Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ города в комедии «Ревизор»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Ревизор» был задуман как общественная комедия (а не семейно-бытовая), поэтому изображаемые события рассматриваются в масштабе города (а не одного дома). Город — всегда многомерный, многозначный символ. Это некое замкнутое, отгороженное от окружающего пространство, маленький мир, который может отражать в себе большой мир и быть его символом. У Гоголя — Диканька (в данном случае, не город, а село, но символические функции те же), Миргород (говорящее имя), фантасмагорический Петербург и вот теперь — уездный город без названия. Итак, город — это замкнутое мифологизированное пространство со своей четкой внутренней структурой, внутренними законами. Социальная структура города у Гоголя — простейшая схема, пирамида с вершиной — городничим, дальше — его семья, потом — чиновники, помещики, купцы, мещане, ремесленники и другие жители города. Город — символ любой крупной социальной иерархической структуры (государства, целого мира). В соответствии с этим можно говорить о следующих значениях образа «сборного» (Гоголь) города. 1. Собирательный образ провинциального русского города. Особенность изображения: Гоголь не стремился предельно точно передать факты, он передает скорее «не факты, а сам дух действительности» (В. Г. Белинский). Пример: в номенклатуре чиновников нет такого необходимого персонажа, как городской голова, потому что достаточно фигуры городничего, воплощающего абстрактную идею — высшая власть в городе. Итак, это мифологизированный образ провинциального русского города. Существуют воспоминания о том, как в одном провинциальном городе городничий принял образ гоголевского Городничего на свой счет и очень обиделся. 2. Фантасмагоричность города. В городе есть что-то фантасмагорическое, начиная уже с неопределенности его местоположения на карте России («Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»). Очевидно, что такие персонажи не могли бы встретиться в реальной жизни. Можно сказать, что это провинциальный русский город, но в кривом зеркале гротеска и сатиры. (Как с этим связан смысл эпиграфа к пьесе?) Можно также сказать, что это город-призрак, воплощение «призрачной нашей действительности» (В. Г. Белинский), город, которого нет на карте и в то же время чисто русский город. 3. Государство Российское в миниатюре. Можно рассматривать город в «Ревизоре» одновременно и как гротескную карикатуру на бюрократическое государство. Многие понимали смысл комедии именно так. Император Николай I отозвался о пьесе: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне — больше всех». Однако из текста отдельной пьесы «Театральный разъезд...» {вам необходимо ее перечитать) следует, что такая трактовка достаточно беспочвенна. В пьесе зрители обсуждают между собой только что просмотренную в театре комедию Гоголя «Ревизор». Те, кто утверждал, что это опасная, неблагонадежная комедия, — в сущности, недалекие люди. 4. Трактовка в духе религиозно-философской притчи. Такая трактовка предлагается самим Гоголем в еще одной, отдельной пьесе — «Развязка «Ревизора», — написанной для бенефиса М. Щепкина. На этот раз персонажами являются актеры, главный из них — Первый Комический Актер, он произносит большой дидактический монолог, обращенный к зрителям. В монологе говорится, что город — это наша душа, чиновники — это гибельные страсти, ревизор — совесть, а Хлестаков — мнимая, «ветреная, светская» совесть. Таким образом, сюжет понят в аллегорическом смысле, в духе притчи. Город как символ внутреннего мира человека — есть в христианской традиции. Известно, что эта трактовка не пришлась по вкусу Щепкину, который писал Гоголю, что хочет на сцене видеть сатирические образы чиновников, а не «какие-то страсти» («После меня переделывайте хоть в козлов», — добавляет он). 5. Персонажи, олицетворяющие город. Это прежде всего Городничий, а потом — чиновники. Они в значительной степени — «лицо города», т. е. город в пьесе показан как результат деятельности градоначальника и других чиновников. В отличие от Городничего чиновники более примитивны. Гоголь при их изображении пользуется более простыми приемами (одно связано с другим). Городничий и Хлестаков — как бы объемные фигуры, а чиновники — плоские, их можно также уподобить маскам или куклам. Каждый из них имеет свою характерную комическую деталь в портрете, манере поведения, привычках и т. д. (например, Ляпкин-Тяпкин выделяется тем, что любит брать взятки борзыми щенками, «отличительная черта» Бобчинского и Добчинского — то, что они почти одинаковы). К этим мелким черточкам («грешкам», по выражению Городничего) в принципе и сводится характер. Определенную роль играют смешные фамилии чиновников, в основном они звучат просто абсурдно, но некоторые являются и говорящими — например, доктор Гибнер, полицейский Держиморда. Примечательно, что чиновники, как правило, появляются на сцене все вместе и действуют сообща, выступая по очереди. Это относится к первой сцене (ожидание ревизора), к сцене взяток и к сцене чтения письма. Ожидание ревизора. В этой сцене обратите внимание на гротескно-комические сообщения чиновников о том, что происходит в подведомственных им учреждениях. Цитируйте в сочинениях то, что покажется вам особенно смешным. Это — общая экспозиция сюжета, или «общая ситуация»,, как ее называет Ю. В. Манн. Сцена взяток. Обратите внимание на грубо-комический ход: все чиновники подсовывают Хлестакову взятки, но первый чиновник стесняется сделать это, следующий делает это уже смелее, дальше Хлестаков уже сам просит одолжить денег («Я по дороге поиздержался...»), а они того и ждут. Еще один момент: Земляника, перед тем как распрощаться с Хлестаковым, доносит на остальных чиновников. Сцена чтения письма. Грубо-комический ход. В письме приводятся «хлесткие» характеристики, данные Хлестаковым каждому из чиновников. Чиновники (начиная с Почтмейстера) читают вслух это письмо по очереди. Каждый из них передает это письмо другому, когда речь заходит о нем самом: никто не хочет читать о себе, но все с удовольствием читают о других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.143 (0.01 с.) |