Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ Петербурга в творчестве Н. В. ГоголяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Петербург — один из важных мотивов в творчестве Гоголя (он присутствует в сказочной повести «Ночь перед рождеством», гротескно описывается Хлестаковым в «Ревизоре», изображается в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ»). У Гоголя есть также цикл петербургских повестей, который может служить наиболее характерным примером раскрытия этой темы. Петербург в повестях Гоголя — фантасмагорический полупризрачный город, в котором странное переплетается с повседневным, реальное — с фантастическим, величественное — с низким, красивое — с безобразным. Этот мифологический образ Петербурга во многом восходит к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В дальнейшем эту традицию (сочетание социальной сатиры с фантасмагорией) продолжили писатели-символисты (см. роман А. Белого «Петербург»), а затем и М. А. Булгаков (в романе «Мастер и Маргарита», в силу известных историко-культурных закономерностей, эту важную функцию Петербурга наследует от него Москва). Одновременно с этим в произведениях Гоголя присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга. Чаще всего писатель изображает мир чиновников, их специфические взаимоотношения, определяемые табелью о рангах (обратите внимание, что этот институт был введен Петром I: весь бюрократический Петербург — это, образно выражаясь, «постройка» Петра). На первый план выходит образ бедного чиновника, невысоко стоящего на служебной лестнице. В социально-психологическом отношении этот тип близок пушкинскому «станционному смотрителю» или главному герою поэмы «Медный всадник». Такого героя в критике, как правило, называют «маленьким человеком». Это фигура одновременно пародийная и трагическая. Пародийна она по отношению к романтическому герою. От него «маленький человек» унаследовал острый конфликт мечты и реальности, глубокое чувство неудовлетворенности самим собой и своей судьбой. Соответственно в сюжетной линии «маленького человека» встречаются некоторые типично романтические в своих истоках мотивы (мечта, сон, безумие, несчастная любовь, фантазии), в различных формах выражающие переход из мира реальности в мир фантасмагории. В романтической литературе этот герой имеет очень высокий статус, там его никак нельзя было бы назвать «маленьким человеком». Однако у Гоголя ему придаются вполне конкретные социально-психологические черты, существенно снижающие этот образ по сравнению с его романтическим предшественником. В то же время возможно понимание «маленького человека» как трагического героя нового типа, поскольку его чувство безысходности, отчаяния и одиночества связано с грубой социальной действительностью. Ярким примером такого героя служит Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель». Комедия «Ревизор» (1835) История замысла и жанровое своеобразие комедии «Ревизор» Гоголь стремился написать «высокую общественную комедию» в духе Аристофана. Для этого нужно было построить сюжет не на семейно-бытовой коллизии сватовства и не на любовном треугольнике, а на важном событии из жизни целого города. В комедиях Аристофана («Облака», «Птицы» и др.) сочетаются грубый комизм и гротеск с социальным пафосом, политической сатирой, литературной пародией. Часто -в смешном виде изображаются «отцы города». Особое значение придается завязке конфликта: она должна появляться с самых первых реплик героев и немедленно вовлекать в действие всех персонажей, так что «ни одно колесо не должно оставаться как ржавое или не входящее в дело» (Н. В. Гоголь). Это требование выполняется в «Ревизоре» — сначала возникает завязка («К нам едет ревизор»), а затем экспозиция (мы знакомимся с чиновниками и от них узнаем, как обстоят дела в городе). Есть в комедии и любовный треугольник, и сватовство, но эта линия чисто пародийная и находится на периферии сюжета. Другой важной задачей Гоголя было написать глубоко национальную по духу комедию, чтобы русский зритель увидел в ней себя. По мнению Гоголя, это было насущным требованием читателя в то время («Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам»). Такая комедия могла бы носить определенный сатирический заряд («Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом... посмеяться надо всем»). Ю. В. Манн определяет жанр «Ревизора» как «комедия характеров с гротескным отсветом». В одном из писем Пушкину Гоголь просит подарить ему для сюжета «русский чисто анекдот» и «клянется», что тогда комедия выйдет «смешнее чорта». Сюжет, подсказанный Гоголю Пушкиным, до этого существовал в русской литературе (похожая ситуация имела место в действительности). Коллизия с «мнимым ревизором» есть в романе А. Вельтмана «Провинциальные актеры», но особенно близким (к «Ревизору») по сюжету произведением является комедия Г. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». Персонаж комедии, петербургский чиновник Пустолобов, попадая в провинциальный город, водит за нос чиновников, изображая из себя ревизора. Обращаясь к этому бродячему литературному сюжету, Гоголь вносит в него очень существенное изменение. Хлестаков не плут и не притворяется нарочно ревизором. Это происходит как бы случайно, помимо него. В основе комического сюжета — не плутни, а абсурдность и противоестественность самой действительности (словами Белинского — «призрачной нашей действительности»). Это меняет весь глубинный смысл комедии. Здесь роль обманщика играет сама жизнь, или надо говорить о самообмане чиновников. Поэтому проходная эпизодическая фигура «унтер-офицерской вдовы» (о которой говорится, что она «сама себя высекла») — своего рода эмблема. Постоянная тема Гоголя — абсурдность жизни, ее «призрачность» (В. Г. Белинский) или «миражность» (Ал. Григорьев). Глубоко символично, что название комедии Гоголя указывает не на мнимого ревизора (как у Квитки-Основьяненко), а на настоящего ревизора, который является главным действующим лицом комедии. Его отсутствие на протяжении всего действия (он не появляется даже в финальной сцене — о приезде ревизора сообщает Жандарм) придает всему происходящему фантасмагорический оттенок. Все действия и реплики персонажей в действительности обращены к нему (Н. В. Гоголь: «В голове всех сидит ревизор»), но самого ревизора нет, вместо него какой-то Хлестаков, и это создает типичный для Гоголя эффект значимого отсутствия (ср. отсутствие носа, шинели в петербургских повестях, отсутствие настоящих крестьян у Чичикова, в «Мертвых душах»), который лежит в основе гоголевской фантасмагории.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.01 с.) |