Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портрет юноши в золотом венке из фаюма. Египет. Искусство Александрийской эпохи
Большой Сфинкс в Гиззе У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египет-ские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем были-ны и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей,
которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше вре-мя, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скуль-птуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощает-ся наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, компози-тор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в кон-такте со зрителем, слушателем, чита-телем, которые соучаствуют в твор-ческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, вой-ти в мир художника, приоткрыть для уникальность личности творца, обойтись без понимания таких ка-, как художественный образ,
, язык.
О. Роден. Граждане Кале
Художественный образ —этообобщенное представление о дейс-твительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окру-жающему миру. Раскрывая свой внут-ренний мир, художник всегда настро-ен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувс-твует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание ху-дожественного образа эпохи.
Стиль (от греч. stylos —буквальнопалочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, при-емов, способов, особенностей твор-чества. В искусстве различают стиль
эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конк-ретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архи-тектуре, говорят, что «стиль — это эпо-ха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это че-ловек».
Язык любого искусства помогаетуслышать в произведении живой го-лос художника, многовековую муд-рость народа. Выразительность, эмо-циональность, образность языка жи-вописи и графики, музыки и скуль-птуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.
В. Ван Гог. На пороге вечности
К. Малявин. Вихрь
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — зву-ком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — сло-вом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, вы-деляют самое существенное. Это поз-воляет им передавать зрителям, слуша-телям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Чтобы научиться разбираться во
всем многообразии искусства, надо понять образный строй художествен-ного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
Д. Веласкез. Менины
П. Пикассо. Менины
А. Головин. Декорация к драме М.Лермонтова«Маскарад»
Х. Миро. Карнавал Арлекина
• Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоцио-нальный отклик вызвало у вас то или иное произведение.
• К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?
• Какие из этих произведений созданы современными авторами?
• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особен-ности языка помогают понять и почувствовать эти образы? • Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?
Наука и искусство
Наука и искусство —это две области деятельности,кото-рые сопровождают развитие человечества на всем протяже-нии его существования.
Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в рав-ной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и ху-дожник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объеди-няют мысль и творчество как историческая память челове-ка. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отноше-
ние человека к миру, к другим людям, к самому себе.
Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из де-вяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.
М. де Вооз. Аполлон и музы.
Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, О.Роден. Поэт и муза Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет,бурей чувства владея,С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
И в Древнем мире, и в Средние века искусст-
во было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвящен-ным». Художников и поэтов Китая потомки назы-вали «мудрецами древности».
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других ви-дов человеческой деятельности.
• О каком предназначении муз говорит древнеримский
• О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?
• Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?
• Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам му-зыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.
Саркофаг муз. IIв. н.э
Знание научное и знание художественное
Л. да Винчи. Витрувианский человек личность Леонардо
(1452—1519) — основопо-
художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечест-во. Этот итальянский художник (жи-вописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инжене-ром, изобретателем и анатомом.
Его гениальные догадки как учено-го, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воз-душной перспективы, высказал науч-ные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рас-сматривал как универсальный язык, способный воплотить все многооб-разные проявления разумного начала в природе.
На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и ху-дожественное творчество.
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симмет-рию, Божественную пропорцию чело-веческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил ка-нонические пропорции изображения
человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составле-на шкала пропорций, которая повлия-ла на образные решения современной архитектуры.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровожда-ет свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие
• Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль?
• О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?
разрушается упорством. Не оборачи-вается тот, кто устремлен к звезде».
Басня. Случилось так, что комочек сне-га очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять:
— Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти мес-то, соответствующее моей значимости.
И вот ринулся он вниз и стал спускать-ся, катясь с высоких откосов поверх друго-го снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.
Сказано для тех, кто смиренен: те и воз-несены будут. Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных ду-хом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый зна-менитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошелом-ляющее впечатление на современни-ков художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять вся-кому, кто хотел постичь, насколько
искусство способно подражать при-роде…»
В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женст венности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, таю-щий в холодной дымке.
Взгляд Моны Лизы исполнен муд-рости и спокойствия. Сам Леонардо
называл глаза распахнутыми окнами,
открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее сми-риться с заточением в телесной обо-лочке.
Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизме-римое богатство его души.
Л. да Винчи. Джоконда
• Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и му-зыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?
• Прочитайте интерпретацию музыки Моцарта в исследовании Г. Чичерина. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.
Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы все-мирного тяготения существуют как данность. В науке каж-дое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся пред-ставления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровер-жения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника чело-вечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий масте-ров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художест-
венных произведениях разных эпох различно. И нас не сму-щают схематичность или нарушение пропорций в изображе-ниях прошлого.
Все искусства рассказывают нам о человеке своего време-ни. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.
Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки
Д. Фетти. Архимед
Наскальная живопись бушменов
Тимпан собора Сент-Лазар. Отен.Франция
Донателло. Благовещение
• «Вы… находитесь от нее на таком расстоянии, что не знаете, что она изображает, и все-таки вы пленены ее магическим аккордом; это и есть музыка картины». Подтверждают ли эти слова, сказанные о средневековой живописи, идею, что новое в искусстве не отменяет старого?
• Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.
• Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мас-теров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?
• Вспомните русские народные песни и инструментальные наигрыши, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций. Какие образцы народного творчества значимы для совре- менных слушателей и исполнителей?
Искусство открывает новые грани мира
Пейзаж (франц. paysage —вид,изоб- ражение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению при-роды. В европейском искусстве в ка-честве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в. Искусство
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.145 с.) |