Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль композиционных вставок в поэме «Мертвые души»Содержание книги
Поиск на нашем сайте Вставные элементы в композиции поэмы — это авторские отступления, биографии Плюшкина и Чичикова, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, повесть о капитане Копейкине. Они могут служить своеобразным комментарием к событиям сюжета, создавать социальный фон, замедлять повествование на интересном месте, что помогает держать читателя в напряжении; в них задается сложная система ассоциаций, важная для понимания глубинного содержания характеров и сюжета. Поэма строится как причудливый узор или мозаика, «собранье пестрых глав». Какое-то композиционное сходство обнаруживается с романом Пушкина «Евгений Онегин» (там похожая роль вставок и «текстов в тексте»). Это связано и с особой жанровой природой обоих произведений (роман в стихах и поэма в прозе). Авторские отступления. Их можно сгруппировать на основе разных критериев. С одной стороны, из них выделяются сатирические, собственно лирические (от первого лица, «об авторе») и риторико-патетические (о России, об искривленной дороге человечества и др.). С другой стороны, среди них есть прямо связанные с сюжетом и не связанные с ним. Иногда отступления контрастируют со своим «окружением» в тексте, и этот контраст подчеркивается (см. начало 7-й главы, после вдохновенного лирического отступления о судьбе поэта — «посмотрим, что делает Чичиков»). В первой половине произведения преобладают сатирические отступления, во второй — элегические и патетические (в них уже создается частично то настроение, которое должно было присутствовать во втором и третьем томах; они нередко написаны ритмизованной прозой, изобилующей синтаксическими повторами и параллелями, благодаря чему еще больше сближаются по стилю с поэтической речью). Несколько последних отступлений — лирические медитации на тему России, заключительный образ — тройка, символ России. Роль биографии героя. Из всех героев биография есть только у Чичикова и Плюшкина: это знак большего авторского «доверия», эти персонажи должны были «перейти» и в следующие два тома (об этом сохранились свидетельства в черновых записях и письмах Гоголя). У них «есть прошлое» в поэме и, значит, есть будущее. Их образы более объемны, более «человечны», чем остальные. Вообще, наличие биографии — признак главного героя или особого авторского внимания. Следует пересказать биографию, выделяя главные мотивы, а также показать, как комментирует все это голос автора (дидактическое обращение к юноше после истории Плюшкина, обращение к читателям до и после истории Чичикова). Особое место биографии Чичикова. 1. Обратите внимание на ее место в композиции. Она дается только в конце поэмы, как заключение, обобщение, выяснение психологических и социальных корней чичиковщины. То, что должно было находиться в начале поэмы, здесь — в конце, как у Пушкина в романе «Евгений Онегин» «вступленье» («Пою приятеля младого...») дано лишь в конце предпоследней главы. В обоих случаях ощущается какая-то необычность, иррациональность этого композиционного приема. В принципе никто из исследователей не объяснил, почему она находится именно в конце. В этом можно усмотреть и пародийный прием Гоголя — пародирование композиции романтического произведения, в котором герой — «таинственный незнакомец», и только в конце приоткрывается завеса тайны над его прошлым: иногда это страшная тайна, роковое проклятие и т. п.; иногда даже после этого чита-1тель ничего толком не узнаёт, ощущение тайны сохраняется. В принципе, так построена композиция романа. Герой нашего времени». У Гоголя, возможно, есть элемент пародии такого рода, тем более что непосредственно перед этой биографией есть еще одно композиционное отступление — о том, почему писатель выбрал в герои» «подлеца». Это отступление носит явно полемический характер: автор иронически замечает, что привычный читателю герой должен непременно нравиться дамам, а чичиковские «полнота и средние лета» «много повредят» ему в глазах дам. 2. Автор обращается к читателю, говоря о необходимости на время расстаться с героем — «добродетельным человеком» и «припрячь подлеца». После детализированного жизнеописания Чичикова (в ипостаси плута и безнравственного «подлеца») следует риторическое дидактическое рассуждение о том, «нет ли и в нас какой-нибудь части Чичикова» и как важно об этом задуматься. 3. Какой же нравственный урок преподносится? В биографии Чичикова легко обнаруживается важный для русской литературы мотив денег. Завещание отца «пуще всего береги копейку» (заставляет вспомнить известный монолог Молчалина «Мне завещал отец...», можно провести аналогию между этими персонажами; в критике известно восприятие Чичикова как литературного «сына» Молчалина). Но у Молчалина больше актуализируется мотив чинов, а здесь большее значение имеют деньги. Гоголь замечает новый социальный симптом, который отличает капиталистическую эпоху от феодальной: «Чины его (Чичикова) не интересовали...»; «Приобретение — вина всему...» История жизни Чичикова, его «подвиги» и «чудеса» — все это как бы «антижитие», «кривое зеркало агиографического жанра». Существенно, что Чичиков во всех своих крупных предприятиях терпит крах, это подчеркивается. Усиливается ощущение тщетности его потуг, но в то же время это дает Чичикову шанс стать потом положительным героем. Но пока что с каждым новым крахом он еще сильнее закаляется, становится еще циничнее, круче его «размах». 4. Мотив «копейки» в биографии Чичикова отсылает к фамилии Копейкина. Выясняется, что Чичиков не благородный разбойник, как Копейкин,.а «подлец», человек «копейки», воплощение конкретного бытового и социального зла, а не абстрактного, книжно-романтического, поэтизируемого в романтической традиции. Но зло чичиковщины может быть преодолено покаянием, герой должен будет очиститься. Образы этих двух героев композиционно зеркальны: сюжет «Повести о капитане Копейкине» — превращение честного гражданина и патриота в разбойника; сюжет с участием Чичикова, задуманный Гоголем, — решение вопроса, как «припрячь подлеца», заставить его очиститься, стать честным человеком, с которым, возможно, даже будет связано возрождение России (а через него — судьбоносные изменения в масштабах всего человечества). 5. В заключительной сцене едущий на тройке Чичиков постепенно утрачивает свои собственно «чичиковские» очертания и как бы «растворяется» в образе «птицы-тройки»: это уже не Чичиков, а обобщенно-символический образ русского, которому в следующих томах должен был соответствовать обобщенно-символический образ самой России. Рассматривая эту тему, особенно внимательно перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Очень подробный и конструктивный ее разбор (на широком литературном и историко-культурном фоне) вы можете найти в сборнике статей Ю. М. Лотмана «В школе поэтического слова», раздел «Гоголь».
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.008 с.) |