Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря
Дворец Советов (проект), образец архитектуры эпохи тоталитаризма
iskusstvo maket 9!!.indd 104
Во второй половине XVII в. по гран-диозному замыслу святейшего патриар-ха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Ие-
русалимский монастырь. Его главныйсобор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вер-шина развития древних традиций Рус-ской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).
В XVIII в. открылась новая гла-ва российской истории. Петром I по
меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — осно-
ван Санкт-Петербург.
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется свет-ская живопись и скульптура, изменя-ется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (не-редко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси. Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, просла-вившийся на весь мир. Капелла помо-гает сохранять связь времен и преемс-твенность традиций.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в на-шей стране помпезная, пышная архи-тектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно ма-лого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное свое-образие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуж-дения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения наро-да находят особенно яркое выраже-
ние в искусстве в переломные момен-ты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкаль-
6/18/09 4:51:22 PM
ные сочинения времен Великой Оте-чественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авто-рская песня второй половины XX в. (разновидность городского фолькло-ра), выражающая не только лиричес-кие настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко вы-разившийся в рок-музыке.
Владимир Высоцкий
Борис Гребенщиков
Булат Окуджава
Александр Галич
• Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе.
• Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах?
• Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?
Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художествен-ные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведени- ям различных видов искусства представьте ее целостный образ.
Какими средствами воздействует искусство?
К. Петров-Водкин. Яблоки
П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином Ф. Сурбаран. Натюрморт с апельсинами
К общим средствам художествен-ной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, инто-нация и др. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отноше-ние человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания.
Композиция —это построение
художественного произведения, обус-ловленное его содержанием, характе-ром, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Ком-позиция, построенная по законам ис-кусства, придает произведению целос-тность и гармоничность.
Особенности композиции акцен-тируют внимание на определенных предметах. Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внима-ние зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе опре-деленные переживания, причем в пос-ледовательности, желательной для по-нимания содержания произведения.
На знаменитой картине Сандро Боттичелли (1445—1510) «Весна»справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Пресле-дуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. В центре под аркой вет-вей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетаю-щих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. Ясные и в то же
время тягуче-нежные линии создают
ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Фигуры как будто двигаются с бесшумной легкостью. Их объединяет общий ритм.
Сопоставим особенности компо-зиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой)
музыкального произведения с тем же В.Тропинин. За прошивками названием.
А. Саврасов. Весенний день
С. Боттичелли. Весна
«Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678–1741) — наиболее популяр-ном сочинении итальянского композитора в стиле барокко.
Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет. Пред-полагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Музыка точно следует за образами стихов. Сонеты на-столько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке.
Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необы-чайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti).
Этот мотив является своего рода рефреном, что придает му-зыке форму, похожую на рондо.
Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест, звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра
в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов — лай со-баки, «охраняющей» сон хозяина.
Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес.
Третья часть («Танец-пастораль») пол-на энергии и жизнерадостности. Ритм этой части напоминает поступь старин-ного итальянского танца сицилианы, его особый признак — повторяющаяся рит-мическая фигура
Пастушеской волынки звук Разносится, гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.
Ю. Судейкин. Балетная пастораль
А. Венецианов. Спящий пастушок
• Рассмотрите картину «Весна» Боттичелли. Передайте графически композиционное построение кар-тины. О чем говорит эта линия? Можно ли здесь использовать музыкальный термин «кульминация»? Где она находится и как это передал художник?
• Как можно интерпретировать строки из стихотворения Микеланджело: «Кто создал все, тот сотворил
и части»?
• Послушайте концерт «Весна». Как его композиция влияет на общее впечатление? Какими средствами композитор создает образ весны? В каких эпизодах вы услышали пение птиц?
• Каковы особенности построения первой части концерта? Почему композитор избрал форму рондо? Появлению каких зрительных образов весны помогает противопоставление музыкальных тем? Какой при-нцип построения музыки играет ведущую роль — повтор или контраст? А в картине Боттичелли?
• Какую роль играет сопоставление звучания скрипки соло и всего оркестра в концерте Вивальди? Можно ли найти в картине Боттичелли аналогии этому музыкальному сопоставлению соло и оркестра?
А. Джакометти. Кошка
iskusstvo maket 9!!.indd 110
Форма представляет собой сумму приемов,выразительныхи изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.
В изобразительном искусстве форма — это очерта-
ние, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».
Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — закончен-ная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — не-сет в себе возможность движения, выражает борьбу проти-воположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мирозда-ния), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчи-вый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхоли-ей, пессимизмом.
• Посмотрите плакаты, рекламные листовки, современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчеркивает стилизация или трансформация?
• Послушайте два музыкальных произведения. Сравните, как в них раз-вивается и утверждается основная музыкальная мысль. Какие способы раз-вития преобладают в каждом из этих произведений?
А. Джакометти. Паук
6/18/09 4:51:50 PM
Линия тоже имеет свою форму,которая выражаетобраз. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хао-тичной и тем самым формирует различные образы.
Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформиро-
ванными. В них подчеркиваются или изменяютсяхарактерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы исполь-зуются в плакатной и книжной графике и в мульти-пликации, а также в современной скульптуре.
В музыке под формой подразумеваются органи-зация музыкального целого, способы развития музы-кального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, напри-мер: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы-
композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двух-
частные и трехчастные музыкальные формы, ва-риации, рондо, сонатная форма и др.
Масштабность замысла музыкального произведе-ния определяет его форму-композицию. Для песен-ных жанров характерны простые формы (куплет-ные, куплетно-вариационные); произведения танце-вальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противо-поставлении контрастных образов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.086 с.) |