Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы анализа и истолкования текста (пересказ, характеристика и др.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При планировании уроков, на которых происходит анализ литературных произведений, необходимо отобрать те приемы анализа, которые приведут учащихся к адекватному пониманию прочитанного, позволят выйти на уровень осознания авторской позиции. Выбор тех или иных приемов анализа зависит от жанрово-родовых особенностей произведения и от его художественного своеобразия. Перечислим наиболее известные приемы анализа литературного произведения в школе. 1. Комментированное чтение позволяет углубиться в текст. Это повторное чтение отдельных частей литературного произведения с целью выявления особенностей сюжета, литературных характеров, авторской позиции и т.д. Попутно используется обычно лингвистический и исторический комментарий (см. «Фамусовская Москва // Боча- ров В.Г. За сорок лет. – М., 1974»). 2. Осмысление композиции произведения: – композиция сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, раз- вязка, эпилог); – антитеза как композиционный прием целого произведения и отдельных его частей; – кольцевая композиция и ее художественное значение; – повторяемость отдельных элементов произведения. 3. Устное словесное рисование помогает конкретизировать образ, делает его зримым. 4. Характеристика литературного персонажа (на первых порах предлагается план характеристики). 5. Пересказ с элементами анализа и пересказ с изменением лица рассказчика. 6. Стилистический анализ. Этот прием помогает учащимся уяснить, как в выборе определенного слова-образа сказывается авторское отношение к изображаемому. Стилистический анализ особенно непо- нятен учащимся, вызывает их неприятие. Интерес к стилю может вы- звать следующее задание. Дается, например, неизвестный поэтический текст известного учащимся поэта с пропущенными в нем эпитетами. Лучше выбирать стихотворение, где в создании образа эпитет играет ведущую роль. Задача учащихся – вставить в пропуски в тексте недостающие эпитеты. Затем происходит сравнение с оригиналом и осмысление авторских эпитетов. 7. Сопоставление разных редакций, вариантов произведения. Этот прием помогает осознать развитие авторской мысли в процессе создания произведения. Особенно интересно сопоставление поэтических текстов, где виден поиск автором единственно нужного и точно- го слова. 8. Сопоставление произведения с его реальной основой, героя с прототипом. Этот прием обнаруживает авторские намерения, показывает, как художественно воплотил автор жизненный материал (этот прием, например, необходимо использовать при изучении рассказа «Муму»). Данный прием помогает преодолеть наивный реализм в восприятии учащихся литературных произведений. 9. Сопоставление отдельных элементов художественных произведений разных писателей (пейзаж у Тургенева и Чехова, особенности портретной характеристики у разных писателей и т.д.).
Сопоставление в школьном курсе литературы: роль, виды, методика проведения. 1. Сравнение должно преследовать развивающую, методическую или другую цель, а не быть самоцелью. 2. Нужно вскрывать существенные признаки, закономерности. 3. Д. б. логическая последовательность в осуществлении сравнения. Индукция. 4. Нужно сделать выводы и обобщения. 5. Неумелые сопоставления вредят. Виды сравнения: 1. Внутритекстовые (сравнивается чаще всего 2 эпизода, 2 героя, 2 элемента текста). 2. Контекстные (сопоставление с иллюстрацией, экранизацией). Для постижения смысла. Самое частотное – сравнение редакций текста. Постепенно увеличивается число контекстных сравнений. Виды сопоставления
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.01 с.) |