Рассказывает о красоте Земли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказывает о красоте Земли



 

А. Пушкин называл искусство «ма-гическим кристаллом», сквозь грани

 

которого по-новому видны окружаю-щие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

 

Во все времена живописцы, ком-позиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явле-ния природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые воз-никают у них при восприятии вели-чественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плав-ного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусст-ва — литературным, музыкальным, жи-вописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грус-тной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тон-чайшие струны его души, помогают

прикоснуться к неповторимой красо-те родной природы, увидеть необыч-ное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к род-ному краю, к отчему дому.


 

 

 

iskusstvo maket8!.indd 20     6/18/09 5:10:23 PM  
     
         


 

 

• Рассмотрите репродукции пейзажей на этом развороте учебника. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими? Определите средства художественной вырази-тельности, с помощью которых созданы эти образы природы.

 

• Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого глав-ного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

 

• Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от ка-кого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.

 

• Подберите музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие ху-

дожественные ассоциации возникают в вашем воображении?

 

iskusstvo maket8!.indd 21     6/18/09 5:10:24 PM  
     
         


Литературные страницы

 

 

• Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в XX в.

 

Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.


 

Все в тающей дымке

 

Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки

 

И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера,

 

И все ускользает

 

От беглого взора. Здесь мало увидеть,

 

Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью


 

Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды

 

Всю прелесть застенчивой Русской природы.

 

Н. Рыленков


 

 

 

iskusstvo maket8!.indd 22     6/18/09 5:10:25 PM  
     
         


Неведомому другу

 

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неиз-веданный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости чер-ной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

 

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и

 

единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на до-рожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой не-ведомый друг.

 

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, переда-вая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал

в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

 

И опять расширится душа: елки, березки, — и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от мо-лодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хо-рошо!

М. Пришвин

 

• Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

 

• Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами? Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания

 

Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».    
Обоснуйте свой выбор художественных произведений.    
Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, ко-    
торыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под    
эту музыку.    
   

 

 

iskusstvo maket8!.indd 23     6/18/09 5:10:31 PM  
     
         


Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись


 

 

А. Саврасов. Грачи прилетели.

И. Левитан. Озеро.Русь


Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

 

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Леви-тан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной зем-ли. Люди, словно впервые увидели на их картинах

 

и прозрачный весенний воздух, и наполненные ве-сенним соком, оживающие березы; услышали весе-

лый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,

и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывает-ся, какая она русская природа — нежная, задумчи-вая, трогательная! Именно благодаря картине Алек-

 

сея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачиприлетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтво-вали пейзажность русской народной песни.


 

 

iskusstvo maket8!.indd 24     6/18/09 5:10:34 PM  
     
         


В XX в. в зарубежном изобразитель-ном искусстве возникло направление, которое получило название «импрес-сионизм» (от франц. impression — впе-чатление). Художники-импрессионис-ты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

 

Поучительная и даже забавная ис-тория произошла с живописной ра-ботой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессио-

 

ниста Клода Моне (1840—1926).

 

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возму-

 

щены, когда на выставке увидели кар- К.Моне. Вестминстерское аббатство тину Моне. На ней они обнаружили,

 

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую раз-личную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно ху-дожник.

 

• Рассмотрите живописные пейзажи. Объя-сните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные об-разы природы, запечатленные на этих полотнах.

 

• Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

 

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

 

• Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

 

Посмотрите фильм — экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж?

 

Художественно-творческое задание

 

Напишите этюды (литературные или живо- К.Моне. Реймский собор на восходе солнца писные), в которых вы изобразите природу в

разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

 

 

iskusstvo maket8!.indd 25


 

 

6/18/09 5:10:39 PM


Зримая музыка

 

И. Левитан.

Весна. Большая вода

 

 

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия...

 

Только в России может быть настоящий пейзажист.

 

И. Левитан


 

 

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной класси-ки — «Времена года» — цикл концер-тов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678—1741) и

 

цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840—1893).Оба сочи-

 

нения относятся к программной му-зыке: имеют названия и сопровожда-ются поэтическими строками — со-нетами самого композитора в кон-цертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

 

В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музы-кальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души челове-ка к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зари-совок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

 

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, кото-рые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливают-ся с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырывают-ся отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.


 

 

iskusstvo maket8!.indd 26     6/18/09 5:10:43 PM  
     
         


 

И. Левитан.

Над вечным покоем.

 

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

 

П. Чайковский

 

 

• Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

 

• Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

 

• Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

 

• Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

 

• Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

 

• Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?


 

Художественно-творческое задание

 

• Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рас-сказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.


 

 


 

 

iskusstvo maket8!.indd 27     6/18/09 5:10:45 PM  
     
         


Человек в зеркале искусства: жанр портрета


 

Нефертити. Древний Египет

Портрет (франц. portrait) —изображе-

 

ние определенного человека или груп-пы людей. Жанр портрета получил рас-пространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и гра-

 

фике. Различают парадный и камерный

 

портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и дляукрашения парадных зал, и для восхва-ления определенных персон, и для со-хранения памяти о людях, объединен-ных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии.

 

 


Искусство помогает познать челове-ка. Не только увидеть его внешний об-лик, но и понять его сущность, харак-тер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно за-дачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живопис-ное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а мо-жет быть, даже открыть что-то новое в себе.

 

 

Зрителю невольно передается отно-шение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его вре-мени, т. е. стремимся понять неизвес-тное через известное.

 

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к пе-редаче портретного сходства в скуль-

 

птурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археоло-ги открыли всему миру замечатель-ное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этот образ поражает плавностью ли-ний профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими пере-ходами неправильных, но прелестных черт женского лица.

 

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеали-зированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического


 

 

iskusstvo maket8!.indd 28     6/18/09 5:10:47 PM  
     
         


художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

 

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую оче-редь передать ощущение движения при устой-чивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

 

Особой нежностью и теплотой веет от ста-туи Афродиты, богини любви и красоты, изва-янной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображе-нии нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

 

Римский портрет связан с культом пред-ков, со стремлением сохранить их облик для

 

потомков. Это способствовало развитию реа-листического портрета. Его отличают индиви-дуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

 

 

Пракситель.

Афродита Книдская

 

 

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

 

 

Мирон. Дискобол.Фрагмент.

 

IV в. до н. э

 

 

iskusstvo maket8!.indd 29


 

6/18/09 5:12:01 PM


 

 

Л. да Винчи.

Эскиз

 

Л. да Винчи.

 

Мадонна Литта

 

 

iskusstvo maket8!.indd 30


 

В Средние века чувственно-плас-тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи

 

с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

 

Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его непов-торимым физическим обликом, духов-ным миром, индивидуальными черта-ми характера и темперамента.

 

В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера

 

(1471–1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гени-ев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти — олицетворяют иде-ального человека того времени.

 

В XVII в. главным критерием ху-дожественности становится матери-альный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительнос-ти заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических про-явлений человека, его многообраз-ных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающе-го жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

 

Среди известных портретных шедев-ров того времени «Лютнист» Микеланд-

жело даКараваджо (1573—1610),в кото-

 

ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVI столетия в творчес-тве испанского художника Эль Греко (1541—1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не-обычная внутренняя сосредоточен-ность человека, интенсивность его

 

духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или

 

 

6/18/09 5:12:04 PM


застывшие позы. Одухотворенностью

 

и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

 

Портреты великого голландца

 

Рембрандта (1606—1669)не без ос-

 

нования считаются вершиной пор-третного искусства. Они по праву получили название портретов-био-графий. Рембрандта называли поэ-том страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забы-тые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни-

 

женным и оскорбленным». По харак-теру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био-графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых лю-дей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства

 

и душевной теплоты.

 

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающую-ся от предшественников. Придворно-аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон-ченно-обольстительными, задумчиво-томными, мечтательно-рассеянными

 

 

М. Караваджо. Лютнист


 

 

Э. Греко.

Мужской портрет с рукой на груди.


 

 


 

 

iskusstvo maket8!.indd 31


 

 

6/18/09 5:12:08 PM


Э. Делакруа. Фредерик Шопен

 

образами. Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770)и др.

легкий, подвижный, их колорит полон изящных пере-ливов, для него характерно сочетание изысканных по-лутонов.

 

Поиски героического, значительного, монументаль-ного в искусстве связаны в XVIII в. со временем рево-люционных перемен. Одним из гениальных скульптур-ных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791),воздвигнутый в Петербурге в1765—1782 гг. Он задуман как образ гения и созида-теля. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель-ным движением коня и всадника, выражается во влас-тном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

 

XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия кра-соты. Новаторские искания в живописи обращены те-перь к сближению с действительностью, к поиску мно-голикости образов.

 

В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос вы-ступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798—1863). Перед нами настоящий психологический портрет, пе-редающий страстность, пылкость натуры композитора,

Э.Фальконе. его внутреннюю суть. Картина наполнена стремитель-

 

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.154.243 (0.302 с.)