Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ Петербурга в творчестве Н. В. ГоголяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Петербург — один из важных мотивов в творчестве Гоголя (он присутствует в сказочной повести «Ночь перед рождеством», гротескно описывается Хлестаковым в «Ревизоре», изображается в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ»). У Гоголя есть также цикл петербургских повестей, который может служить наиболее характерным примером раскрытия этой темы. Петербург в повестях Гоголя — фантасмагорический полупризрачный город, в котором странное переплетается с повседневным, реальное — с фантастическим, величественное — с низким, красивое — с безобразным. Этот мифологический образ Петербурга во многом восходит к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В дальнейшем эту традицию (сочетание социальной сатиры с фантасмагорией) продолжили писатели-символисты (см. роман А. Белого «Петербург»), а затем и М. А. Булгаков (в романе «Мастер и Маргарита», в силу известных историко-культурных закономерностей, эту важную функцию Петербурга наследует от него Москва). Одновременно с этим в произведениях Гоголя присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга. Чаще всего писатель изображает мир чиновников, их специфические взаимоотношения, определяемые табелью о рангах (обратите внимание, что этот институт был введен Петром I: весь бюрократический Петербург — это, образно выражаясь, «постройка» Петра). На первый план выходит образ бедного чиновника, невысоко стоящего на служебной лестнице. В социально-психологическом отношении этот тип близок пушкинскому «станционному смотрителю» или главному герою поэмы «Медный всадник». Такого героя в критике, как правило, называют «маленьким человеком». Это фигура одновременно пародийная и трагическая. Пародийна она по отношению к романтическому герою. От него «маленький человек» унаследовал острый конфликт мечты и реальности, глубокое чувство неудовлетворенности самим собой и своей судьбой. Соответственно в сюжетной линии «маленького человека» встречаются некоторые типично романтические в своих истоках мотивы (мечта, сон, безумие, несчастная любовь, фантазии), в различных формах выражающие переход из мира реальности в мир фантасмагории. В романтической литературе этот герой имеет очень высокий статус, там его никак нельзя было бы назвать «маленьким человеком». Однако у Гоголя ему придаются вполне конкретные социально-психологические черты, существенно снижающие этот образ по сравнению с его романтическим предшественником. В то же время возможно понимание «маленького человека» как трагического героя нового типа, поскольку его чувство безысходности, отчаяния и одиночества связано с грубой социальной действительностью. Ярким примером такого героя служит Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель». Комедия «Ревизор» (1835) История замысла и жанровое своеобразие комедии «Ревизор» Гоголь стремился написать «высокую общественную комедию» в духе Аристофана. Для этого нужно было построить сюжет не на семейно-бытовой коллизии сватовства и не на любовном треугольнике, а на важном событии из жизни целого города. В комедиях Аристофана («Облака», «Птицы» и др.) сочетаются грубый комизм и гротеск с социальным пафосом, политической сатирой, литературной пародией. Часто -в смешном виде изображаются «отцы города». Особое значение придается завязке конфликта: она должна появляться с самых первых реплик героев и немедленно вовлекать в действие всех персонажей, так что «ни одно колесо не должно оставаться как ржавое или не входящее в дело» (Н. В. Гоголь). Это требование выполняется в «Ревизоре» — сначала возникает завязка («К нам едет ревизор»), а затем экспозиция (мы знакомимся с чиновниками и от них узнаем, как обстоят дела в городе). Есть в комедии и любовный треугольник, и сватовство, но эта линия чисто пародийная и находится на периферии сюжета. Другой важной задачей Гоголя было написать глубоко национальную по духу комедию, чтобы русский зритель увидел в ней себя. По мнению Гоголя, это было насущным требованием читателя в то время («Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам»). Такая комедия могла бы носить определенный сатирический заряд («Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом... посмеяться надо всем»). Ю. В. Манн определяет жанр «Ревизора» как «комедия характеров с гротескным отсветом». В одном из писем Пушкину Гоголь просит подарить ему для сюжета «русский чисто анекдот» и «клянется», что тогда комедия выйдет «смешнее чорта». Сюжет, подсказанный Гоголю Пушкиным, до этого существовал в русской литературе (похожая ситуация имела место в действительности). Коллизия с «мнимым ревизором» есть в романе А. Вельтмана «Провинциальные актеры», но особенно близким (к «Ревизору») по сюжету произведением является комедия Г. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». Персонаж комедии, петербургский чиновник Пустолобов, попадая в провинциальный город, водит за нос чиновников, изображая из себя ревизора. Обращаясь к этому бродячему литературному сюжету, Гоголь вносит в него очень существенное изменение. Хлестаков не плут и не притворяется нарочно ревизором. Это происходит как бы случайно, помимо него. В основе комического сюжета — не плутни, а абсурдность и противоестественность самой действительности (словами Белинского — «призрачной нашей действительности»). Это меняет весь глубинный смысл комедии. Здесь роль обманщика играет сама жизнь, или надо говорить о самообмане чиновников. Поэтому проходная эпизодическая фигура «унтер-офицерской вдовы» (о которой говорится, что она «сама себя высекла») — своего рода эмблема. Постоянная тема Гоголя — абсурдность жизни, ее «призрачность» (В. Г. Белинский) или «миражность» (Ал. Григорьев). Глубоко символично, что название комедии Гоголя указывает не на мнимого ревизора (как у Квитки-Основьяненко), а на настоящего ревизора, который является главным действующим лицом комедии. Его отсутствие на протяжении всего действия (он не появляется даже в финальной сцене — о приезде ревизора сообщает Жандарм) придает всему происходящему фантасмагорический оттенок. Все действия и реплики персонажей в действительности обращены к нему (Н. В. Гоголь: «В голове всех сидит ревизор»), но самого ревизора нет, вместо него какой-то Хлестаков, и это создает типичный для Гоголя эффект значимого отсутствия (ср. отсутствие носа, шинели в петербургских повестях, отсутствие настоящих крестьян у Чичикова, в «Мертвых душах»), который лежит в основе гоголевской фантасмагории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.011 с.) |