Иллюстрация к роману Ж. Верна «20 тысяч лье под водой» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иллюстрация к роману Ж. Верна «20 тысяч лье под водой»



 

 

9 дней одного года. Плакат

 

 

• Приведите другие примеры научного значения художественного знания.

 

• Послушайте фугу И.-С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 123


 

 

6/18/09 4:52:46 PM


Предсказания в искусстве


 

А. Дюрер. Четыре всадника.Гравюра

 

Ф. Гойя. Какое мужество!Офорт

 


Любое художественное произведе-ние устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много при-меров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, раско-лах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим худож-никам, возможно именно в нем и со-стоит главная сила искусства.

 

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр

 

«Апокалипсис» (греч. apokalypsis — от-

 

кровение — это слово служит названи-ем одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о кон-це света). Художник выразил тревож-ное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубя-щиеся облака и горизонтальные штри-хи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но

 

художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считает-ся, что разгадка подобного размеще-ния фигур — в желании Дюрера пре-дупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг худож-ник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

 

Примерами предсказаний искусст-вом социальных перемен и потрясе-ний можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Боль-шевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 124     6/18/09 4:52:51 PM  
     
         


В картине «Большевик» Борис Ми-

 

хайлович Кустодиев (1878–1927)ис-

 

пользовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десят-ков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержа-ние картины наполняется новым смыс-лом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориен-тирами вкладывает в содержание но-вые смыслы.

 

Многие годы эту картину тракто-вали как торжественный гимн стой-кому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеня-

 

ет взмывающим в небо красным фла-гом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, не-осознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполня-ется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

 

Б. Кустодиев. Большевик


 

 

Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего.Офорт

К. Юон. Новая планета

 

 


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 125     6/18/09 4:52:56 PM  
     
         


 

А. Лентулов. Василий Блаженный

 

А. Лентулов. Звон.Колокольня Ивана Великого


В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может слу-жить пьеса для оркестра «Вопрос, ос-тавшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора

Ч. Айвза (1874—1954).Она создана вначале XX в. — во время, когда совер-шались научные открытия в области покорения космоса и создания лета-тельных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инс-трументов, стала философским раз-мышлением о месте и роли человека во Вселенной.

 

Русский художник Аристарх Васи-

 

льевич Лентулов (1882—1943)в своихдинамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объек-та. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокой-


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 126     6/18/09 4:53:05 PM  
     
         


ном, смещающемся, несущемся и рас-щепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских собо-ров, виды Новгорода, исторические со-бытия, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Ленту-лова волнуют бездонные глубины че-ловеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распростра-няющийся звук в картине «Звон. Коло-кольня Ивана Великого».

 

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантасти-ческие силы сдвигают устоявшиеся

 

формы и понятия, хаотичное смеше-ние цветов передает калейдоскопи-ческие, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Ши-рокое использование метафоры помо-гает художнику обычные вещи превра-щать в яркие обобщенные образы.

 

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воп-лощение в творчестве разных компо-зиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахмани-нов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров

 

и др.).


 

 

Б. Кустодиев. Портрет Б. Кустодиев. КупецШаляпина

 

 

А. Лентулов. Москва


 

• Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

 

• Дайте свою трактовку идеи картины Б. Кустодиева «Большевик». Сравните картины Б. Кусто-диева «Большевик», «Купец» и «Портрет Шаляпина». Какой прием является типичным, характер-ным для стиля художника? Какие художественные образы он создает с помощью сходных выра-зительных средств?

 

• Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания со-временников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин.

 

• Рассмотрите картину К. Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня.

 

• Посмотрите фрагмент кинофильма «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский, композитор В. Овчинников). Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля, истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом, произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.


 

Художественно-творческое задание

 

Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).


 


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 127     6/18/09 4:53:09 PM  
     
         


Художественное мышление в авангарде науки

 

Конечно, для искусства предсказа-ние будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образно-го мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культур-ное развитие включает в себя и до-стижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

 

Гений эпохи Возрождения Леонар-до да Винчи уже вXVв.разработалмодель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.

 

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850)в своей эпопее«Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, рань-ше ученых сделал отдельные наблюде-ния, связанные с биологической приро-дой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Французский писатель Жюль Верн (1828—1905), один из основателей жанра научной фантастики, предска-зал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не

 

было. Во многих произведениях писа-теля звучит протест против использо-вания науки в преступных целях. Зна-чит и эту возможность он предвидел!

 

Русский писатель, граф Алексей Ни-колаевич Толстой (1882—1945), автор известных исторических романов, на-

 

 

Леонардо да Винчи. Эскизы летательныхаппаратов

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 128     6/18/09 4:53:14 PM  
     
         


писал и несколько не менее популярных научно-фан-тастических произвелений. В них он предсказал появ-ление лазера и космических кораблей.

 

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896—1993)

 

предвидел появление современного синтезатора и зву-чание электронной музыки. В 1920 г. им был изобре-тен терменвокс — электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук ис-полнителя в электромагнитном поле вблизи металли-ческой антенны. Терменвокс может звучать как скрип-ка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазо-вых) музыкальных произведений, а также для созда-ния различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное про-изведение для демонстрации возможностей терменвок-са — «Вокализ» С. Рахманинова.

 

 

Научная фантастика не только проектировала тех-нический прогресс человечества, но и стремилась пре-дугадать будущее человека и общества.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.145.110 (0.047 с.)