какое символическое значение имеет композиция иконы, ее колорит, ритмическое построе-ние, характер линий? Какой знак дает понять, что эти ангелы — странники?
• Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублевым ико-ны «Троица»?
• В чем заключается историческая миссия Дмитрия Донского и Сергия Радонежского?
• Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева?
• Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троицы?
• Посмотрите фрагменты кинофильма «Андрей Рублев». Как трактует режиссер А. Тарковский символы слияния металла и огня, небесного и земного?
• Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. В этом и заклю-
Символы в жизни и искусстве
в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен пере-плетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, ко-торый захватывает человека целиком.
Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с граждански-ми, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни «Ах ты, степь широ-кая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устрем-ления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.
Исконная русская тема бесконечной и безрадостной до-роги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в кар-тине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали
в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просве-та, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ланд-шафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамени-ем одинокий странник.
И. Левитан. Владимирка
Фрагмент прялки с солярными знаками.
Архангельская губерния. Конец XIX в.
А. Саврасов. Распутица Есть музыкальные сочинения, непосредст- венно переда-переживания от пути, дороги, быстрой езды, напри-: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского
цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя доро-Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»). Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, напри-, у С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева
Иоанн Дамаскин».
Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой кос-тер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.
Тема дороги была подхвачена и в творчестве композито-ров-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны
(1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, доро-ги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня-воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова. Подобно тому как «Священная война» А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила нача-
ло целому пласту песен военных лет, песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны. Можно сказать, что, продолжая тради-ции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным симво-лом своей эпохи.
Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой гео-логов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распро-странение в 60—70-х гг. прошлого века
авторской песне, звучавшей на турис-тических слетах, у походных костров.
В. Перов. Последний кабак у заставы
А. Саврасов. Зимняя дорога
• Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.
• Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно-эстетического смысла.
• Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его твор-чество сравнивают с песнью о России?
• Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение при-дается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?
• С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»?
• Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия? Художественно-творческое задание
Музыкальнo-поэтическая символика огня
А. Скрябин
В. Кандинский. Контрастные звуки В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин
(1871/72—1915) — выдающийся русский компо-зитор, пианист, педагог — создает оригиналь-ное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использова-ние цветного света во время исполнения музы-ки. Это было ново и необычно.
В основе поэмы лежит древнегреческий миф
о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям. По-гречески слово «прометей» означает «прови-дец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непос-редственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей».
А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стрем-ление «пропеть гимн дерзновенной воле чело-века». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это — активная энергия Вселенной, творческий при-нцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема твор-ческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.
Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-ли-лово-серый хаос. На фоне «прометеевской гар-
монии» вступает мелодия — символ дерзновен-ной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы.
Главная тема экспозиции обозначена ком-позитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка ассоци-ировалась у Скрябина с красным цветом. В реп-ризе — кульминация поэмы с ее органными и ко-локольными звучностями. Здесь Скрябин предпо-лагал «озарение» всего зала ослепительными луча-
ми белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасше-го пламени грандиозного, космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вест-ником социальных бурь начала XX в.
При жизни Скрябина не удалось ре-ализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движу-щиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архи-тектуру». Однако идея зримой музы-ки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрак-тной живописью и интереснейшим изобретениям. Появились цветосвето-вые установки, аппарат «Цветомузы-ка», оптический синтезатор звука, ко-торый был назван в честь Александра Николаевича Скрябина — АНС. Все эти направления позднее воплотились
в современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).
Ж.-М. Жарр
• Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую компо-зицию этого сочинения.
• Какую роль играет включение в репризе хора, который исполняет «тему творческих стрем-лений», а в кульминации — «тему Прометея»?
• Представьте себя в роли дирижера и передайте выразительными жестами смену музыкальных образов в репризе поэмы.
• Какие жанры музыкального искусства помогли композитору создать образ Прометея (вы-берите из предложенных и аргументируйте свое мнение): программная симфония, концерт для фортепиано с оркестром, кантата?
• Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.198 с.) |