Методы обучения литературе (изучения литературы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения литературе (изучения литературы)



  Классификация В.В.Голубкова (1930-е гг.) Общедидактические методы М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера. (1960–е гг.) Классификация Н.И.Кудряшева (1970-е гг.) Классификация В.А.Никольского (1950-е гг.) Классификация М.Г.Качурина (1970-е гг.) Классификация Г.Н.Ионина (1980-е гг.) Классификация В.Г.Маранцмана (1990-е гг.)
принципы, лежащие в основе классификации источник знаний; характер восприятия информации дидактические задачи; характер познавательной деятельности характер познавательной деятельности; этапы изучения характер общения ученика с произведением (эмоции или понятия) характер общения с литературным произведением и жизнью характер общения с литературным произведением и жизнью характер общения с литературным произведением и жизнью
    М   Е   Т   О   Д   Ы лекционный метод (сообщение нового материала, выразительное чтение, рассказ учителя) объяснительно-иллюстративный метод метод творческого чтения и творческих заданий методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений метод чтения метод художественной интерпретации метод чтения
метод комментированного чтения (разновидность лекционного метода с элементами литературной беседы) репродуктивный метод репродуктивный метод   метод анализа критико-публицистический метод метод анализа
метод литературной беседы (постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя) метод проблемного изложения     метод художественной интерпретации литературного произведения метод школьного литературоведения (литературного поиска) метод интерпретация художественного произведения (комментирование произведения с помощью внетекстовых материалов: писем, мемуаров, литературно- критических статей)
метод самостоятельной работы учащихся (метод докладов и сочинений учащихся) эвристический метод (частично-поисковый) эвристический метод (частично-поисковый) методы и приемы истолкования произведений     претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино)
  исследовательский метод исследовательский метод       метод литературного творчества

 

 

Методы и приемы обучения литературе (Кудряшев)

Цели метода Приемы, виды деятельности учителя Приемы, виды деятельности учащихся:
Метод творческого чтения и творческих заданий
Активизация художествен­ного воспри­ятия, формиро­вание средст­вами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников 1. Выразительное чте­ние учителя; обучение выразительному чтению. 2. Чтение мастеров ху­дожественного слова. 2. Комментированное чтение (чтение с сопутст­вующим комментарием). 3. Вводное (эмоциональ­ное) слово учителя. 4. Беседа по выявлению первоначального воспри­ятия. 5. Постановка проблемы, углубляющей художест­вен­ное восприятие школьников. 6. Творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения. 1. Выразительное чтение, тренировка в выразительном чтении; заучивание наи­зусть. 2.Слушание художественного чтения. 3. Чтение произведений доме и в классе. 4. Описание своих впечатлений о прочи­танном произведении. 5. Творческие пересказы (с сохранением стиля повествования, с изменением лица рассказчика); художественное рассказы­вание. 6. Устное словесное рисование и иллю­стрирование; домысливание сюжета; ми­зансценирование; инсценирование; рас­ширение авторских ремарок; составление кадроплана и др. 7. Рассматривание иллюстраций и их оценка. 8. Сочинение собственных литературных произведений в различных жанрах. 9. Отзывы о прочитанных произведения, просмотренных кинофильмах, спектаклях.
Эвристический метод
Углубление первоначального эмо­ционального художествен­ного восприятия школьников, стимули­рование их интеллекту­ального разви­тия; обучение самостоятельному приобретению знаний, форми­рование умений анализа литера­турного произ­ведения 1. Эвристическая беседа тексту. 2. Комментированное чтение (повторное чтение фрагментов произведения с их комментарием). 3. Постановка проблемы учителем или учащимися; проведение диспута. 4. Обучение школьников приемам анализа текста. 5. Обучающие виды ра­бот (сочинения, конспек­тирование и т.д.). 1. Подбор материала (цитаты, суждения и пр.) из произведения, критической ста­тьи, учебника, справочной литературы) по вопросу учителя, теме, проблеме. 2. Пересказ с элементами анализа. 3. Анализ эпизода, сцены, не­большого произведения по вопросам и заданиям преподавателя. 4. Составление плана части или целого (небольшого) произведения. 5. Характеристика героев (индивидуаль­ная, сравнительная, групповая) по зада­нию учителя. 6.Срав­нительный анализ героев произве­дения, эпизодов, пейзажей, стилевых осо­бенностей произведения. 6. Составление плана к своему разверну­тому ответу, докладу и сочинению. 7. Конспективное изложение результатов анализа. 8. Сравнительный анализ художествен­ного текста и произведений других видов искусств. 9. Выступление на диспуте. 10. Сочинение на частные и обобщаю­щие темы.
Исследовательский метод
Овладение методами научного познания в процессе учебной и творческой деятельности; развитие уме­ний самостоя­тельного ана­лиза произве­дения, оценки его идейных и художественных достоинств; вы­работка крите­риев оценки; со­вершенствова­ние художест­венно­го вкуса   1. Формулировка тем, проблем для семинарских занятий, 2. Постановка проблем­ных вопро­сов, исследова­тельских заданий. 3. Подбор и рекоменда­ция непрограммных про­изведений и литературно-критического материала. 4. Формулировка тем докладов и рефератов, за­даний твор­ческого харак­тера по эстетическим, ли­тературоведческим, нрав­ственным проблемам.   1. Самостоятельный анализ части, эпи­зода изучаемого произведения, анализ це­лого произведе­ния, не изучаемого на уроках. 2. Сопоставление двух или нескольких произведений в тематическом, про­блемно-идейном, теоретико-литератур­ном, историко-литературном планах. 3. Сопоставление, анализ нескольких точек зрения на про­изведение, образы героев с обоснованием своего мнения. 4. Сопоставление литературного произ­ведения с его экранизацией или театраль­ной постановкой. 5. Самостоятельная оценка литератур­ного произведения, его героев (доклады, се­минарские занятия, диспуты). 6. Написание рецензий, аннотаций, сочинений в литературно-критических жанрах. 7. Самостоятельная оценка спектакля, актерской и режиссерской интер­претации героя драмы; оценка просмотренного фильма, вы­ставки; краеведческие изыскания и другие исследовательские работы.
Репродуктивный метод
Сообщение учащимся новых знаний, обобщение полученных знаний, формирование умений и навыков, раскры­тие перед школьниками пер­спектив раз­вития искусства и науки 1. Рассказ (слово) учи­теля о жизни и творчестве писателя. 2. Лекция учителя (о творческом пути писа­теля, обзорная). 3. Репродуктивная бе­седа. 4. Задания по учебнику. 1. Запись плана или конспекта рассказа, лекции учителя. 2. Составление плана, конспекта, тезисов статей учебника, литературно-критиче­ских материалов. 3. Устные ответы по материалам лекции, учебника, 4. Пересказ сюжета (подробный, сжатый, выборочный). 5. Составление синхронистических таб­лиц. 6. Подготовка докладов, сочинений обоб­щающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Кудряшев выделяет три основных типа уроков литературы и каждом типе – виды. 1. Уроки изучения художественных произведений: а) уроки художественного восприятия произведения; б) уроки углубленной работы над текстом; в) уроки, обобщающие работу над произведением. 2. Уроки изучения основ теории и истории литературы: а) уроки формирования теоретико-литературных понятий; б) уроки усвоения литературно-критических статей; в) уроки по биографии писателя; г) уроки по историко-литературным материалам; д) уроки обобщения, повторения, опроса. 3. Уроки развития речи: а) уроки обучения творческим работам по жизненным впечатле- ниям и по произведениям литературы (не программным) и искусства; б) уроки обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам; в) уроки обучения сочинениям; г) уроки анализа сочинений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.003 с.)