Биография писателя в школьном курсе: цели, принципы, приемы изучения в средних и старших классах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биография писателя в школьном курсе: цели, принципы, приемы изучения в средних и старших классах.



Изучение биографии писателя помогает услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы. В каждом литературном произведении отражается личность его автора, выражается его авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и ограничены для самого автора произведения.

Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в У-УШ классах.

Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Для того, чтобы учащиеся не только запоминали, но обдумывали факты на уроке по биографии, учитель постоянно должен их ставить перед решением какой либо задачи. Это могут быть вопросы, связанные с выяснением отношения писателя к общественным явлениям («Почему Тургенев в 70-е годы сочувственно относится к народу?»), к искусству («Горький и молодые писатели Страны Советов»), к природе («Почему Чехов не любил южной природы?). Полезно ставить вопросы на сравнение близких эпизодов из жизни писателей («Как отношение светского общества к поэтам сказалось в истории дуэли Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Барантом?»).

Очевидно, кроме вопросов, которые учитель обращает к классу, необходимо дать возможность ученикам самим говорить и спорить с ним. С этой целью учитель может предложить самостоятельно подготовить доклады «Друзья Пушкина», «Толстой в Яснополянской школе», «Чехов - врач», пусть они проведут диспут «Л. Толстой и его суждения об искусстве», «Афоризмы Пушкина». Сближение с писателем ведет к тому, что уроки по биографии органически соединяются с внеклассной работой, помогают решать нравственные и эстетические вопросы, волнующие учеников.

При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может найти место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведения викторины, словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество новых понятий, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях.

Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебник, книг биографического жанра. Перед просмотром педагог предлагает классу вопросы. Это побуждает учеников не просто внимательно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран.

24. Обзорные темы в курсе литературы, их содержание и структура. Методика проведения обзорных занятий.

Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор —это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия "обзор": 1) для указания на степень "развернутости" рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение); 2) для характеристики уроков особой структуры. Н. И. Кудряшев определяет обзоры как уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений. т.е. репродуктивного. эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и/или литературы определенного периода, а также об отдельных авторах. При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления з нем раскрываются лишь наиболее важные особенности.

Типы уроков-обзоров:

1) урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирующий систему в "неразвернутом виде" (Идейные и жанровые поиски в литературе конца XXвека")-,

2) концептуальные обзоры этапов развития литературы:

а) обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии

(Модернизм как художественная система):

б) обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы (Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий)-,

в) проблемно-тематический обзор (Тема родины в современной поэзии);

3) итоговое обзорное занятие, дающее обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися (Обретения и потери "серебряного века ").

Пути повышения эффективности уроков обзорного типа:

1. Определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора.

2. Четкое определение принципов организации обзорногоизучения:

1) соотношение главных положений и материала, его развивающего, аргументирующего и иллюстрирующего;

2) обязательная конкретизация основных положений литературным материалом;

3) привлечение элементов "впечатляющего метода"(Л.Выготский) - синхронистических таблиц, выставок, стенгазет;

обращение к другим видам искусства.

3. Установление связей между обзорами, обзорными и монографическими темами:

1) создание в обзорах фонового представления об эпохе, эмблемных литературных явлениях:

2) установление проспективных и ретроспективных взаимодействий между матеоихтами обзоров;

3) обозначение "сквозных" содержательных линий в обзорах (традиции - новаторство, национальное -общечеловеческое, идейно-тематические и жанровые предпочтения)

 

Эффективность обзоров во многом зависит от своевременной активизации имеющихся у школьников знаний и впечатлений с ориентацией на инварианты в структуре учебного материала. В старшем школьном звене возрастает роль ретроспективных связей, осуществление которых позволяет организовать повторение, в какой-то мере переосмыслить знакомые факты заново. Полезно познакомить старшеклассников с последовательностью изучения обзорных тем, с примерным планом, используя который ученики могли бы самостоятельно работать над темой на уроке и дома.

Примерный план изучения обзорной темы:

1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.

2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.

3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:

а) веду щие литературные течения на данном этапе истории литературы;

б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;

в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;

г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;

д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.

4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.

5. Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литерату ры, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

25. Изучение монографических тем в старших классах.Литературная критика в школе: задачи и методика изучения.

Монографическое изучение русской литературы в старших классах сочеатется с характеризующими литературу определенного историческго периода обзорами. Учитель имеет возможность кратко и выразительно охарактеризовать не только историческую эпоху, но и тенденции в развитии культуры и литературы, представить с помощью учащихся два-три наиболее типичных произведения. Структура обзорных и монографических разделов (тем) программы обеспечиает широкий круг чтения школьников, формирование у них клчевых теоретико-литературных понятий и читательских умений, придает литературному образовани системность и воспитывающую направленность.

В каждой литер-критич-й статье анализируются не только проблемы, события, в художественной форме отраженные в произведении, но и явления самой действительности тех лет, споры, дискуссии, шедшие в интеллектуальных кругах и имевшие большое влияние на развитие русской литературы. Осуществляется знакомство учащихся с отдельными лит-критическими статьями и высказываниями. Может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, худ-эстетич-е развитие, речевую деятельность. Происходит углубление восприятия произведения. Повышается уровень литер-й образованности школьников. Методика изучения критических статей в старших классах осуществ-я по этапам, в соотв с которыми происходит процесс формирования умений самостоятельно работать с крит материалом (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения). На занятиях по обзорным темам – введение в критическую мысль эпохи, раскр-я эстетические и нравств-философ-е течения в русской литературе и критике, их взаимодействие и борьба концепций. В 20-30-е – три направления в критике: видоизмененная романтическая критика (Полевой), возникшая философская критика (Веневитинов), реалистические искания Пушкина, наход-е отражение в его критической практике. На занятиях по изучению монографической темы в работе над материалами критических статей два этапа: 1. Обращение к фрагментам статей, отдельными высказываниями критиков и литературоведов при анализе текста непосредственно. 2. Анализ текста статьи критика. Для этого выделяется специальный урок, на котором проводится чтение и комментирование статьи, начинается составление планов и тезисов. Предложенная методика изучения литер-критич-х статей способствует творческому освоению старшеклассниками художественной литературы, развитию умений критически, разносторонне подходить к анализу и интерпретации произведения, формированию способности к самостоятельной деятельности, развитию устной и письменной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.24.249 (0.012 с.)