Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №7 « Конкурентные стратегии. Роль цепочки создания стоимости в укреплении конкурентных преимуществ»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План
Учебная информация по теме Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, — это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли — то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли. Стратегические проблемы, возникающие на корпоративном уровне, фундаментально отличаются от проблем, возникающих на уровне отдельной бизнес-единицы. Если стратегия корпорации, занимающейся несколькими видами бизнеса, связана с определением общего направления развития, с созданием синергии между отдельными его видами, то стратегия бизнес-единицы обычно определяет, каким образом следует действовать в конкурентной среде в рамках своей отрасли, чтобы добиться успеха. Бизнес-единица - это любая организационная единица, имеющая (или обязанная иметь) свою стратегию бизнеса и менеджера, отвечающего за обеспечение продаж и получение прибыли. В качестве бизнес-единиц могут выступать: товарные группы или определенные виды продукции, группы клиентов, структурные подразделения, дочерние структуры. С позиции финансовой терминологии они должны быть центрами прибыли. Методологическим проблемам разработки конкурентной стратегии посвятили свои исследования М. Портер, А. Томпсон и А. Стрикленд, Дж. Аакер, Г. Хамел и К. Прахалад, М. Трейси и Ф.Вирсема. Ключевой фигурой в этой области является Майкл Портер. Его книги «Конкуренция», «Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов», «Международная конкуренция», «Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» приобрели огромную популярность в мире бизнеса. Если в книге «Конкурентная стратегия» акцент делался на отдельной отрасли, то в книге «Конкурентное преимущество» основное внимание уделено конкурентоспособности компании. В книге «Конкурентная стратегия» предложена методика анализа конкуренции в отрасли. В ней также представлены три стратегии получения конкурентных преимуществ: лидерство в издержках, дифференциация и фокусирование. Книга «Конкурентное преимущество» — о том, как компания в действительности может реализовать эти общие стратегии на практике. Согласно теории Майкла Портера выделяется три вида конкурентных стратегий:
- по низким издержкам или - по дифференциации Используя основной подход к конкурентным стратегиям М. Портера, А. Томпсон и Дж. Стрикленд дополнили его теорию стратегией оптимальных издер жек (или наилучшей стоимости) – предложение покупателям большей реальной ценности денег с упором на сочетание низких издержек и дифференциации продукта. Цель состоит в том, чтобы иметь наилучшие издержки и цены, чем у продукции конкурентов, обладающей аналогичными свойствами и качеством (рисунок 18). Рисунок 18 - Матрица пяти конкурентных стратегий Томпсона – Стрикленда
Конкурентная стратегия, базирующаяся на лидерстве по издержкам, обладает особой силой в следующих случаях:
Действия компании по реализации стратегии лидерства по затратам:
Стратегия дифференциации привлекательна тогда, когда она базируется на следующих факторах:
Предназначение стратегии дифференциации: - возводит барьеры в форме приверженности потребителей и уникальности; - уменьшает рыночную власть покупателей, поскольку продукция других продавцов для них менее привлекательна; - помогает отразить угрозы со стороны товаров-заменителей, так как они не обладают сравнимыми свойствами и качествами. Успешная дифференциация позволяет компании:
Действия компании по реализации стратегии дифференциации: 1. В области маркетинга и производства: определить и назначить премиальную цену; увеличить темпы роста продаж в тех сегментах, в которых покупатель готов платить «премиальную» цену; обеспечить для покупателя дополнительные услуги; увеличить уровень дифференциации так, чтобы спрос на продукцию меньше зависел от общего состояния экономики. 2. В области финансов: сократить затраты, обеспечивающие потребительские свойства продукта, не отвечающие потребностям покупателя; инвестировать в активы, обеспечивающие дифференциацию; обеспечить уровень товарно-материальных запасов выше, чем при стратегии лидерства по издержкам; обеспечить уровень дебиторской задолженности выше, чем при стратегии лидерства по издержкам без ущерба для финансовых потоков. Стратегии фокусирования предполагают сосредоточить внимание на целевом сегменте. Задача состоит в лучшем, чем это делают конкуренты, обслуживании покупателей из целевой ниши рынка. Используя такую стратегию, компания может достичь конкурентного преимущества, благодаря: - меньшим, чем у конкурентов, издержкам при обслуживании этой рыночной ниши; - способности предложить находящимся в нише потребителям что-то отличное от предлагаемого конкурентами. Стратегия фокусирования становится привлекательной, когда:
Стратегия оптимальных издержек (наилучшей стоимости)– наиболее мощный конкурентный подход, который может использовать компания. Он заключается в упорном стремлении стать производителем продукции со все более низкими издержками и со все более высокими характеристиками, реализуя таким образом цель стать производителем самой лучшей в отрасли продукции с самыми низкими издержками. Это «гибридная» стратегия, позволяющая компании для достижения наивысшей ценности для потребителя сочетать конкурентные преимущества как от низких затрат, так и от дифференциации.
В книге «Конкурентное преимущество» вводится понятие цепочки создания стоимости (или цепочки ценностей). Появилась возможность рассмотреть отдельно покупателей, поставщиков и саму компанию в рамках системы, в которой они взаимодействуют, создавая стоимость. Разница между ценой, которую покупатели готовы платить за тот или иной продукт или услугу, и стоимостью всех операций в процессе создания этого продукта определяет прибыль компании. В основе конкурентных преимуществ лежит стоимость, которую компания создает для своих потребителей, эта стоимость, в общем итоге, может принимать форму более низких издержек по сравнению с конкурентами или это будут уникальные предложения, которые достойны высоких цен. Выбор конкурентных стратегий обусловлен двумя основными составляющими: 1 – привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют; 2 – факторами, определяющими относительную конкурентную позицию компании внутри отрасли. Понятие цепочки создания стоимости (рисунок 19) позволяет четко и строго представить все факторы, определяющие потребительскую стоимость продукта и его цену, а также понять, почему продукт или услуга в конечном итоге заменяется другим. Рисунок 19 - Цепочка ценностей М. Портера «Цепочка создания стоимости (ценностей)» - это набор взаимосвязанных видов деятельности – от первичных операций до конечных, которые бизнес-единица осуществляет сама и во взаимодействии со своими поставщиками, заказчиками и другими партнерами по бизнесу (М. Портер). В цепочке создания стоимости деятельность компании делится на две части. К первичным или основным видам деятельности относятся: закупочная логистика, производство, распространение, продажи и маркетинг, послепродажное обслуживание. Поддерживающие или вспомогательные виды деятельности включают: материально-техническое обеспечение, исследования и разработки, технологии, управление человеческими ресурсами, инфраструктуру (общее управление компанией). Особенностью практически для всех отраслей является то, что компания достаточно редко выполняет все основные виды деятельности, начиная от поставок материальных ресурсов, разработки продукта и заканчивая его поступлением конечному потребителю. Обычно компания специализируется на какой-то части этой цепочки. Для того, чтобы понять, как и где создается стоимость для потребителя, недостаточно рассмотреть отдельно положение, занимаемое компанией. Большая часть конечной стоимости продукта или услуги приходится на цепочки поставщиков и потребителей, вследствие чего возникает необходимость понимания и анализа процесса в целом. М. Портер отмечает, что масштаб конкуренции оказывает мощное влияние на конкурентное преимущество. Он выделяет четыре измерения масштаба: - Масштаб сегмента. Это разновидности производимого продукта и категории покупателей, которые обслуживаются компанией. - Вертикальный масштаб. Это показатель того, насколько деятельность компании осуществляется в пределах самой компании и в какой мере отдельные виды деятельности передаются на аутсорсинг. - Географический масштаб. Это регионы, страны, где компания работает на конкурентных рынках. - Масштабы отрасли. Это диапазон смежных отраслей, в которых компания конкурирует.
Последовательность стратегического анализа издержек такова:
Рекомендации по с овершенствованию цепочки создания стоимости при конкурентной стратегии «лидерство по издержкам»:
Если компания делает ставку на уникальность товара, его особые характеристики, т.е. следует конкурентной стратегии дифференциации, то последовательность анализа источников дифференциации будет такова:
Рекомендации по совершенствованию цепочки создания стоимости при конкурентной стратегии дифференциации:
Цепочка создания стоимости – это основной инструмент диагностики конкурентных преимуществ: с помощью этой модели можно обнаружить способы получения конкурентных преимуществ и удержания их в длительном периоде времени. В целях разработки конкурентоспособной стратегии компании следует на практике заняться формированием оптимальной цепочки создания стоимости под определенную конкурентную стратегию
Рассмотрим взгляды и других авторов на конкурентные стратегии. В 1994 г. вышла книга Г. Хамела и К. Прахалада «Конкурируя за будущее», в который авторы представили свой взгляд на конкурентные стратегии. Это:
Базовые постулаты этой теории носили, скорее, теоретический характер, чем помогали решать компаниям проблемы конкурентной борьбы.
Уже в сентябре 1995 г. издана книга М. Трейси и Ф. Вирсема «Маркетинг великих компаний», в которой были представлены три ценностные дисциплины:
Компании, работающие по модели операционного совершенства, обычно предлагают клиенту недорогой, простой, стандартизованный продукт умеренного (но стабильного!) качества с ограниченными ассортиментом и сервисом. Основное внимание такие компании уделяют оптимизации производственных и логистических процессов. Компании, избравшие путь лидерства по продукту, стремятся создать продукцию высокого качества, причем, как правило, инновационную. Значительные инвестиции в процессы НИОКР — типичная их черта. Они зачастую делают ставку на нематериальные активы (дизайн, бренд, сервисное обслуживание) и развитие сети сбыта. Компании, строящие бизнес по модели «близость к клиенту», налаживают долгосрочные отношения со своей целевой группой. Они работают преимущественно в узких нишах и создают продукты, максимально адаптированные к потребностям конкретной целевой группы. Особую роль здесь играют выстраивание контактов с клиентами и предложение комплексных решений (продукт + добавленные ценности). М. Портер в книге «Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» пишет: «Суть стратегии состоит в умении выбрать то, от чего следует отказаться. Если бы не было альтернативы, не было бы потребности и в стратегии. Хорошая идея будет быстро скопирована конкурентами. И снова прибыль будет зависеть от операционной эффективности компании. Выбор стратегии сводится к выбору точек роста и конкурентного преимущества». Поэтому следует делать акцент на такие составляющие стратегического процесса, как: - поиск стратегических альтернатив; - уникальность и неповторимость деятельности компании; - быстрое реагирование на изменения в потребностях клиентов; - ценности и корпоративный дух компании; - программы оценки и обучения, а также мотивации персонала; - яркие маркетинговые решения и имидж компании. Вопросы для самоконтроля
9. Какова структура основных и вспомогательных видов деятельности по «цепочке создания стоимости»? 10. Какие мероприятия рекомендуются для совершенствования «цепочки ценностей» в рамках конкурентных стратегий М. Портера?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.01 с.) |