Имитация картины П. Класа. Современная фотография 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имитация картины П. Класа. Современная фотография



 

 

П. Клас. Натюрморт с устрицами

 

П. Клас. Натюрморт с рыбой


 

iskusstvo maket8!.indd 61     6/18/09 5:14:17 PM  
     
         


 

В. ван Гог. Церковь в Овере

 

 

П. Пикассо. Скрипка

 

 

В. ван Гог. Звездная ночь

 

 

iskusstvo maket8!.indd 62


 

ды, цвет жизни, символ утешения, возрождения

к новой жизни.

 

С ХV в. изображенные на картине вещи наде-ляются одновременно двойным смыслом — ре-лигиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная сим-волика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жиз-ни человека.

 

Многие произведения XVII в. носят символи-ческий характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часа-ми и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представля-ют собой сложные для разгадывания образные

 

коды. Особенно это характерно для распростра-ненного в XVII в. натюрморта, называемого ва-

 

нитас (vanitas —суета сует)и напоминающегочеловеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзву-чал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, ра-ботающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых ве-

 

 

6/18/09 5:15:05 PM


щей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь.

 

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

 

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890)отражают его мятежную,не-зависимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помо-щью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный на-

 

кал во много раз усиливался благодаря используемому мас-тером приему наложения краски мелкими штриховыми ли-ниями и волнообразному ритму их движения.

 

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973).Персонажами его натюрмортов час-то были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

 

 

Натюрморт (франц.nature morte — мерт-

 

вая природа) — жанр, характерной особен-ностью которого яв-ляется изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

 

 

В. Ван Гог. Натюрморт солеандром

 

• Как вы думаете, это знаки или символы? Попробуйте интерпретировать их сначала как зна-ки, а потом как символы.

 

• Послушайте несколько музыкальных сочинений и рассмотрите картины В. Ван Гога и П. Пикассо.

 

Художественно-творческое задание    
Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, ко-    
торые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что    
оставило след в вашей памяти, в душе.    
   

 

 

iskusstvo maket8!.indd 63     6/18/09 5:15:09 PM  
     
         


Художественные послания предков


 

Ритуальный танец. Сефар.Сахара

 

Л. делла Робиа. Поющие дети

 

 

Мифы (греч. mýthos —сказание) —этоустные предания о богах, духах, геро-ях. Миф повествовал о происхождении Вселенной и человека, о зарождении жиз-ни и смерти, выполнял функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

 

 


Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времен рассказывают о представлениях людей о строении мира и своем месте в нем. Тогда в сознании че-ловека соединялись миф — изображение — ритуал,т.е.слово— изображение — дейс-

 

твие. Создание и использование изображе-ния представляли собой действие, которое объединяло в себе миф и ритуал. При этом большую роль играло повторение элементов, которое позже проявилось в традиционном искусстве всех народов мира.

 

Мир человека замыкался внутри окружаю-щего его земного пространства и насущных жизненных проблем. Сложные понятия, свя-занные с охотой, в эпоху палеолита обознача-лись простыми знаками-символами. Так древ-нейшие люди выражали свое видение карти-ны мира, сложившейся в их сознании.

Обряды позволяли древним людям в иг-ровой форме проживать ситуации, с ко-торыми любой из них мог столкнуться в действительности. Это своего рода образцы поведения, выраженные в художественной форме. Участники обряда, ритуала, осваивая различные роли, учились творчески воспри-нимать мир.

Музыкальное искусство имеет несколько источников.

 

Фольклор —буквально«народная муд-рость» — образная модель мира, отража-ющая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые песни рождались из действия, ритма движений, из возгласов, интонаций речи. Инструментальные формы возникали из музицирования, основанного на свойствах самого инструмента, в сочета-нии с характерными для народа песенными интонациями.

 

Церковное искусство христиан,напевы,

 

на которых строился круг церковных обря-дов, были сочинены как «Богом внушенное пение», а иконы, фрески, сама служба, не мыслимая вне храмового синтеза искусств,

 

создавала определенную дистанцию между земным и небесным: привычным, обыден-ным, чувственным и идеальным, высоким, духовным.

 

Все дальнейшее развитие искусства в Европе в течение второго тысячелетия шло


 

 

iskusstvo maket8!.indd 64     6/18/09 5:15:15 PM  
     
         


как сближение духовного и светского, профессионального и народного. В результате этого взаимодействия воз-никло богатейшее классическое ис-кусство, которое не только не исчер-пало себя, но и научилось отражать действительность во всем ее много-образии. Искусство — накопленный человечеством духовный опыт поко-лений — людьми XXI в. воспринима-ется как часть жизни. Вот почему в произведениях разных искусств так много цитат, перекличек, подража-ний созданному ранее. Идет живой диалог современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой

ценностью.

 

В. Васнецов. Снегурочка

 

И. Билибин. Снегурочка

 

Ритуал —действия,совершаемые жре-цом, знахарями, представителями цер-кви, хозяином или хозяйкой дома, в частности: ритуал посвящения в воины, похоронный ритуал, религиозные риту-алы причащения, освящения жилища, магические ритуалы. Все ритуалы стро-го сохраняют порядок произношения текста и порядок действий.

 

 

Обряд —развернутое символическоедействие, в отличие от ритуала, имеет более сложный сценарий, например об-ряд крещения. В основном обряды пос-вящаются временам года, хозяйственной деятельности В народном обряде нет ничего офици-

 

ального: в нем все идет от игрового тра-диционного действия, то есть от самой жизни. Обряд может сопровождаться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией.

 

 

• Рассмотрите изображения Снегурочки на репродукциях с картин И. Билибина, В. Васнецова и    
др. Послушайте, как воплощен образ Снегурочки в музыке Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.    
Какие черты этого образа заимствованы из языческих верований и обрядов?    
Художественно-творческое задание    
Разработайте сценарий одного из народных праздников: осенины, Рождество Христово,    
Масленица и др. Перечислите те знаки-символы, которые будут раскрывать смысл, содержание    
каждого из них.    
         
iskusstvo maket8!.indd 65       6/18/09 5:15:18 PM  
       
     
           


Разговор с современником

 

Художник, композитор, писатель создают свои про-изведения в надежде на то, что они будут интересны людям. История искусств знает много примеров об-ращения художника к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру, справед-ливости.

Великий русский иконописец Андрей Рублев (около 1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную ико-ну «Троица», слава о которой гремит по всему миру.

 

Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в память о ее ве-ликом основателе Сергии Радонежском и в похва-

 

лу своему учителю. Именно признательность этому святому, удивительно цельному и преданному сво-им идеалам человеку, заставила художника продол-жить в искусстве дело жизни преподобного Сергия — борьбу за единение Руси, которую подвижник вел мирным средством — убеждением. В то жестокое вре-мя Сергий Радонежский с помощью слова, иносказа-ния, притчи затрагивал самые сокровенные чувства людей, примирял враждующих между собой князей, объединял их, предрекал победу над общим врагом. Его любили и почитали в народе.

На иконе изображены три ангела, пришедшие, со-гласно ветхозаветному преданию, к старцу Аврааму и его жене Сарре сообщить им о том, что у них родит-ся долгожданный сын. Авраам гостеприимно усадил юношей за стол под знаменитым Мамврийским дубом и приготовил им угощение — тельца, голова которого символически лежит в чаше посредине стола, напоми-нающего своей формой древний жертвенник.

 

В центре композиции — Бог Сын, печально бла-гословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры. И это гово-рит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, они идут на нее ради вели-кой цели — спасения людей. Так Андрей Рублев с по-мощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели — свободы Родины.

 

Религиозный праздник Святой Троицы — праздник торжества победы Бога над злом — обращен к будуще-му. Бог указывал человеку свой замысел о нем, о его пути.

 

Весна, лето, вечный природный круг соединились в этом празднике как знак и символ не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и запове-

данного ему совершенствования.

 

iskusstvo maket8!.indd 66     6/18/09 5:15:21 PM  
     
         


 

• Какое символическое значение имеет композиция иконы, ее колорит, ритмическое построе-ние, характер линий? Какой знак дает понять, что эти ангелы — странники?

 

• Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублевым ико-ны «Троица»?

 

• В чем заключается историческая миссия Дмитрия Донского и Сергия Радонежского?

 

• Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева?

 

• Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троицы?

 

• Посмотрите фрагменты кинофильма «Андрей Рублев». Как трактует режиссер А. Тарковский символы слияния металла и огня, небесного и земного?

 

• Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. В этом и заклю-

 

чается высшее предназначение художника».    
   

 

 

iskusstvo maket8!.indd 67     6/18/09 5:15:25 PM  
     
         


Символы в жизни и искусстве

 

 

  Центральные символы-образы лю-  
  бой культуры — солнце, дерево, доро-  
  га. Люди верили, что они наделены  
  священными силами, и почитали их.  
  Солнце дает свет и тепло и являет-  
  ся символом жизни. Дерево растет,  
  а теряя листву, обретает ее вновь и  
  вновь, т. е. как бы умирает и воскре-  
  сает. Поэтому, в соответствии с древ-  
  ними религиозными верованиями,  
  дерево — символ Вселенной.  
  Для русского человека особое зна-  
  чение имеет образ-символ дороги.  
  Жизнь человека уподоблялась дороге,  
  которую должен был пройти каждый.  
  Народные обряды, отмечавшие основ-  
  ные вехи жизни человека — от рож-  
  дения, крещения, свадьбы, вплоть до  
  смерти, — отражали его представле-  
  ния о ценностях бытия и одновремен-  
  но воспитывали и обучали, формируя  
  культуру восприятия пространства и  
  времени. Дорога издавна подкупает и  
  привлекает русского человека новыми  
  возможностями, свежими впечатлени-  
  ями, заманчивыми переменами.  
  Образ дороги получил широкое  
  распространение в искусстве, и пре-  
  жде всего в фольклоре. Многие сюже-  
  ты народных сказок связаны с про-  
  хождением пути-дороги в прямом и  
  переносном смысле. Отечественное  
  искусство знает немало музыкальных,  
  живописных, графических произведе-  
  ний, которые посвящены образу до-  
  роги. Достаточно назвать имена ком-  
  позиторов: М. Глинки, П. Чайковского,  
  С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридо-  
  ва; художников: И. Билибина, В. Васне-  
  цова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и  
  писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова,  
  Н. Гоголя и многих, многих других.  
  Образ Руси, бешено несущейся по  
  неизведанной дороге, не так опти-  
  мистично безмятежен, как может по-  
  казаться с первого взгляда.  
  В таких народных песнях, как «Не  
Прялка. Архангельская губерния.КонецXIX в. одна-то ли во поле дороженька», «Ах,  
ты поле мое» и др., дорога вызывает  
           

 

 

iskusstvo maket8!.indd 68     6/18/09 5:15:29 PM  
     
         


в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен пере-плетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, ко-торый захватывает человека целиком.

 

Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с граждански-ми, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни «Ах ты, степь широ-кая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устрем-ления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.

 

Исконная русская тема бесконечной и безрадостной до-роги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в кар-тине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали

 

в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просве-та, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ланд-шафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамени-ем одинокий странник.

 

И. Левитан. Владимирка


 

Фрагмент прялки

с солярными знаками.

 

Архангельская губерния. Конец XIX в.


 

 

 

iskusstvo maket8!.indd 69     6/18/09 5:15:32 PM  
     
         


 

А. Саврасов. Распутица


Есть музыкальные сочинения, непосредст- венно переда-переживания от пути, дороги, быстрой езды, напри-: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского

цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя доро-Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»). Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, напри-, у С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева

 

Иоанн Дамаскин».

 

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой кос-тер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.

 

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композито-ров-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны

 

(1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, доро-ги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня-воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова. Подобно тому как «Священная война» А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила нача-


 

iskusstvo maket8!.indd 70     6/18/09 5:15:37 PM  
     
         


ло целому пласту песен военных лет, песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны. Можно сказать, что, продолжая тради-ции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным симво-лом своей эпохи.

 

Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой гео-логов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распро-странение в 60—70-х гг. прошлого века

 

авторской песне, звучавшей на турис-тических слетах, у походных костров.


 

 

В. Перов. Последний кабак у заставы

 

А. Саврасов. Зимняя дорога


 

• Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.

 

• Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно-эстетического смысла.

 

• Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его твор-чество сравнивают с песнью о России?

 

• Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение при-дается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?

 

• С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»?

 

• Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?

Художественно-творческое задание

 

Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зару-    
бежных художников».    
   

 

 

iskusstvo maket8!.indd 71     6/18/09 5:15:42 PM  
     
         


Музыкальнo-поэтическая символика огня


 

А. Скрябин

 

В. Кандинский.

Контрастные звуки


В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин

 

(1871/72—1915) — выдающийся русский компо-зитор, пианист, педагог — создает оригиналь-ное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использова-ние цветного света во время исполнения музы-ки. Это было ново и необычно.

 

В основе поэмы лежит древнегреческий миф

 

о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям.

По-гречески слово «прометей» означает «прови-дец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непос-редственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей».

 

А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стрем-ление «пропеть гимн дерзновенной воле чело-века». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это — активная энергия Вселенной, творческий при-нцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема твор-ческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.

 

Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-ли-лово-серый хаос. На фоне «прометеевской гар-

 

монии» вступает мелодия — символ дерзновен-ной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы.

 

Главная тема экспозиции обозначена ком-позитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка ассоци-ировалась у Скрябина с красным цветом. В реп-ризе — кульминация поэмы с ее органными и ко-локольными звучностями. Здесь Скрябин предпо-лагал «озарение» всего зала ослепительными луча-

 

ми белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасше-го пламени грандиозного, космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вест-ником социальных бурь начала XX в.


 

 

iskusstvo maket8!.indd 72     6/18/09 5:15:50 PM  
     
         


При жизни Скрябина не удалось ре-ализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движу-щиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архи-тектуру». Однако идея зримой музы-ки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрак-тной живописью и интереснейшим изобретениям. Появились цветосвето-вые установки, аппарат «Цветомузы-ка», оптический синтезатор звука, ко-торый был назван в честь Александра Николаевича Скрябина — АНС. Все эти направления позднее воплотились

 

в современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).

 

 

Ж.-М. Жарр

 

• Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую компо-зицию этого сочинения.

 

• Какую роль играет включение в репризе хора, который исполняет «тему творческих стрем-лений», а в кульминации — «тему Прометея»?

 

• Представьте себя в роли дирижера и передайте выразительными жестами смену музыкальных образов в репризе поэмы.

 

• Какие жанры музыкального искусства помогли композитору создать образ Прометея (вы-берите из предложенных и аргументируйте свое мнение): программная симфония, концерт для фортепиано с оркестром, кантата?

 

• Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет?

 

Бетховен: «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству ни-    
когда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворен-    
ности».    
Скрябин: «Иду сказать людям,что они сильны и могучи.Чтобы стать оптимистом…нужно    
испытать отчаяние и победить его».    
Художественно-творческое задание    
• Выполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи    
и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.).    
   

 

 

iskusstvo maket8!.indd 73     6/18/09 5:15:55 PM  
     
         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.198 с.)