Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карта Санкт-Петербурга начала XX в.⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Санкт-Петербург. Исторический центр
• Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.
• Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.
• Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архи-тектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.
• Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура — застывшая музыка» и «Архитектура — от-звучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?
Художественно-творческое задание
Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характер-ные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).
Архитектура современного города
Ш. Ле Корбюзье. Дом над водопадом
Ш. Ле Корбюзье. Вилла Савой
Ш. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О
Каждый город имеет свое собствен-ное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современ-ной планировки и строительства. Сов-ременные города и современные райо-ны исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чер-тежах и макетах выверяются не толь-ко расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструкту-ра микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поли-клиники, места отдыха (скверы, парки,
и т. д.) — все то, что необходимо для нормальной жизни человека. В современных микрорайонах стро-ятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. Однако обществен-ные здания часто возводятся по специ-альным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духов-ные устремления людей и воздейству-ет на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверен-ные временем соотношения объемов
и ритмов, формирующих пространс-твенную среду. Язык архитектуры всегда совреме-нен, так как он учитывает физиологию
и психологию человека. Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архи-
тектурных форм и технологий ХХI в., стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. Появление новых стро-ительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внут-реннее пространство помещений.
Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965)впер-
вые начал использовать в своих пост-ройках сборные модули из железобе-тона.
Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к
зарождению в архитектуре таких на-правлений, как конструктивизм, раци-онализм, функционализм и т. д. Сами названия говорят о том, что архитек-торы стремились к созданию целесо-образной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художествен-ного образа используются асиммет-рия, контрастное противопоставле-ние горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.
Если раньше в городе возвыша-лись шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади
вверх потянулись жилые и офисные здания. Особенно наглядно это про-явилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка.
Новый смысл получили связанные
с архитектурой монументальная жи-вопись и декоративная скульптура. Современные архитекторы пользу-ются открытиями бионики — науки, которая изучает особенности строе-ния и жизнедеятельности организмов
с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются анало-гичные формы. Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, ку-курузных початков и т. д.
Муниципалитет в Таллине. Эстония
Дом Оперы в Сиднее. Австралия
Эти тенденции проявляются и в
современной музыке. Например,в
конкретной музыке,композиция ко-
торой составлялась из предваритель-но записанного материала (природ-ные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последо-вательности.
Первопроходцем в этой области был
Пьер Шеффер (1910–1995) —один изпионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musique concrete). Этот стиль появился благода-ря развитию звукозаписывающей тех-ники, появлению доступных микрофо-
Д. Сикейрос. Вехи истории.Мехико нов и,как следствие,благодаря доступ-ности проведения экспериментов.
Оливье Мессиан (1908—1992) —фран- цузский органист, композитор и выдаю-щийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он тщательно изучал, но-тировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».
«Темный корнишон». Лондон
Д. Сикейрос. Индустрия Детройта
Д. Сикейрос. Культурный центр в Мехико
О. Мессиан
П. Шеффер
• Рассмотрите изображения современных архитектурных построек. Определите: а) для каких климатических условий они созданы архитекторами;
б) какие функции они выполняют в городском ландшафте; в) какие строительные материалы использованы для их воплощения; г) каковы приемы формообразования (асимметрия, сопостав-ление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.); д) какие природные конструкции они повторяют; е) каким образом они вписываются в природную среду города.
• Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоратив-ной скульптуры (в современных микрорайонах вашего города, областного центра, других городов России и мира).
Художественно-творческие задания
Выполните коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чер-теж, макет, описание, расчеты). Аргументируйте выбор средств и материалов для ее воплощения.
Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте ди-зайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).
Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного).
Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школь-ной конференции «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)»
Специфика изображений в полиграфии
Г. Доре. Дон Кихот Г. Доре. Ад.Вергилий и Данте
Одними из самых распространен-ных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жиз-ни являются искусства, связанные с
полиграфической промышленностью:
книжная и журнальная графика, пла-каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.
Книга — синтетическое произведе-ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре-дакторы, дизайнеры, художники.
Книжная графика включает в себяконструирование книги, выбор ком-понентов ее оформления, изготовле-ние макета, иллюстраций.
Специфика оформления книги за-висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские
и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот-ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли-тературе главное — содержание, поэ-тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе-лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.
Иллюстрации, зримо представляю-
щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли-тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате-лю в осознании замысла автора.
Создание иллюстраций к художест-венному произведению — дело слож-ное и деликатное. Художнику-иллюст-ратору недостаточно владеть матери-алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху
и ее материальную культуру, необхо-дима особая интуиция, умение по-чувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Толь-ко в этом случае возникает феномен
слияния изобразительного и литера-турного образа. Неразрывная его це-лостность и остается в сознании чи-тателя.
Замечательный иллюстратор Н. Кузь-мин пишет о том, что художник, вло-живший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой кни-ги «вечными спутниками». Для многих поколений читателей «Робинзон Кру-зо» Д. Дефо неотделим от иллюстра-ций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключе-ния барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского гра-
фика Г. Доре.
Художник ищет присущий каждо-му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя-тежной поэзии М. Лермонтова.
Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой... В иллюстрациях А. Бенуа к произ-ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест-венной культуры.
Выдающий иллюстратор, блиста-
тельный мастер гравюры В. Фавор-ский создал много серий иллюстра-ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро-ощущение. Через пластическое ос-
мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе-редавал общечеловеческую значи-мость содержания. «Его иллюстра-ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он умел
А. Бенуа. Медный всадник
М. Врубель. Демон
А. Бенуа. Пиковая дама
iskusstvo maket 9!!.indd 145
6/18/09 4:55:52 PM читать!» — сказал о Фаворском ху-дожник и искусствовед Д. Бисти.
Есть такие литературные произведе-ния, которые иллюстрировались мно-жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.
В XX в. жанр иллюстрации пред-ставлен не только в книжной графи-ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур-ным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повес-ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Ки-
хот» К. Караева к одноименному рома-ну М. Сервантеса.
Г. Доре. Дон Кихот
В. Фаворский. Повесть о полку Игореве...
И. Билибин. Василиса прекрасная
• Найдите в справочной литературе определений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».
• Рассмотрите книжные иллюстрации. Как характер линии отражает эмоциональный строй литературного произведения?
• Какими средствами художник-график может передать состояние покоя, умиротворенности, радости, веселого порыва, трагедии, ужаса?
• Прочитайте повесть А. Пушкина «Метель», а затем послушайте пьесы из «Музыкальных ил-люстраций...» Г. Свиридова к ней. Какими средствами выразительности композитор передал ко-лорит пушкинской эпохи? Какая из частей этого произведения произвела на вас наиболее яркое впечатление? Почему?
• Рассмотрите один из глянцевых журналов. Какие приемы художественного оформления в нем использованы?
• Прочитайте отрывки из литературных произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Сервантеса, Р. Распе. Рассмотрите на предыдущих страницах учебника иллюстрации к ним. В какой технике они выполнены? Какими средствами художники подчеркивают особенности каждого образа?
• Послушайте фрагменты музыкальных сочинений, в основе которых лежат литературные про-изведения.
Художественно-творческие задания
Найдите иллюстрации, выполненные разными художниками, к вашему любимому произве-дению с изображением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его (перо, тушь, акварель, пастель, аппликация и др.).
Разработайте идею и выполните фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографи-ями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы.
Журнальная графика в послед-
нее время приобрела особую попу-лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за-глянуть внутрь и познакомиться с са-мыми разнообразными сферами жиз-ни и деятельности современного чело-века. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо-тографы. Современный дизайнер дол-жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол-няются на компьютере.
• Рассмотрите товарные знаки (логотипы) тех книжных издательств, которые выпускают учеб-ники по разным школьным предметам. Какие символы используют авторы для этих товарных знаков?
• Приведите примеры понравившихся вам решений упаковки какого-либо товара. Объясните художественную ценность этой упаковки. Найдите самую остроумную, на ваш взгляд, рекламу ка-кого-либо изделия.
• Изучите рекламные щиты на улицах вашего города (поселка, села). На какие виды можно условно разделить уличную рекламу (социальная, услуги, товары, отдых, учеба и др.)?
• Посмотрите на канале «МузТV» один из видеоклипов популярных исполнителей. Какие рек-ламные приемы усиливают впечатление от содержания музыкального произведения, а какие — направлены на разрушение музыкального образа?
• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой из них наиболее це-лесообразно использовать в магазинах: а) продуктов; б) спортивных товаров; в) парфюмерии и косметики; г) модной молодежной одежды?
Художественно-творческие задания
Оформите пригласительный билет; поздравительную открытку; программу музыкального кон-церта, конкурса, фестиваля искусств (по выбору).
Разработайте и выполните оформление для компакт-диска с вашей любимой музыкой или кинофильмом.
Разработайте антирекламу какого-либо товара, изделия, услуги, используя трансформацию действительно существующей рекламы.
Организуйте конкурс на изготовление буклета своей школы, используя фотографии со школь-ных праздников, с перемен и уроков, интерьеров школы, тексты с необходимыми данными о шко-ле (номер, адрес, количество классов и учащихся, формы дополнительного образования, кружки и студии, традиции и др).
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
Ч. Макинтош. Стул
Дизайн (англ. design —про-
ект, замысел, чертеж, рису-нок) — термин, обозначаю-щий различные виды проек-тировочной деятельности
Формирование красивой и ком-фортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На ру-беже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет анг-лийское происхождение, в переводе означает «проект, замысел, чертеж, рисунок». Дизайнеры — это художни-ки, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.
Бурный технический прогресс в ХХ в. определил появление фабрик
и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом про-изводстве в изготовлении каждой вещи стал принимать участие большой кол-лектив, выпуская одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую цен-ность предметам быта.
Классицизм, модерн, арт-деко, ми-нимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера
и архитектуре. Англия стала родиной нового стиля
в искусстве — модерна. Модерн возник
в творчестве шотландского архитек-
тора и дизайнера Чарлза Макинтоша
(1868—1928). Он создал свой собствен-ный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчерки-вающий утонченность и яркую инди-видуальность владельца. Линии в мо-дерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент.
Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструк-ции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле мо-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.131 (0.16 с.) |