Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Осмеркин. Портрет Аветова
ным, драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу-ры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.
Художественному строю портре-та Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ — об-раз Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с воскли-цанием: «О, моя Родина!»
Мелодия Шопена, неподдельная
и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии — в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая по-добна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важно-го сообщения.
В портретном искусстве ХХ—XXI вв. условно можно выделить два направ-ления. Одно из них продолжает клас-сические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое — ищет новые абс-трактные формы и способы выраже-ния его внутреннего мира.
Ф. Буше. Концерт.
А. Ватто. Меццетен.
• Найдите на разворотах учебника те порт-реты, о которых идет речь в тексте. Сравните их между собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их обра-зов.
• Какие портреты вы отнесете к традицион-ному классическому направлению, а какие — к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.
• Сопоставьте язык различных направле-ний портретной живописи. Определите вы-разительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.
• Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, кото-рые созвучны образам, запечатленным на них.
Художественно-творческое задание
• Подготовьте альбом, газету, альманах, ком-пьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художни-ках, скульпторах, графиках, а также стихи, от-рывки прозы, фрагменты музыкальных произ-ведений, созвучные образам вашей портретной галереи.
Портрет в искусстве России
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, свя-занной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитате-лями жилища, их костюмами, привычками.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника
Федора Степановича Рокотова (1735—1808)образовалсяособый эмоциональный словарь для выражения впечатле-ний зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живопис-ных новшеств, художник открывает новые возможности ка-мерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтиза-ции образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездон-ности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портре-та в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819— 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825).Портрету к тому времени тоже
было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сло-жилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»
И в голове его начали складываться стихи:
Она давно прошла — и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви и мысли — тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...
Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравил-ся или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал пре-красный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Ф. Рокотов. Портрет А.Струйской
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
• Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими ху-дожниками.
• Подберите музыкальные произведения рус-ских композиторов (романсы, камерно-инстру-ментальная музыка), которые можно использо-вать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.
• Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с осо-бенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что раз-личает?
• Найдите в тексте стихотворения эпитеты,
метафоры, сравнения. Каким образом они уси-ливают восприятие образа А.Струйской? В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
Портреты наших великих соотечественников
Портретный жанр занимает значи-тельное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возмож-ность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, куль-туры, искусства — учеными, писателя-
ми, живописцами, музыкантами, меце-
И. Репин. А.Бородин
И. Репин. Автопортрет.
• Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особеннос-ти личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?
• Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина — «Ноктюрн» из Струнного квар-тета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен пор-
трет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.
натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.
Знаменитые люди на портретах изоб-ражены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дири-жер, основатель Петербургской кон-серватории А. Рубинштейн), спокойно-го размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер кар-тин, меценат, создатель собрания Го-сударственной Третьяковской галереи П. Третьяков).
На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми пред-
метами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, — писатель с книгой в руках, музыкант-исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.
И. Репин. Портрет Льва Толстого
И. Репин. Антон Рубинштейн
• Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Вы-скажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.
• Послушайте вступление к опере «Хованщи-на» М. Мусоргского — «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-ис-полнителю?
• Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?
• Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диа-лог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни об-щества начала XIX в. (война? мир?) описывает?
• Какими знаниями обогащает вас знакомство
с различными произведениями искусства — жи-вописным портретом, литературным текстом?
Художественно-творческое задание
Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, под-берите музыкальный фон для этой сцены.
iskusstvo maket8!.indd 37
6/18/09 5:12:34 PM
Как начиналась галерея
…Павел Михайлович Третьяков… ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В ка-бинете все забито битком. Против окон
— «Княжна Тараканова», над большим дива-ном — «Привал арестантов», над угловым, по одной стене — «Охотники». В широком простенке — «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было ве-шать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал мес-то. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:
— Тесно, до чего тесно!
— Перестань покупать, — лукаво при-щурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.
Павел Михайлович, обернувшись, молча на-градил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спо-койно, весело посоветовал:
— Тогда строй помещение.
Третьяков оставил картины, по-смотрел на зятя.
И. Репин. Портрет П.М.Третьякова —Думаешь?Я и сам так считаю.Давноуже, — сказал он, помолчав, — А за проект
возьмешься?..
…Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже при-надлежало галерее.
— Откладывать нечего, Саша. Пора на-чинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее…
• Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро-кова «Почетный гражданин Москвы».
• Рассмотрите портрет П. Третьякова кисти И. Репина. В чем, по вашему мнению, проявля-ется общность образов картины и рассказа? 38 В. Перов. Странник
В. Перов. Рыболов
К. Флавицкий. Княжна Тараканова
В. Перов. Охотники на привале
Музыкальный портрет
Интересно сопоставить особеннос-воссоздания облика человека в ли-, изобразительном искусстве,
.
В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интона-ции спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она разверты-вается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состоя-
ний, переживаний человека со всеми их изменениями.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями рас-ширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, харак-тер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. Н. Рерих. Эскиз декорации оперы«Князь Игорь»
Персонаж, лирический герой, рас-сказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном про-изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа-ния программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов-торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
Музыка может помочь встре-титься с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения со-здают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда со-чинял музыку, имея в виду характер-ные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женс-ких образах в инструментальной му-зыке Моцарта» (В. Медушевский).
А. Головин. Эскиз декорации оперы«БорисГодунов»
• Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увиде-ли» в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?
Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив-шихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характерис- тику.
Александр Невский Князь Александр Невский (1220– 1263) родился в городе. Переяславле-Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгоро-де. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Алексан-дра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., ког-да началось его почитание как свято-го, сказано:
«Александр… вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и зем-лю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“. Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе Бог, но в правде”.
Александр Невский. Миниатюры Новгородского свода
В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и пла-тил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очеред-ной поездки в Орду, князь тяжело за-болел и вскоре умер. В народе говори-ли, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (1941–
1945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского – 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в раз-личных произведениях искусства –
• Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвящен-ные Александру Невскому — святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?
• Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.
• Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпи-зоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна Какими средствами режиссеру и композитору
Портрет композитора в литературе и кино
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.148 с.) |