Иллюстрации и обложка книги жюль верна «путешествие на луну» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иллюстрации и обложка книги жюль верна «путешествие на луну»



 

Художественно-творческое задание

 

Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление

о будущем России, мира.

 

iskusstvo maket 9!!.indd 129     6/18/09 4:53:18 PM  
     
         


Художник и ученый


 

М. Эшер. Луна и солнце

 

 

М. Эшер. День и ночь


 

 

Многие выдающиеся ученые цени-ли искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литера-турным творчеством они не соверши-ли бы своих открытий в науке. Воз-можно, именно эмоциональный подъ-ем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к твор-ческому прорыву в науке.

 

Для того чтобы открыть как для на-уки так и для искусства законы про-порции золотого сечения, древнегре-ческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действитель-но так. Интересовали же Пифагора му-зыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основа-нием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устояв-шиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

 

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по сим-метрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и ис-


 

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 130     6/18/09 4:53:20 PM  
     
         


кусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и со-стояние. Это явление было названо диссиммет-рией (не симметрия).Закон Кюри гласит:дис-симметрия творит явление.

 

В середине ХХ в. в науке появилось еще и по-нятие «антисимметрия», т. е. против (противопо-ложно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то анти-симметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве

 

— это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.

 

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не при-нимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

 

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фракталь-ная геометрия и др.), формирует новый худо-жественный язык искусства.

 

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972)на основе антисимметриистроил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным матема-тиком в графике. Изображение города в гравю-ре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Обра-зы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из непра-

 

вильных асимметричных форм фона постепен-но проявляются фигуры.


 

М. Эшер. Ящерицы

 

 

Р. Делоне. Башня


 

 

• Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геомет-рия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

 

• Вспомните знакомое вам явление цветомузыки, получившее свое распространение благода-ря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

 

• Как вы понимаете смысл высказывания А. Эйнштейна: «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».

 

• Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц

 

и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.

 

Художественно-творческое задание

 

Послушайте на компьютере образцы классической, электронной и популярной музыки, вклю-чив функцию «зрительные образы». Подберите созвучный музыке образ: танец причудливых кру-гов, космический полет, умиротворение, вспышка и др.


 


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 131     6/18/09 4:54:41 PM  
     
         


 

М. Ларионов. Петух(Лучистый этюд)

 

 

П. Филонов. Формула весны

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 132


 

Под влиянием открытий радиоак-тивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федо-

рович Ларионов (1881—1964)в1912г.

 

основал одно из первых в России абс-трактных течений — лучизм. Он счи-тал, что изображать надо не сами пред-меты, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

 

Изучение проблем оптического вос-приятия натолкнуло французского жи-

 

вописца Робера Делоне (1885—1941)

 

в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверх-ностей и плоскостей, которые, созда-вая разноцветную бурю, динамично

 

овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуж-дал эмоции зрителей. Взаимопроник-новение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверх-ностей в работах Делоне создают ди-

 

6/18/09 4:54:47 PM


намику и истинно музыкальное раз-витие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополни-тельные цвета, что придает диску не-обычайную энергию.

 

Русский художник Павел Николае-

 

вич Филонов (1882—1941)выполнилв 20-е гг. ХХ в. графическую компози-цию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение суб-атомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

 

 

М. Ларионов. Лучистый пейзаж


 

Р. Делоне. С уважением к Блерио

 

 

П. Филонов. Формула вселенной


 

• Посмотрите самые известные гравюры М. Эшера «День и ночь», «Солнце и луна». Какие эмо-циональные состояния они передают? Объясните почему. Дайте интерпретацию сюжета гравюр.

 

• Послушайте фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей». Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.

 

Художественно-творческие задания

 

Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или ап-пликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

 

Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических потоков, как это делали художники-лучисты. Выполните композицию в любой технике. Подберите музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.

Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изоб-

ражения (по типу гравюр М. Эшера).

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 133     6/18/09 4:54:51 PM  
     
         


Дар созидания

 

 

Эстетическое

 

Формирование

 

Искусством окружающей среды


 

 

Эйфелева башня. Париж

 

 

Жилой комплекс «Алые паруса». Москва

 


Трудно представить себе современ-ную жизнь без больших и малых го-родов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями

 

и парками, памятниками и фонтана-ми, с потоком машин, броскими, за-зывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами… И весь этот шумный, бес-покойный, пестрый, многозвучный мир — дело рук множества людей.

 

Человек во все времена, создавая ок-ружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался прису-щими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, мате-риалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

 

Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и пред-ставлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковы-ми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах

 

и квартирах, слушают одни и те же

 

музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое не-повторимое искусство.

 

Сегодняшний предметный мир со-здается средствами индустриальных


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 134     6/18/09 4:54:55 PM  
     
         


технологий, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти техно-логии открывают область промыш-ленного искусства и являются ре-зультатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета го-ворить уже не приходится. Вещи, со-зданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся де-шевле и доступнее для массового по-купателя.

 

Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг

 

для повседневной жизни, стало необ-ходимо привлечекать для их разработ-ки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайне-ров, оформителей, декораторов, мо-дельеров, стилистов, рекламных ме-неджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт про-мышленного производства не толь-ко целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно-значимым, формирующим эстетичес-кую среду жизни каждого человека.


 

Парламент. Лондон

Кремль. Москва


 

• Найдите в справочной литературе понятия: промышленное искусство, техническая эстети-

 

ка, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения,которые отражают их смысл.

 

• Изучите облик вашего города (района), поселка, деревни. Какие особенности говорят о тра-дициях в его облике, а какие — о новаторстве?

 

• Проследите историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или ору-дия труда (чайник, утюг, пила и др.)

 

Художественно-творческие задания

 

Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке (селе)», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских) праздниках», «Традиции и совре-менность в облике моего города».

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 135     6/18/09 4:54:59 PM  
     
         


Архитектура исторического города


 

Карта Москвы XVI века

 

Архитектура (лат. architectura) —искусствопроектировать и строить здания, сооруже-ния, организующие пространственную сре-ду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

 

 

В. Васнецов. XVI века. Расцвет Кремля


 

Одним из самых полезных для жиз-ни человека искусств является архи-

 

тектура.

 

Если сравнивать архитектуру с дру-гими искусствами, то по мере услов-ности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и ма-тематика, не имеет аналогов в окру-жающем мире — ее форма абстрак-

 

тна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитек-туры с музыкой? «Застывшей музы-кой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

 

С древнейших времен человек на-учился строить для себя жилище. Для этого использовались природные ма-териалы, которыми была богата окру-жающая местность. Большое количе-ство домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означа-


 

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 136     6/18/09 4:55:04 PM  
     
         


ло «укрепление» и произошло от вы-ражений «огораживать», «обносить ог-радой», «городить».

 

Планировка и строительство горо-дов — это одна из областей архитек-туры, она получила название «градо-строительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

 

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь —политический,религиоз-ный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся

 

внизу прямоугольной сетки улиц.

 

Каждый средневековый город ог-

 

раждали могучими каменными сте-нами с зубцами и башнями, окружа-ли глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овла-деть его воротами означало овладеть всем городом.

 

В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие ка-менные стены, раз и навсегда опре-делившие его границы, город средне-вековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город

 

и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природ-ного ландшафта. Немаловажную роль


 

 

Акрокоринф. Греция

Афинский акрополь. Греция

 

Новгородский детинец. Современнаяаэрофотосъемка


 

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 137     6/18/09 4:55:12 PM  
     
         


 

Площадь и здание городской ратуши. Прага

 

Регистан. Самарканд.Узбекистан


 

в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И воз-любив место то и помысли, да сожи-жет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Город обычно вырастал на возвы-шенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте зани-мал детинец (с ХIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредото-

 

чены самые большие, монументаль-ные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

 

Центром западноевропейского го-

 

рода был кафедральный собор. Поб-

 

лизости располагалось администра-тивное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Фео-дальный замок располагался за город-ской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневеково-го города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учите-


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 138     6/18/09 4:55:17 PM  
     
         


лей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых му-сульман призывали на молитву. Важ-ную роль в архитектурной компози-ции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к го-родским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

 

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной тради-ции градостроительства: в конце ши-роких прямых улиц обязательно раз-мещался какой-нибудь архитектурный

 

ансамбль, определяющий величест-венность перспективы.

 

По этому же принципу построен

 

и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тща-тельно выверенному Петром I. Улицы

 

и проспекты в центральной части го-рода трезубцем сходятся к площадям.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.174 с.)