Актуальные проблемы теории и практики обучения литературе. Деятельность учителя литературы в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы теории и практики обучения литературе. Деятельность учителя литературы в современных условиях.



Средства обучения литературе: типология, роль, принципы использования.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

1) печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

2) электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

3) аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);

4) наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты– цели, содержание, формы, методы.

Принципы использования средств обучения

1.Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся.

2. Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях.

4. Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.).

5. Сотворчество педагога и обучающегося.

6. Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших

средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (в пеpеводе с английского – «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

 

8. Проблема методов обучения литературе, их классификация. Система методов Н.И.Кудряшева (общая характеристика). Понятие о проблемном обучении.

Виды сопоставления

 

Вид сопоставления Место в системе работы Цели проводимого сопоставления
сопоставление художе­ственного произведения с его реальной основой, ге­роя с прототипом изучение творче­ской истории про­изведения выявление связи произведения с жизнью; обнаруживание авторских намерений, постижение авторского замысла через показ того, как писатель "заостряет" жизненный материал
сопоставление разных редакций, вариантов тек­ста изучение творче­ской истории про­изведения, анализ произведения выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения; развивают художественный вкус, тре­бователь­ность к собственному стилю, воспитывают внимание к слову
сопоставление частей и различных элементов ху­дожественного текста (сравнение образов ге­роев, сопоставление эпи­зодов, рассмотрение свя­зей пейзажа и портрета с общим течением текста) анализ компози­ции, изучение во­просов теории ли­тературы осмысление характеров героев про­изведения; выявление авторской пози­ции; раскрытие художественного ме­тода писателя; обнаружение единства формы и содержания литературного произведения; усиление эмоциональ­ной реакции школьников
сравнение произведений разных писателей или от­дельных элементов худо­жественных тек­стов(пейзаж, портрет) анализ компози­ции, идейный ана­лиз усвоение идейного содержания, под­черкивание общности нравственной коллизии, художественной ситуации, помогает увидеть "портрет" эпохи и понять своеобразие художественного мира каждого писателя, выяснение за­кономерностей литературного про­цесса
сопоставление интер­претаций критических статей целостный анализ произведения развитие синтезирующих навыков, умения соотносить идейно-эстетиче­скую позицию критика с представлен­ной им интерпретацией произведений, стимулируют вторичное эмоциональ­ное восприя­тие и интеллектуальную деятельность
сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя изучение творче­ской эволюции, идейный и стиле­вой анализ концепционное восприятие произве­дения; открытие общих основ миросо­зерцания и художественного метода, способно показать как менялось худо­жественное освещение мира
сравнение литературного произведение с произведениями другого вида искусства анализ творческого замысла, анализ художественных особенностей, комплексный анализ произведения развитие воображения, ассоциативных связей, усиление сопереживания, субъективной стороны разбора, подчеркивание своеобразие позиции, мироощущения писателя, постижение объективного смысла произведения.

 

Формы урока литературы

(ведущий вид деятельности учителя и учащихся)

1) урок-беседа;

2) урок комментированного чтения;

3) урок-лекция;

4) урок семинарского типа (урок-диспут, урок-практикум, урок-коллоквиум, урок-конференция);

5) эмоционально-образные формы урока (урок выразительного чтения, урок-концерт, урок-литературная композиция, урок-заочная экскурсия, театрализованный урок; киноурок, видеоурок и т.д.);

6) игровые формы (урок-игра): а) ролевые игры (редакция, «круглый стол», пресс-конференция, суд и др.), б) соревновательные игры (урок- викторина, урок-аукцион, урок- литературный турнир, урок «КВН», урок««Поле чудес», урок «Что? Где? Когда?» и т.д.);

7) учетные уроки (зачет, контрольная работа);

8) урок-консультация;

9) интегрированный урок, бинарный урок;

10) инновационные формы (урок-мастерская, урок-погружение, модульный урок, урок-диалог, урок-творческий отчет и др.)

Актуальные проблемы теории и практики обучения литературе. Деятельность учителя литературы в современных условиях.

Можно обозначить следующие теоретические проблемы, привлекавшие и до сих пор привлекающие внимание методистов. 1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы. 2. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся. 3. Проблема изучения литературного развития учащихся, при- чем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, вариативности программ, концепций изучения произведений, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников. 4. Формирование нового типа взаимоотношений между учите- лем и учеником, воспитание творческих начал личности. 5. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Деятельность учителя литературы похожа на занятие спортом. Аспекты деятельности учителя лит-ры: 1. Филолог. 2. Методист. 3. Педагог. 4. Психолог. 5. «Артист» (чтец, режиссер, актер). Профессия педагога-литератора требует постоянного совершенствования личности, развития художественных склонностей и творческих способностей. Учитель прежде всего должен знать свое предмет. Он должен понимать суть науки, ее современное состояние, главные этапы ее развития, ее связь с другими науками, с общественными отношениями (Крупская). Задача учителя – приобщить учеников к искусству слова и тем самым воздействовать на их взгляды, убеждения. Одна из важнейших функций учителя – исследование. В работе учителя-словесника исследовательская функция приобретает свои особенности. Словесник анализирует художественный текст, который каждому читателю-исследователю способен открыть какие-то новые, еще не изведанные стороны. Судьбу литературы как учебного предмета определяет прежде всего учитель. Тем самым он определяет педагогическую и человеческую судьбу.

4. Русская литература как учебный предмет: история вопроса, литература в кругу учебных предметов, цели изучения, содержание курса в средних и старших классах.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Словесная природа литературы определяет ее способность постигать действительность во всей универсальности. Образы литературы, лишенные прямой зрительной достоверности, обращенные к человеческой фантазии, к миру эмоций, к разуму обладают большой силой воздействия на читателя, приглашая его к диалогу, к осмыслению художественного текста, к сотворчеству, тем самым приобщают его к духовным исканиям художников слова, нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель изучения литературы в школе сформулирована в современной программе: «приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций». Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности. Компонентами содержания литературного образования в школе являются 1) знания; 2) умения; 3) опыт творческой деятельности и 4) система норм отношения к миру, к людям и к самому себе. При получении знаний по русской литературе учащиеся осваивают произведения русского фольклора и литературы (знание текстов), отдельные достижения словесного искусства зарубежной литературы, сведения об основных периодах русского и мирового литературного процесса, сведения о жизни и творчестве писателей, основные литературоведческие понятия.

 

5. Литературное образование в Беларуси на современном этапе: нормативные документы, содержание, структура, проблемы.

Нормативные документы, регулирующие литературное образование в Республике Беларусь: 1.Образовательный стандарт учебного предмета «Русская литература» (I–XI классы) (разделы 1, 2, 3) 2.Концепция учебного предмета «Русская литература» (разделы II, III, V) 3.Типовой учебный план учреждений общего среднего образования по учебному предмету «Русская литература» (см. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь) 4.Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русская литература. V–XI классы (2012 г.) Компоненты содержания литературного образования: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) систему норм отношения к миру, людям, себе. Структура литературного образования основывается на принципе его непрерывности. Поскольку главный объект изучения в V—IХ классах – художественное произведение, основные задачи обучения должны быть нацелены на то, чтобы, опираясь на знания и умения, приобретённые в I—IV классах, формировать у учеников представление о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях произведений, компонентах их структуры, способах художественного отображения жизни. Произведения, предлагаемые для изучения в V классе, сгруппированы в разделы на основе проблемно-тематической близости. Ведущая литературоведческая проблема этого курса – род литературы. Основной принцип структурирования литературных курсов VI—VIII классов – жанрово-хронологический, при котором в каждом классе школьники изучают вершинные произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. С IХ класса принцип построения курса – линейный на историко-литературной основе, но, в отличие от предыдущих классов, с более глубоким изучением художественных текстов. В поле зрения учащихся IX класса оказываются значительные в художественном отношении произведения разных эпох, изучаемые в контексте исторических обстоятельств и во взаимосвязи с фактами биографии писателя. Особое внимание в процессе обучения уделяется следующим проблемам: жанрово-родовые особенности художественных произведений, литературный герой, художественный образ. В Х—XI классах значительно возрастает необходимость в идеологическом и художественном осмыслении исторического пути литературы, культурного развития народа, роли в этом выдающихся деятелей культуры, искусства. Поэтому изучение литературы непосредственно связывается с общей характеристикой исторических эпох, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени.

 

6. Принципы изучения учебного предмета «Русская литература». Преподавание русской литературы во взаимосвязи с историей и мировой художественной культурой.

В основу изучения предмета «Русская литература» положен антропоцентрический принцип. Личность ученика обогащается знаниями в процессе получения их как индуктивным, так и дедуктивным путём, в коллективной и самостоятельной деятельности. В центре педагогического внимания оказывается ученик как субъект, как личность, которая самоутверждается в разных формах деятельности. Принцип научности уточняет исходную позицию как в литературоведческом подходе к предмету изучения, так и в методической деятельности учителя. Изучение произведения и историко-литературного процесса ведётся с применением исторического, биографического, описательно-аналитического, структурного (единство формы и содержания), сравнительного, типологического, контекстуального методов. Изучение литературы как искусства слова предполагает постижение художественного произведения в соответствии с его эстетической природой: эмоционально-образное восприятие, анализ художественного текста в единстве формы и содержания, в аспекте рода, жанра, авторской позиции и индивидуального стиля художника. Вариативность в обучении литературе предоставляет учителю право на обоснованное перераспределение часов по темам, на определение последовательности тем, методику изучения того или иного произведения, в некоторых случаях – предлагать произведения на выбор из списков для дополнительного чтения и для чтения и обсуждения. Преемственность и непрерывность литературного образования обеспечивают его единство на всех ступенях обучения. Преемственность обучения реализуется как единая система, имеющая на каждой ступени свои особенности, своё конкретное содержание, свои методы, формы и средства. Принцип целостности означает органическое единство и взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса: его целей и задач, содержания и структуры, характера функциональных взаимосвязей, интеграции и генерализации литературных знаний, образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Межпредметные связи являются необходимыми в преподавании, направленном на обеспечение системного изучения и освоения учебного предмета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.47.227 (0.034 с.)