ВОПРОС 43. Особенности и виды договора перевозки грузов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 43. Особенности и виды договора перевозки грузов



 

1. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверен­ный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязу­ется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Особенности договора перевозки грузов:

• договор перевозки грузов является двусторонним и возмездным;

• наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не уча­ствует в заключении договора, однако наделяется определенными пра­вами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополуча­телем также может быть грузоотправитель или его экспедитор;

• сам по себе договор перевозки грузов является реальным, то есть он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Обязан­ности же по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организа­ции работ по обеспечению перевозок грузов;

• договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коно­саментов, иных документов, предусмотренных транспортным законо­дательством;

• провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.

3. Виды договора перевозки грузов. По виду транспорта различают:

• договоры перевозки транспортом общего пользования:

а) договоры перевозки железнодорожным транспортом;

б) договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки воздушным транспортом;

• договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки морским транспортом:

а) международные морские перевозки;

6) перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе ма­лый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой кабо­таж (перевозки между портами разных морей).

По числу транспортных организаций, выступающих на стороне пере­возчика, различают:

• перевозки в местном сообщении, когда на стороне перевозчика высту­пает одна транспортная организация;

• перевозки в прямом сообщении, осуществляемые несколькими транс­портными организациями одного вида транспорта по одному транспор­тному документу;

• перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколь­кими транспортными организациями разных видов транспорта по од­ному транспортному документу. Согласно Гражданскому кодексу РФ должен быть принят специальный закон о прямых смешанных перевоз­ках. В настоящее время до его принятия прямые смешанные перевозки регулируются Транспортным уставом железных дорог.

По договору прямой (в том числе и смешанной) перевозки грузов каж­дый перевозчик несет ответственность за выполнение всего договора перевозки в целом, а впоследствии перевозчики производят между со­бой необходимые взаиморасчеты. Однако по общему правилу требования грузоотправителя или грузополучателя могут быть предъявлены лишь перевозчиком пункта отправления и пункта назначения.

На железнодорожном транспорте в зависимости от количества груза различают:

• мелкие перевозки (до десяти тонн);

• повагонные перевозки;

• помаршрутные перевозки (перевозки целыми железнодорожными со­ставами).

На морском транспорте различают:

• линейные регулярные перевозки, осуществляемые на определенные направления по твердому расписанию;

• трамповые (нерегулярные) перевозки, осуществляемые на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.

Договор фрахтования (чартер) особенно широко применяется на морс­ком и воздушном транспорте.

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязуется предоста­вить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для пере­возки грузов, пассажиров и багажа.

На морском и внутриводном транспорте применяются договоры бук­сировки и тайм-чартера.

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграж­дение буксировать другое судно или иной плавучий объект на опреде­ленное расстояние или в течение определенного времени либо для вы­полнения маневра.

По договору тайм-чартера (фрахтования судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) дру­гой стороне (фрахтователю, арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. По своей сути договор фрахтования на время является договором не транспортного, а аренд­ного типа.

Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов зак­лючаются между перевозчиками и грузовладельцами при осуществле­нии систематических перевозок грузов или между транспортными орга­низациями для рациональной организации перевозок грузов и являются скорее договорами организационного, а не транспортного типа.

 

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получе­ние груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за пере­возку (ст.785 ГК).

Большинство транспортных организаций являются перевозчиками транспортом общего пользования, которые обязаны заключить дого­вор перевозки с любым обратившимся к ним юридическим лицом или гражданином.

Договор перевозки грузов реальный, поэтому он считается заключен­ным с момента получения перевозчиком груза от грузовладельца.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают меры ответственности за неподачу транспортных средств и непредъявление грузов (в форме неус­тойки), а также обстоятельства, освобождающие от такой ответственности (непреодолимая сила, введение ограничений перевозок грузов).

Заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транс­портным уставом или кодексом).

Транспортная накладная применяется на железнодорожном, автомо­бильном, воздушном и речном транспорте. Коносамент применяется на морском и речном транспорте.

Функции транспортной документации:

• доказательство заключения договора;

• дает право на распоряжение грузом;

• морской коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой.

Транспортные документы составляются по установленной форме на специальных бланках.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.017 с.)