Портрет юноши в золотом венке из фаюма. Египет. Искусство Александрийской эпохи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет юноши в золотом венке из фаюма. Египет. Искусство Александрийской эпохи



Большой Сфинкс в Гиззе


У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египет-ские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем были-ны и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей,

 

которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше вре-мя, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скуль-птуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощает-ся наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

 

Художник и скульптор, компози-тор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в кон-такте со зрителем, слушателем, чита-телем, которые соучаствуют в твор-ческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, вой-ти в мир художника, приоткрыть для

уникальность личности творца, обойтись без понимания таких ка-, как художественный образ,

 

, язык.

 

О. Роден. Граждане Кале


 

 

iskusstvo maket8!.indd 10     6/18/09 5:09:41 PM  
     
         


Художественный образ —этообобщенное представление о дейс-твительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окру-жающему миру. Раскрывая свой внут-ренний мир, художник всегда настро-ен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувс-твует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание ху-дожественного образа эпохи.

 

Стиль (от греч. stylos —буквальнопалочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, при-емов, способов, особенностей твор-чества. В искусстве различают стиль

 

эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конк-ретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архи-тектуре, говорят, что «стиль — это эпо-ха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это че-ловек».

 

Язык любого искусства помогаетуслышать в произведении живой го-лос художника, многовековую муд-рость народа. Выразительность, эмо-циональность, образность языка жи-вописи и графики, музыки и скуль-птуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.


 

В. Ван Гог. На пороге вечности

 

 

К. Малявин. Вихрь


 

 

 

iskusstvo maket8!.indd 11     6/18/09 5:09:46 PM  
     
         


При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — зву-ком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — сло-вом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, вы-деляют самое существенное. Это поз-воляет им передавать зрителям, слуша-телям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

 

 

Чтобы научиться разбираться во

 

всем многообразии искусства, надо понять образный строй художествен-ного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

 

Д. Веласкез. Менины

 

П. Пикассо. Менины

 

 

iskusstvo maket8!.indd 12     6/18/09 5:09:52 PM  
     
         


 

 

А. Головин. Декорация к драме М.Лермонтова«Маскарад»

 

Х. Миро. Карнавал Арлекина

 

• Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

 

• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоцио-нальный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

 

• К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?

 

• Какие из этих произведений созданы современными авторами?

 

• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особен-ности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

• Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?

 

iskusstvo maket8!.indd 13     6/18/09 5:09:55 PM  
     
         


Наука и искусство

 

Наука и искусство —это две области деятельности,кото-рые сопровождают развитие человечества на всем протяже-нии его существования.

Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в рав-ной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и ху-дожник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объеди-няют мысль и творчество как историческая память челове-ка. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отноше-

 

ние человека к миру, к другим людям, к самому себе.

 

Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из де-вяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

 

М. де Вооз. Аполлон и музы.

 

 

iskusstvo maket8!.indd 14     6/18/09 5:10:00 PM  
     
         


Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, О.Роден. Поэт и муза Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет,бурей чувства владея,С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

 

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

 

И в Древнем мире, и в Средние века искусст-

 

во было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвящен-ным». Художников и поэтов Китая потомки назы-вали «мудрецами древности».

 

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других ви-дов человеческой деятельности.

 

 

• О каком предназначении муз говорит древнеримский

 

• О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?

 

• Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?

 

• Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам му-зыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.

 

Саркофаг муз. IIв. н.э

 

 

 

iskusstvo maket8!.indd 15     6/18/09 5:10:03 PM  
     
         


Знание научное и знание художественное


 

 

Л. да Винчи. Витрувианский человек


личность Леонардо

 

(1452—1519) — основопо-

 

художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечест-во. Этот итальянский художник (жи-вописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инжене-ром, изобретателем и анатомом.

 

Его гениальные догадки как учено-го, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воз-душной перспективы, высказал науч-ные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рас-сматривал как универсальный язык, способный воплотить все многооб-разные проявления разумного начала в природе.

На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и ху-дожественное творчество.

 

Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симмет-рию, Божественную пропорцию чело-веческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил ка-нонические пропорции изображения

 

человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составле-на шкала пропорций, которая повлия-ла на образные решения современной архитектуры.

 

Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровожда-ет свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие


 

 

• Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль?

 

• О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его

рисунками компаса и плуга?

 

iskusstvo maket8!.indd 16     6/18/09 5:10:05 PM  
     
         


разрушается упорством. Не оборачи-вается тот, кто устремлен к звезде».

 

Басня. Случилось так, что комочек сне-га очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять:

 

— Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти мес-то, соответствующее моей значимости.

 

И вот ринулся он вниз и стал спускать-ся, катясь с высоких откосов поверх друго-го снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.

 

Сказано для тех, кто смиренен: те и воз-несены будут.

Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных ду-хом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый зна-менитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошелом-ляющее впечатление на современни-ков художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять вся-кому, кто хотел постичь, насколько

 

искусство способно подражать при-роде…»

 

В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женст венности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, таю-щий в холодной дымке.

 

Взгляд Моны Лизы исполнен муд-рости и спокойствия. Сам Леонардо

 

называл глаза распахнутыми окнами,


 

открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее сми-риться с заточением в телесной обо-лочке.

Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизме-римое богатство его души.

 

Л. да Винчи. Джоконда


 

 

• Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и му-зыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?

 

• Прочитайте интерпретацию музыки Моцарта в исследовании Г. Чичерина. Выскажите свои

впечатления о музыке Моцарта.

 

iskusstvo maket8!.indd 17     6/18/09 5:10:09 PM  
     
         


Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы все-мирного тяготения существуют как данность. В науке каж-дое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся пред-ставления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровер-жения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника чело-вечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

 

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий масте-ров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художест-

 

венных произведениях разных эпох различно. И нас не сму-щают схематичность или нарушение пропорций в изображе-ниях прошлого.

 

Все искусства рассказывают нам о человеке своего време-ни. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.

 

Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки

 

 

iskusstvo maket8!.indd 18     6/18/09 5:10:14 PM  
     
         


 

 

Д. Фетти. Архимед

 

 

Наскальная живопись бушменов


 

Тимпан собора Сент-Лазар. Отен.Франция

 

Донателло. Благовещение


 

 

• «Вы… находитесь от нее на таком расстоянии, что не знаете, что она изображает, и все-таки вы пленены ее магическим аккордом; это и есть музыка картины». Подтверждают ли эти слова, сказанные о средневековой живописи, идею, что новое в искусстве не отменяет старого?

 

• Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.

 

• Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мас-теров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?

 

• Вспомните русские народные песни и инструментальные наигрыши, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций. Какие образцы народного творчества значимы для совре-

менных слушателей и исполнителей?

 

iskusstvo maket8!.indd 19     6/18/09 5:10:20 PM  
     
         


Искусство открывает новые грани мира


 

 

Пейзаж (франц. paysage —вид,изоб-

ражение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению при-роды. В европейском искусстве в ка-честве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.


Искусство

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.145 с.)