Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ города в комедии «Ревизор»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте «Ревизор» был задуман как общественная комедия (а не семейно-бытовая), поэтому изображаемые события рассматриваются в масштабе города (а не одного дома). Город — всегда многомерный, многозначный символ. Это некое замкнутое, отгороженное от окружающего пространство, маленький мир, который может отражать в себе большой мир и быть его символом. У Гоголя — Диканька (в данном случае, не город, а село, но символические функции те же), Миргород (говорящее имя), фантасмагорический Петербург и вот теперь — уездный город без названия. Итак, город — это замкнутое мифологизированное пространство со своей четкой внутренней структурой, внутренними законами. Социальная структура города у Гоголя — простейшая схема, пирамида с вершиной — городничим, дальше — его семья, потом — чиновники, помещики, купцы, мещане, ремесленники и другие жители города. Город — символ любой крупной социальной иерархической структуры (государства, целого мира). В соответствии с этим можно говорить о следующих значениях образа «сборного» (Гоголь) города. 1. Собирательный образ провинциального русского города. Особенность изображения: Гоголь не стремился предельно точно передать факты, он передает скорее «не факты, а сам дух действительности» (В. Г. Белинский). Пример: в номенклатуре чиновников нет такого необходимого персонажа, как городской голова, потому что достаточно фигуры городничего, воплощающего абстрактную идею — высшая власть в городе. Итак, это мифологизированный образ провинциального русского города. Существуют воспоминания о том, как в одном провинциальном городе городничий принял образ гоголевского Городничего на свой счет и очень обиделся. 2. Фантасмагоричность города. В городе есть что-то фантасмагорическое, начиная уже с неопределенности его местоположения на карте России («Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»). Очевидно, что такие персонажи не могли бы встретиться в реальной жизни. Можно сказать, что это провинциальный русский город, но в кривом зеркале гротеска и сатиры. (Как с этим связан смысл эпиграфа к пьесе?) Можно также сказать, что это город-призрак, воплощение «призрачной нашей действительности» (В. Г. Белинский), город, которого нет на карте и в то же время чисто русский город. 3. Государство Российское в миниатюре. Можно рассматривать город в «Ревизоре» одновременно и как гротескную карикатуру на бюрократическое государство. Многие понимали смысл комедии именно так. Император Николай I отозвался о пьесе: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне — больше всех». Однако из текста отдельной пьесы «Театральный разъезд...» {вам необходимо ее перечитать) следует, что такая трактовка достаточно беспочвенна. В пьесе зрители обсуждают между собой только что просмотренную в театре комедию Гоголя «Ревизор». Те, кто утверждал, что это опасная, неблагонадежная комедия, — в сущности, недалекие люди. 4. Трактовка в духе религиозно-философской притчи. Такая трактовка предлагается самим Гоголем в еще одной, отдельной пьесе — «Развязка «Ревизора», — написанной для бенефиса М. Щепкина. На этот раз персонажами являются актеры, главный из них — Первый Комический Актер, он произносит большой дидактический монолог, обращенный к зрителям. В монологе говорится, что город — это наша душа, чиновники — это гибельные страсти, ревизор — совесть, а Хлестаков — мнимая, «ветреная, светская» совесть. Таким образом, сюжет понят в аллегорическом смысле, в духе притчи. Город как символ внутреннего мира человека — есть в христианской традиции. Известно, что эта трактовка не пришлась по вкусу Щепкину, который писал Гоголю, что хочет на сцене видеть сатирические образы чиновников, а не «какие-то страсти» («После меня переделывайте хоть в козлов», — добавляет он). 5. Персонажи, олицетворяющие город. Это прежде всего Городничий, а потом — чиновники. Они в значительной степени — «лицо города», т. е. город в пьесе показан как результат деятельности градоначальника и других чиновников. В отличие от Городничего чиновники более примитивны. Гоголь при их изображении пользуется более простыми приемами (одно связано с другим). Городничий и Хлестаков — как бы объемные фигуры, а чиновники — плоские, их можно также уподобить маскам или куклам. Каждый из них имеет свою характерную комическую деталь в портрете, манере поведения, привычках и т. д. (например, Ляпкин-Тяпкин выделяется тем, что любит брать взятки борзыми щенками, «отличительная черта» Бобчинского и Добчинского — то, что они почти одинаковы). К этим мелким черточкам («грешкам», по выражению Городничего) в принципе и сводится характер. Определенную роль играют смешные фамилии чиновников, в основном они звучат просто абсурдно, но некоторые являются и говорящими — например, доктор Гибнер, полицейский Держиморда. Примечательно, что чиновники, как правило, появляются на сцене все вместе и действуют сообща, выступая по очереди. Это относится к первой сцене (ожидание ревизора), к сцене взяток и к сцене чтения письма. Ожидание ревизора. В этой сцене обратите внимание на гротескно-комические сообщения чиновников о том, что происходит в подведомственных им учреждениях. Цитируйте в сочинениях то, что покажется вам особенно смешным. Это — общая экспозиция сюжета, или «общая ситуация»,, как ее называет Ю. В. Манн. Сцена взяток. Обратите внимание на грубо-комический ход: все чиновники подсовывают Хлестакову взятки, но первый чиновник стесняется сделать это, следующий делает это уже смелее, дальше Хлестаков уже сам просит одолжить денег («Я по дороге поиздержался...»), а они того и ждут. Еще один момент: Земляника, перед тем как распрощаться с Хлестаковым, доносит на остальных чиновников. Сцена чтения письма. Грубо-комический ход. В письме приводятся «хлесткие» характеристики, данные Хлестаковым каждому из чиновников. Чиновники (начиная с Почтмейстера) читают вслух это письмо по очереди. Каждый из них передает это письмо другому, когда речь заходит о нем самом: никто не хочет читать о себе, но все с удовольствием читают о других.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |