Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль композиционных вставок в поэме «Мертвые души»Содержание книги
Поиск на нашем сайте Вставные элементы в композиции поэмы — это авторские отступления, биографии Плюшкина и Чичикова, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, повесть о капитане Копейкине. Они могут служить своеобразным комментарием к событиям сюжета, создавать социальный фон, замедлять повествование на интересном месте, что помогает держать читателя в напряжении; в них задается сложная система ассоциаций, важная для понимания глубинного содержания характеров и сюжета. Поэма строится как причудливый узор или мозаика, «собранье пестрых глав». Какое-то композиционное сходство обнаруживается с романом Пушкина «Евгений Онегин» (там похожая роль вставок и «текстов в тексте»). Это связано и с особой жанровой природой обоих произведений (роман в стихах и поэма в прозе). Авторские отступления. Их можно сгруппировать на основе разных критериев. С одной стороны, из них выделяются сатирические, собственно лирические (от первого лица, «об авторе») и риторико-патетические (о России, об искривленной дороге человечества и др.). С другой стороны, среди них есть прямо связанные с сюжетом и не связанные с ним. Иногда отступления контрастируют со своим «окружением» в тексте, и этот контраст подчеркивается (см. начало 7-й главы, после вдохновенного лирического отступления о судьбе поэта — «посмотрим, что делает Чичиков»). В первой половине произведения преобладают сатирические отступления, во второй — элегические и патетические (в них уже создается частично то настроение, которое должно было присутствовать во втором и третьем томах; они нередко написаны ритмизованной прозой, изобилующей синтаксическими повторами и параллелями, благодаря чему еще больше сближаются по стилю с поэтической речью). Несколько последних отступлений — лирические медитации на тему России, заключительный образ — тройка, символ России. Роль биографии героя. Из всех героев биография есть только у Чичикова и Плюшкина: это знак большего авторского «доверия», эти персонажи должны были «перейти» и в следующие два тома (об этом сохранились свидетельства в черновых записях и письмах Гоголя). У них «есть прошлое» в поэме и, значит, есть будущее. Их образы более объемны, более «человечны», чем остальные. Вообще, наличие биографии — признак главного героя или особого авторского внимания. Следует пересказать биографию, выделяя главные мотивы, а также показать, как комментирует все это голос автора (дидактическое обращение к юноше после истории Плюшкина, обращение к читателям до и после истории Чичикова). Особое место биографии Чичикова. 1. Обратите внимание на ее место в композиции. Она дается только в конце поэмы, как заключение, обобщение, выяснение психологических и социальных корней чичиковщины. То, что должно было находиться в начале поэмы, здесь — в конце, как у Пушкина в романе «Евгений Онегин» «вступленье» («Пою приятеля младого...») дано лишь в конце предпоследней главы. В обоих случаях ощущается какая-то необычность, иррациональность этого композиционного приема. В принципе никто из исследователей не объяснил, почему она находится именно в конце. В этом можно усмотреть и пародийный прием Гоголя — пародирование композиции романтического произведения, в котором герой — «таинственный незнакомец», и только в конце приоткрывается завеса тайны над его прошлым: иногда это страшная тайна, роковое проклятие и т. п.; иногда даже после этого чита-1тель ничего толком не узнаёт, ощущение тайны сохраняется. В принципе, так построена композиция романа. Герой нашего времени». У Гоголя, возможно, есть элемент пародии такого рода, тем более что непосредственно перед этой биографией есть еще одно композиционное отступление — о том, почему писатель выбрал в герои» «подлеца». Это отступление носит явно полемический характер: автор иронически замечает, что привычный читателю герой должен непременно нравиться дамам, а чичиковские «полнота и средние лета» «много повредят» ему в глазах дам. 2. Автор обращается к читателю, говоря о необходимости на время расстаться с героем — «добродетельным человеком» и «припрячь подлеца». После детализированного жизнеописания Чичикова (в ипостаси плута и безнравственного «подлеца») следует риторическое дидактическое рассуждение о том, «нет ли и в нас какой-нибудь части Чичикова» и как важно об этом задуматься. 3. Какой же нравственный урок преподносится? В биографии Чичикова легко обнаруживается важный для русской литературы мотив денег. Завещание отца «пуще всего береги копейку» (заставляет вспомнить известный монолог Молчалина «Мне завещал отец...», можно провести аналогию между этими персонажами; в критике известно восприятие Чичикова как литературного «сына» Молчалина). Но у Молчалина больше актуализируется мотив чинов, а здесь большее значение имеют деньги. Гоголь замечает новый социальный симптом, который отличает капиталистическую эпоху от феодальной: «Чины его (Чичикова) не интересовали...»; «Приобретение — вина всему...» История жизни Чичикова, его «подвиги» и «чудеса» — все это как бы «антижитие», «кривое зеркало агиографического жанра». Существенно, что Чичиков во всех своих крупных предприятиях терпит крах, это подчеркивается. Усиливается ощущение тщетности его потуг, но в то же время это дает Чичикову шанс стать потом положительным героем. Но пока что с каждым новым крахом он еще сильнее закаляется, становится еще циничнее, круче его «размах». 4. Мотив «копейки» в биографии Чичикова отсылает к фамилии Копейкина. Выясняется, что Чичиков не благородный разбойник, как Копейкин,.а «подлец», человек «копейки», воплощение конкретного бытового и социального зла, а не абстрактного, книжно-романтического, поэтизируемого в романтической традиции. Но зло чичиковщины может быть преодолено покаянием, герой должен будет очиститься. Образы этих двух героев композиционно зеркальны: сюжет «Повести о капитане Копейкине» — превращение честного гражданина и патриота в разбойника; сюжет с участием Чичикова, задуманный Гоголем, — решение вопроса, как «припрячь подлеца», заставить его очиститься, стать честным человеком, с которым, возможно, даже будет связано возрождение России (а через него — судьбоносные изменения в масштабах всего человечества). 5. В заключительной сцене едущий на тройке Чичиков постепенно утрачивает свои собственно «чичиковские» очертания и как бы «растворяется» в образе «птицы-тройки»: это уже не Чичиков, а обобщенно-символический образ русского, которому в следующих томах должен был соответствовать обобщенно-символический образ самой России. Рассматривая эту тему, особенно внимательно перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Очень подробный и конструктивный ее разбор (на широком литературном и историко-культурном фоне) вы можете найти в сборнике статей Ю. М. Лотмана «В школе поэтического слова», раздел «Гоголь».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.007 с.) |