Карта Санкт-Петербурга начала XX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта Санкт-Петербурга начала XX в.



 

 

Санкт-Петербург. Исторический центр


 

 

• Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

 

• Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.

 

• Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архи-тектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.

 

• Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура — застывшая музыка» и «Архитектура — от-звучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?

 

Художественно-творческое задание

 

Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характер-ные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 139     6/18/09 4:55:25 PM  
     
         


Архитектура современного города


 

 

Ш. Ле Корбюзье. Дом над водопадом

 

Ш. Ле Корбюзье. Вилла Савой

 

Ш. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О

 

 


Каждый город имеет свое собствен-ное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современ-ной планировки и строительства. Сов-ременные города и современные райо-ны исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чер-тежах и макетах выверяются не толь-ко расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструкту-ра микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поли-клиники, места отдыха (скверы, парки,

 

и т. д.) — все то, что необходимо для нормальной жизни человека.

В современных микрорайонах стро-ятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. Однако обществен-ные здания часто возводятся по специ-альным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духов-ные устремления людей и воздейству-ет на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверен-ные временем соотношения объемов

 

и ритмов, формирующих пространс-твенную среду.

Язык архитектуры всегда совреме-нен, так как он учитывает физиологию

и психологию человека. Особенностью архитектуры ХХ в.,

послужившей основанием для архи-

 

тектурных форм и технологий ХХI в., стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. Появление новых стро-ительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внут-реннее пространство помещений.

 

Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965)впер-

 

вые начал использовать в своих пост-ройках сборные модули из железобе-тона.

 

Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 140     6/18/09 4:55:31 PM  
     
         


зарождению в архитектуре таких на-правлений, как конструктивизм, раци-онализм, функционализм и т. д. Сами названия говорят о том, что архитек-торы стремились к созданию целесо-образной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художествен-ного образа используются асиммет-рия, контрастное противопоставле-ние горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.

 

Если раньше в городе возвыша-лись шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади

 

вверх потянулись жилые и офисные здания. Особенно наглядно это про-явилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка.

 

Новый смысл получили связанные

 

с архитектурой монументальная жи-вопись и декоративная скульптура.

Современные архитекторы пользу-ются открытиями бионики — науки, которая изучает особенности строе-ния и жизнедеятельности организмов

 

с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются анало-гичные формы. Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, ку-курузных початков и т. д.


 

Муниципалитет в Таллине. Эстония

 

Дом Оперы в Сиднее. Австралия


 

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 141     6/18/09 4:55:35 PM  
     
         


Эти тенденции проявляются и в

современной музыке. Например,в

 

конкретной музыке,композиция ко-

 

торой составлялась из предваритель-но записанного материала (природ-ные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последо-вательности.

 

Первопроходцем в этой области был

 

Пьер Шеффер (1910–1995) —один изпионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musique concrete). Этот стиль появился благода-ря развитию звукозаписывающей тех-ники, появлению доступных микрофо-

 

Д. Сикейрос. Вехи истории.Мехико нов и,как следствие,благодаря доступ-ности проведения экспериментов.

 

Оливье Мессиан (1908—1992) —фран-

цузский органист, композитор и выдаю-щийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он тщательно изучал, но-тировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».

«Темный корнишон». Лондон

 

Д. Сикейрос. Индустрия Детройта

 

 

Д. Сикейрос. Культурный центр в Мехико

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 142     6/18/09 4:55:40 PM  
     
         


 

О. Мессиан

 

 

П. Шеффер

 

• Рассмотрите изображения современных архитектурных построек. Определите: а) для каких климатических условий они созданы архитекторами;

 

б) какие функции они выполняют в городском ландшафте; в) какие строительные материалы использованы для их воплощения; г) каковы приемы формообразования (асимметрия, сопостав-ление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.); д) какие природные конструкции они повторяют; е) каким образом они вписываются в природную среду города.

 

• Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоратив-ной скульптуры (в современных микрорайонах вашего города, областного центра, других городов России и мира).

 

Художественно-творческие задания

 

Выполните коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чер-теж, макет, описание, расчеты). Аргументируйте выбор средств и материалов для ее воплощения.

 

Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте ди-зайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).

 

Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного).

 

Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школь-ной конференции «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)»

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 143     6/18/09 4:55:44 PM  
     
         


Специфика изображений в полиграфии


 

Г. Доре. Дон Кихот

Г. Доре. Ад.Вергилий и Данте

 

 


Одними из самых распространен-ных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жиз-ни являются искусства, связанные с

 

полиграфической промышленностью:

 

книжная и журнальная графика, пла-каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

 

Книга — синтетическое произведе-ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре-дакторы, дизайнеры, художники.

 

Книжная графика включает в себяконструирование книги, выбор ком-понентов ее оформления, изготовле-ние макета, иллюстраций.

 

Специфика оформления книги за-висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские

 

и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот-ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли-тературе главное — содержание, поэ-тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе-лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

 

Иллюстрации, зримо представляю-

 

щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли-тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате-лю в осознании замысла автора.

 

Создание иллюстраций к художест-венному произведению — дело слож-ное и деликатное. Художнику-иллюст-ратору недостаточно владеть матери-алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху

 

и ее материальную культуру, необхо-дима особая интуиция, умение по-чувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Толь-ко в этом случае возникает феномен


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 144     6/18/09 4:55:48 PM  
     
         


слияния изобразительного и литера-турного образа. Неразрывная его це-лостность и остается в сознании чи-тателя.

 

Замечательный иллюстратор Н. Кузь-мин пишет о том, что художник, вло-живший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой кни-ги «вечными спутниками». Для многих поколений читателей «Робинзон Кру-зо» Д. Дефо неотделим от иллюстра-ций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключе-ния барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского гра-

 

фика Г. Доре.

 

Художник ищет присущий каждо-му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя-тежной поэзии М. Лермонтова.

 

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой...

В иллюстрациях А. Бенуа к произ-ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест-венной культуры.

 

Выдающий иллюстратор, блиста-

 

тельный мастер гравюры В. Фавор-ский создал много серий иллюстра-ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро-ощущение. Через пластическое ос-

 

мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе-редавал общечеловеческую значи-мость содержания. «Его иллюстра-ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он умел


 

 

А. Бенуа. Медный всадник

 

 

М. Врубель. Демон

 

А. Бенуа. Пиковая дама


 

iskusstvo maket 9!!.indd 145


 

6/18/09 4:55:52 PM


читать!» — сказал о Фаворском ху-дожник и искусствовед Д. Бисти.

 

Есть такие литературные произведе-ния, которые иллюстрировались мно-жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

 

В XX в. жанр иллюстрации пред-ставлен не только в книжной графи-ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур-ным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повес-ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Ки-

 

хот» К. Караева к одноименному рома-ну М. Сервантеса.

 

Г. Доре. Дон Кихот

 

 

В. Фаворский. Повесть о полку Игореве...

 

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 146     6/18/09 4:55:59 PM  
     
         


 

 

И. Билибин. Василиса прекрасная

 

• Найдите в справочной литературе определений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».

 

• Рассмотрите книжные иллюстрации. Как характер линии отражает эмоциональный строй литературного произведения?

 

• Какими средствами художник-график может передать состояние покоя, умиротворенности, радости, веселого порыва, трагедии, ужаса?

 

• Прочитайте повесть А. Пушкина «Метель», а затем послушайте пьесы из «Музыкальных ил-люстраций...» Г. Свиридова к ней. Какими средствами выразительности композитор передал ко-лорит пушкинской эпохи? Какая из частей этого произведения произвела на вас наиболее яркое впечатление? Почему?

 

• Рассмотрите один из глянцевых журналов. Какие приемы художественного оформления в нем использованы?

 

• Прочитайте отрывки из литературных произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Сервантеса, Р. Распе. Рассмотрите на предыдущих страницах учебника иллюстрации к ним. В какой технике они выполнены? Какими средствами художники подчеркивают особенности каждого образа?

 

• Послушайте фрагменты музыкальных сочинений, в основе которых лежат литературные про-изведения.

 

Художественно-творческие задания

 

Найдите иллюстрации, выполненные разными художниками, к вашему любимому произве-дению с изображением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его (перо, тушь, акварель, пастель, аппликация и др.).

 

Разработайте идею и выполните фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографи-ями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы.

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 147     6/18/09 4:56:03 PM  
     
         


Журнальная графика в послед-

нее время приобрела особую попу-лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за-глянуть внутрь и познакомиться с са-мыми разнообразными сферами жиз-ни и деятельности современного чело-века. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо-тографы. Современный дизайнер дол-жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол-няются на компьютере.

 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 148     6/18/09 4:56:11 PM  
     
         


 

  Имитация картины Арчимбольдо
  с использованием настоящих овощей
Д. Арчимбольдо. Вертумн и фруктов.Современная фотография

 

 

• Рассмотрите товарные знаки (логотипы) тех книжных издательств, которые выпускают учеб-ники по разным школьным предметам. Какие символы используют авторы для этих товарных знаков?

 

• Приведите примеры понравившихся вам решений упаковки какого-либо товара. Объясните художественную ценность этой упаковки. Найдите самую остроумную, на ваш взгляд, рекламу ка-кого-либо изделия.

 

• Изучите рекламные щиты на улицах вашего города (поселка, села). На какие виды можно условно разделить уличную рекламу (социальная, услуги, товары, отдых, учеба и др.)?

 

• Посмотрите на канале «МузТV» один из видеоклипов популярных исполнителей. Какие рек-ламные приемы усиливают впечатление от содержания музыкального произведения, а какие — направлены на разрушение музыкального образа?

 

• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой из них наиболее це-лесообразно использовать в магазинах: а) продуктов; б) спортивных товаров; в) парфюмерии и косметики; г) модной молодежной одежды?

 

Художественно-творческие задания

 

Оформите пригласительный билет; поздравительную открытку; программу музыкального кон-церта, конкурса, фестиваля искусств (по выбору).

 

Разработайте и выполните оформление для компакт-диска с вашей любимой музыкой или кинофильмом.

 

Разработайте антирекламу какого-либо товара, изделия, услуги, используя трансформацию действительно существующей рекламы.

 

Организуйте конкурс на изготовление буклета своей школы, используя фотографии со школь-ных праздников, с перемен и уроков, интерьеров школы, тексты с необходимыми данными о шко-ле (номер, адрес, количество классов и учащихся, формы дополнительного образования, кружки

и студии, традиции и др).

 

iskusstvo maket 9!!.indd 149     6/18/09 4:56:16 PM  
     
         


Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества


 

 

Ч. Макинтош. Стул

Дизайн (англ. design —про-

 

ект, замысел, чертеж, рису-нок) — термин, обозначаю-щий различные виды проек-тировочной деятельности

 


Формирование красивой и ком-фортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На ру-беже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет анг-лийское происхождение, в переводе означает «проект, замысел, чертеж, рисунок». Дизайнеры — это художни-ки, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

 

Бурный технический прогресс в ХХ в. определил появление фабрик

 

и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом про-изводстве в изготовлении каждой вещи стал принимать участие большой кол-лектив, выпуская одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую цен-ность предметам быта.

 

Классицизм, модерн, арт-деко, ми-нимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера

 

и архитектуре.

Англия стала родиной нового стиля

 

в искусстве — модерна. Модерн возник

 

в творчестве шотландского архитек-

 

тора и дизайнера Чарлза Макинтоша

 

(1868—1928). Он создал свой собствен-ный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчерки-вающий утонченность и яркую инди-видуальность владельца. Линии в мо-дерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент.

 

Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструк-ции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле мо-


 

 

iskusstvo maket 9!!.indd 150     6/18/09 4:56:20 PM  
     
         

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.131 (0.16 с.)