Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В июле, в самый зной, в полуденную пору,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сыпучими песками, в гору, С поклажей и с семьей дворян, Четверкою рыдван Тащился.
Кони измучились, и кучер как ни бился, Пришло хоть стать. Слезает с козел он, И, лошадей мучитель, С лакеем в два кнута тиранит с двух сторон: А легче нет. Ползут из колымаги вон
Боярин, барыня, их девка, сын, учитель. Но, знать, рыдван был плотно нагружен, Что лошади, хотя его тронули, Но в гору по песку едва-едва тянули…
Замедленный ритм повествования производит впечатление почти прозаического пересказа. Между тем перед нами стихотворение, сохраняющее выразительные интонации живой речи. Первая фраза, акцентированная в конце глаголом «тащился», задает всей басне ритм; действительно создается впечатление «Мысленного присутствия при том действии, которое описывает стихотворец». Мы ощущаем и тяжесть громоздкого рыдвана, и томительный зной, и изнурительность лошадей…
Так до Крылова и в самом деле никто не писал, однако басни его возникли не на пустом месте: за ними стояла длительная плодотворная традиция. Русская басня, первые образцы которой мы находим у А. Кантемира, М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, свою оригинальность впервые обрела в творчестве А.П.Сумарокова, придавшего назидательно- дидактическому жанру сатирическую злободневность. Сам рассказ в притчах Сумарокова еще не обстоятелен, изобилует грубо обнаженными деталями быта, неожиданными буффонадными сопоставлениями:
У Льва был пир, Пришел весь мир Обедать. В покоях вонь у Льва: Квартера такова.
А львы живут не скудно; Так это чудно. Подобны в чистоте жилищ они чухнам Или посадским мужикам, Которые в торги умеренно вступили И откупами нас еще не облупили…
Именно в сумароковских притчах был найден стих русской басни - вольный ямб с его раскованными интонациями живой речи.
Сохранив сатирические традиции жанра, другой выдающийся русский баснописей – И.И. Хемницер отказался от сумароковского «зубоскальства» и грубости, придав притче серьезный философский характер. К концу Х VIII века под пером И.И.Дмитриева басня почти слилась с юмористической новеллой- анекдотом, окончательно теряя приметы низкого – в системе классицизма – жанра, но и утрачивая вместе с тем сатирическую направленность.
Лишь в басне Крылова слились воедино сатирическая злободневность, высокий нравственный пафос, стихия вольного просторечия и живость занимательного рассказа,- слились настолько органично и естественно, что вслед за Крыловым множество поэтов устремилось по отркытому им пути, столь легкому на первый взгляд. В течение второго десятилетия Х1Х века в России выходит около двух десятков книг «басен и сказок», принадлежавших по большей части ныне забытым литераторам. С появлением же новых басен Крылова становилось все очевиднее, что соперничать с ним невозможно.
Относясь недоверчиво ко всем умозрительным доктринам, пройдя школу и журналиста- сатирика, и драматурга, и поэта, не понаслышке знавшего городской и усадебный быт, тянувшего некогда чиновничью лямку, испытавшего гоненья и лишенья, Крылов - баснописец судило жизни трезво и здраво. Мерилом всех ценностей становится для него практический смысл и нравственное достоинство человека, живущего трудом своих рук, а истина, «мораль», является выражением опыта поколений, опыта народа. Вне этого – басня свелась бы к простейшему «уроку», к тощей моральной прописи. Здравый смысл торжествует в баснях Крылова в той мере, в какой в них воплотилась общая польза, о которой, к примеру, говорит герой басни «Старик и трое молодых»:
И с детства я к трудам привык… Кто добр, не все лишь для себя трудится. Сажая деревцо, и тем я веселюсь, Что если от него сам тени не дождусь, То внук мой некогда сей тенью насладится, И это для меня уж плод.
Но есть среди басен Крылова позднего периода такие, в которых проявилась односторонность, умеренность его позиции: «Огородник и Философ», «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Бритвы», «Безбожники» и некоторые другие. Именно по этой причине так резко в 1820 -х годах выступил против Крылова поэт и критик П.А.Вяземский, верный заветам просветительства. Но вместе с тем Вяземскому претил «мужицкий демократизм» Крылова, в котором критик был склонен даже усмотреть черты «лакейства». С этой точкой зрения не согласился не кто иной, как Пушкин.
В письме от 8 марта 1824 года он дружески, но резко возражал критику, объявившему «первым русским баснописцем» И.И. Дмитриева: «Но, милый, грех тебе унижать нашего Крылова… ты по непростительному пристрастию судишь вопреки своей совести… И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова…» В 1825 году в одном из первых своих критических выступлений в печати Пушкин прямо назвал Крылова представителем духа русского народа.
Ряд басен Крылова восходит к Эзопу, Федру, Лафантену и другим баснописцам. Но реалистическая точность поэта в передаче предмет русского быта, драматургическое мастерство в раскрытии характеров басенных персонажей в каждом случае неузнаваемо преобразуют традиционную фабулу. К тому же всякий раз за ней стоит нечто близкое русскому человеку в самом способе «распознать вещи». «Эта наша крепкая русская голова,- писал о Крылове Н.В.Гоголь,- тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум. Пословица не есть какое-нибудь вперед поданное мнение или предположение о деле, но уже подведенный итог делу, отсед, отстой уже перебродивших и кончившихся событий, окончательное извлечение силы дела из всех сторон его, а не из одной.
Это выражается и в поговорке «Одна речь не пословица»… Сверх полноты мыслей, уже в самом образе выраженья, в них отразилось много народных свойств наших; в них все есть: издевка, насмешка, попрек – словом – все, шевелящее и задирающее и за живое: как стоглазый Аргус глядит из них каждая на Человека».
Нравственные истины, сконцентрированные обычно в морали басен Крылова, кажутся безусловными и несомненными и в силу этого приобретают пословичную форму. Однако они вовсе не бесстрастны: вновь и вновь обращенные к повседневной практике, они не теряют своего язвительного смысла: «Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей»; «Над хвастунами хоть смеются, А часто в дележке им доли достаются»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «Нередко мы хотя того не примечаем, Себя в других охотно величаем»; «Как счастье многие находят? Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» и т.д.
Все дело в том, что истина в басне Крылова обычно высвечивается при помощи «доказательства от противного»; здесь с иронией отвергаются потуги на главенство в мире грубой силы, хитрости, спесивого самодовольства, рядящихся в тогу закона и справедливости.
Сатирическую остроту крыловской басне придает ее соотнесенность с теми или иными событиями реальной жизни, и в этом смысле сатирик неизбежно расширяет границы жанра, касаясь нередко сложнейших социальных явлений и событий исторических. Некоторые басни Крылова посвящены Отечественной войне 1812 года. Лучшая из них – «Волк на псарне».
Как и множество других зарисовок в басенном наследии Крылова, переполох на псарном дворе изображен настолько точно и ощутимо, что приобретает значение художественного документа: быт запечатлен в его национально- исторической достоверности. Недаром и впоследствии псарный двор нередко попадает в поле зрения русских писателей ХIХ века (вспомним описания усадеб Троекурова и Ноздрева) – это характерная примета русского помещичьего уклада.
Соотнося любое явление со сферой быта, поэт меряет его масштабом народного миросозерцания, умудренного многовековым опытом. Не случайно по ходу рассказа вспоминаются содержащиеся в подтексте басни пословицы и поговорки, предусматривающие все возможные неожиданности. Приведем лишь некоторые «опирается» поэт, рассказывая о происшествии на псарне: «Волк любит темноту»; «Ходила лиса кур красть, да попала в пасть»; «На ловца и зверь бежит»; «На псарне – не в овчарне: всякая семья по-своему лает»; «Голодный волк зубами щелк»; «Отольются волку овечьи слезы»; «Молодец на овец, а на молодца сам овца»; «Не до жиру, быть быть бы живу»; «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась»; «Видать волка в овечьей шкуре»; «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»; «Жди от волка толку»; «Плох тот пастух, который волку друг»; «Волку верь убитому»; «Таскал волк – потащили и волка» и др.
Предметом изображения в басне со времени Сумарокова служила "низкая природа", и понятна популярность этого жанра в русской литературе, начала ХIХ века, когда настойчивый интерес писателей к бытописи свидетельствовал о сближении литературы с жизнью. Художественное новаторство Крылова, несомненно, стало возможно на этой волне, но только в его баснях русский народный быт показан впервые в эстетическом качестве: в прозе жизни поэт открыл ее поэтические стороны.
Жанровая картина в басне «Волк на псарне» полна жизни, движения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.007 с.) |