Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ России в поэме «Мертвые души»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В поэме «Мертвые души» Гоголь, с одной стороны, показывает важные социальные симптомы, запечатлевает актуальные для тогдашней России типы, с другой стороны, он рисует полувымышленный, фантасмагорический, абсурдный мир. Пушкин, по словам Гоголя, сказал, дослушав поэму: «Боже, как грустна наша Россия!» Но Гоголь в одном из «Четырех писем к разным лицам поводу «Мертвых душ» (где и пересказывает этот разговор) возражает Пушкину: изображена была еще не вся, а подлинная Россия явилась бы в последующих томах поэмы. Однако этот замысел не был осуществлен. «Пафос» поэмы «состоит в противоречии общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом доселе еще таинственным, доселе еще не ^открывшимся собственному сознанию и неуловимым ни для какого определения» (В. Г. Белинский). «В этих словах запечатлена не только особенность интерпретации критика, но и собственная проблема Гоголя, который в последующих частях поэмы ставил своей задачей конкретизировать «субстанциальное начало», сделать его доступным для «определения». В какой степени это ему удалось бы, сказать невозможно» (Ю. В. Манн. «Поэтика Гоголя»). «Субстанциальное начало» — это то положительное русское начало, мысль о котором видна в лирических, патетических отступлениях о России, но оно не находит воплощения в конкретных персонажах (скажем, в жителях города), поскольку таких положительных персонажей Гоголь не видит или не находит в жизни (согласно Белинскому), или, как иногда утверждает сам Гоголь, он не умеет их изображать. Поэтому замысел трехчастной эпопеи так и не был выполнен. Ю. В. Манн говорит о двух основополагающих тенденциях гоголевского художественного мира: с одной стороны, расчленяющий анализ (призванный воплотить современный дух «страшного раздробления», о котором говорится в поэме), с другой — объединяющий синтез (призванный воплотить поэтический идеал автора, собрать хаотично движущиеся элементы воедино). В соответствии с этим можно проследить, что образ России в поэме как бы распадается на две составляющие: 1) гротескно-фантасмагорическая «куча-мала», мозаика лиц и событий (раскрывать этот аспект образа России следует, обращаясь прямо к персонажам, пейзажам, интерьерам); эти образы соответствуют принципу расчленяющего анализа; 2) абстрактно-символические возвышенные образы и мотивы («меткое русское слово», «чудо-дорога», «Русь моя», «птица-тройка»), которые преобладают во второй половине первого тома, предвосхищая том второй и третий; эти образы соответствуют принципу объединяющего синтеза. Петербург Пушкина и Гоголя Петербург — особое историко-культурное пространство, особый мир, важный в русской литературе и культуре как миф. Он может противопоставляться таким же мифам о Москве, провинции, деревне. При этом наиболее актуальным может быть противопоставление Петербург—Москва (Пушкин, Толстой, отчасти Грибоедов), Петербург—деревня (Пушкин, Гончаров) или Петербург—провинция (Гоголь, Салтыков-Щедрин). В разных антитезах открываются новые грани Петербурга как мифа. Важнейшее его содержание — воплощение Государства и отчужденной Власти (город Петра), воплощение прогресса и современной культуры («европейские» мотивы), мужское и рациональное начало (в противопоставление «женственной» Москве или деревне). Но в то же время Петербург — город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя. Примечательно, что наиболее совершенный лирический образ Петербурга представлен у Пушкина не в «петербургский» период (1817—1820), а значительно позже, уже после ссылки, в восьмистишии «Город пышный, город бедный...»: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. Все же жаль мне вас немножко, Потому что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой. Обратим внимание на прием контраста и антитезы Ц» пейзаже первого четверостишия. Частично этот пейзаж воспроизводится и в поэме «Медный всадник»: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. Как видим, здесь, в отличие от стихотворения «Город пышный, город бедный...», отсутствует установка на контрасты и антитезы, зато в сюжете поэмы она реализуется полностью. Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека». Обращение к фантасмагории, как типично петербургскому мотиву, и к «маленькому человеку» (бедному чиновнику), как к петербургскому типу, предвосхищает поэтику сюжетов петербургских повестей Гоголя. В композиции романа. «Евгений Онегин» образ Петербурга имеет ключевое значение, поскольку он начинает и замыкает сюжет. В Петербурге происходит действие первой и восьмой глав. Композиционно Петербург противопоставлен деревне, а Москва находится «посередине» (седьмая глава), что символично, поскольку Москва как историко-культурное пространство действительно занимает как бы срединное место между Петербургом и деревней. Из героев романа Онегин социально и культурно связан преимущественно с Петербургом, а Татьяна — с деревней, но в последней главе романа Татьяна тоже попадает через Москву в Петербург, где и свершается судьба обоих героев. Петербург первой главы изображается в бытописательской, отчасти сатирической манере (показан дворянский быт, моды и вкусы, охарактеризованы особенности воспитания молодого дворянина). Онегин — частица этого Петербурга, но- он и скучает в нем. Рядом с «онегинским» Петербургом постоянно присутствует Петербург Поэта — столица изящных искусств, «волшебный край». Таким образом, перед читателем как бы «два Петербурга», если угодно — «поэтический» и «прозаический». Петербург восьмой главы — город светского общества, на этот раз оно изображается в очень отрицательном свете, а Онегин последовательно противопоставляется ему. В то же время светское общество изображается не сплошь сатирически — например, на балу присутствует князь Вяземский, безусловно авторитетная для Пушкина фигура. Он разговаривает с Татьяной. Наконец, сама Татьяна в восьмой главе — воплощение наиболее привлекательных черт петербургского высшего света. Чрезвычайно притягательным был образ Петербурга и для Н. В. Гоголя. В «Ночи перед Рождеством» Петербург представлен фантасмагорическим полусказочным пейзажем, который производит, пожалуй, более странное впечатление, чем даже полет Вакулы на черте. Обратите внимание на сходство этого описания с тем, которое встречается в повести «Невский проспект» (Невский проспект — своего рода символ Петербурга, его лицо-маска): Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на л.ошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде. Иллюминация в ночном Петербурге «Невского проспекта» ассоциируется с демонической силой, как и в Петербурге «Ночи перед Рождеством». В повестях' «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека». Прослеживается сочетание романтической традиции и реалистических установок, давших начало русской «натуральной школе». Определенные параллели к этому можно найти и в «петербургской» вставной новелле из «Мертвых душ» — посвести о капитане Копейкине». Полезно сравнить утренние и ночные петербургские пейзажи Пушкина и Гоголя. И в «Евгении Онегине», и у.Гоголя ночной Петербург — «праздный», а утренний — «трудовой». (Найдите примеры из текстов Пушкина и Гоголя, иллюстрирующие эту мысль.) Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь: праздность — зло — дьявол — фантасмагория. Все обозначенные здесь традиции продолжаются в творчестве Ф. М. Достоевского («Белые ночи», «Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстого (главы «Войны и мира» о светском обществе), Н. А. Некрасова (очерк «Петербургские углы», петербургские поэмы «О погоде», «Современники» с темой денег и образом ростовщика, идущем от Гоголя и Пушкина; мотив ростовщичества есть также в «Преступлении и наказании», «Подростке» Достоевского). Свой Петербург и у А. А. Блока. А «закрывает» эту традицию роман А. Белого «Петербург», после чего вскоре Петербург становится Петроградом и Ленинградом, а это уже, в сущности, другие города. Старую свою символику Петербург отчасти передает Москве (теперь она — новая столица, а Петербург — город ностальгии, как в стихотворении Мандельштама «Петербург»). Так, например, булгаковская Москва в «Мастере и Маргарите» уже похожа на Петербург Гоголя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.008 с.) |