Система персонажей. Приемы и средства их изображения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система персонажей. Приемы и средства их изображения



Гоголь — общепризнанный мастер социальной сати­ры, однако Белинский справедливо утверждает, что это не просто сатира: гротескные образы гоголевских героев предполагают сложную философскую перспективу их рассмотрения. Гоголь всегда подчеркивал значимость не только социального, но и, как он это называл, «общече­ловеческого выражения роли»; Его персонажи — это со­временные писателю российские типы, представленные в «кривом зеркале» гротеска и абсурда, но они в то же время и «вечные» типы, воплощающие такие пороки, которым нет даже точного названия, — отсюда необхо­димость создания таких понятий,, как «хлестаковщина», «маниловщина» и т. п. Анализ системы персонажей «Мертвых душ» и приемов их изображения поможет нам увидеть своеобразие гоголевского «фантастического реа­лизма».

Главный герой. Композиция с главным героем в цент­ре — пародия на романтическую композицию. В харак­теристиках Чичикова можно найти много пародийных отсылок к традиции романтизма. Одну из них мы уже видели (см. предыдущую тему), другую можно найти в диалоге с Маниловым («Я как барка какая-нибудь среди свирепых волн...»). В главах 9—10 изображаются фантасмагорические слухи, в которых Чичикова уподоб­ляют романтическому разбойнику Ринальдо Ринальди-ни, а потом принимают за Наполеона и даже за анти­христа. Однако в 11-й главе автор снимает с Чичикова все эти литературные маски и показывает его настоящий социальный облик (рассуждение о «подлеце»; биография Чичикова; дидактическое рассуждение о том, как никто не хочет узнать в Чичикове себя). Обратите внимание на символическую связь фигуры Чичикова с фигурой капи­тана Копейкина: тема «копейки» в биографии Чичикова отсылает к сюжету о Копейкине. Символически важно, что Копейкин из добродетельного человека превращает­ся в разбойника, а Чичиков, по-видимому, должен будет проделать обратный путь и из «подлеца» превратиться в добродетельного человека во втором и третьем томе поэмы. (В чем состоит символическое значение образа чубарого коня («подлеца»)?)

Если рассматривать реальную расстановку социаль­ных сил в эпоху Гоголя, то выясняется, что буржуазное сословие постепенно приобретает ведущую роль в об­ществе, и в этом смысле будущее — за Чичиковым, а не за «старосветскими помещиками». По замыслу автора, с точки зрения нравственной и глубинно-психологической Чичиков имеет возможность преодолеть свои по­роки и стать другим человеком. В первом томе поло­жительными чертами Чичикова можно считать живость характера, авантюризм, ум (хотя в первом томе герой использует их преимущественно в неблаговидных це­лях).

Помещики. «Помещичьи» главы (2—6) построены по одинаковой композиционной модели. Основные компо­ненты изображения помещиков: описание имения; бег­лый и затем подробный портрет; авторская характери­стика с обобщением «в масштабе России»; подчеркнутые ассоциации с животными и с миром вещей; подробно, в деталях выписанный интерьер, пейзаж (в интерьере • и пейзаже — либо ощущение хаоса и разложения, либо мнимого, мертвенного «хлада размеренной чистоты и опрятности»); сцена угощения и диалог с Чичиковым по поводу «мертвых душ». В результате создаются непо­хожие друг на друга, индивидуализированные характеры, объединенные, тем не менее, одним признаком: все эти персонажи принадлежат «вчерашнему дню» и сами явля­ются «мертвыми душами». Рассмотрите подробно сле­дующие компоненты изображения:

1. Портрет (как правило, их два: первый — беглый, второй — более подробный).

2. Авторская характеристика (в нее обязательно вхо­дит рассуждение о типичности данного героя для рус­ской жизни; о Коробочке вы найдете даже два таких рассуждения).

3. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя.

4. Интерьер помещения (с теми же функциями).

5. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислу­га, другие гости).

6. Диалог с Чичиковым о мертвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика).

7. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (не «говорящие» в классицистическом смысле слова, но содержащие важные ассоциации).

(Подберите соответствующий материал по образу каждого помещика.)

Определенное значение имеет порядок появления по­мещиков. Эта проблема подробно рассматривается Ю. В. Манном в статье «О поэтике «Мертвых душ» и в монографии «Поэтика Гоголя». В общих чертах подход Манна сводится к следующему. На первый взгляд каж­дый очередной помещик отвратительнее и «мертвее» предыдущего: Манилов сменяется куда менее благооб­разными на вид Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и, наконец, гротескно-безобразным Плюшкиным (при первом появлении напоминающем... старуху-ключницу). Мотив старости и смерти тоже усиливается по направле­нию от Манилова к Плюшкину. Однако на более глу­бинном уровне гоголевского замысла символика поряд­ка появления помещиков оказывается как раз противо­положной. Наиболее «мертвым» можно считать именно Манилова, лицо которого выглядит застывшей маской. Сам Гоголь назвал его «рыцарем пустоты». Из всех помещиков Манилов наименее похож на человека, он напоминает манекен. Коробочка и Ноздрев — от­рицательные герои, но это значительно более живые характеры, чем Манилов. Изображая Собакевича, Го­голь даже привлекает положительные фольклорные ас­социации (медведь, богатырь). Образ Плюшкина можно назвать в какой-то степени трагическим (такому воспри­ятию способствует жизнеописание героя и лирико-патетическое отступление по поводу жалкой судьбы его, обращенное к юношеству). Гоголь намеревался «дове­сти» этого персонажа до второго и третьего томов по­эмы, где он мог бы, как и Чичиков, духовно преобра­зиться и очиститься от порока. Таким образом, первое впечатление, что каждый новый помещик «мертвее» предыдущего, оказывается обманчивым. Поскольку Плюшкин, быть может, ближе к духовному преображе­нию, чем Манилов, можно сказать, что на композици­онном уровне (порядок появления помещиков) Гоголь как бы реализует очень важный христианский символ — «последние станут первыми».

Чиновники. Если помещики индивидуализованы, то чиновники наоборот обезличены, они имеют только коллективный портрет, из которого незначительно вы­деляются губернатор, прокурор, полицеймейстер и почтмейстер. Обратите внимание, например, что у чинов­ников не обозначены фамилии, а имена приводятся час­то в комических и гротескных контекстах («Шпрехен зи дейч, Иван Андрейч», «Иван Антонович Кувшинное Рыло»), иногда дублируются (Иван Андреевич, Иван Антонович).

Обратите внимание на гротескное начало в портрете Ивана Антоновича и на его грубо-комическое прозвище, отсылающее одновременно к миру неживых вещей и к миру животных (вспомним реплику Городничего из «Ре­визора»: «Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц...»). Департамент иронически охарактеризован как «храм Фемиды». Это важное место действия для Гоголя, депар­тамент часто изображается в петербургских повестях, где он выглядит как своего рода антимир, еще один ад в ми­ниатюре.

Основное средство изображения чиновников — ав­торская характеристика. Обратите внимание на некото­рые ее приемы и выпишите из текста примеры:

алогизмы, абсурдизация, смысловые несостыковки;

развернутые сравнения;

гиперболы;

ирония;

сатирические отступления;

интерьер и другие детали как средства изображения канцелярии;

речь — как прямая, так и несобственно-прямая: без индивидуализации, выражение «общего мнения».

Выделите важнейшие эпизоды, по которым можно собрать материал для раскрытия темы «Мир чиновни­ков». Это «домашняя вечеринка» у губернатора (глава 1), бал у губернатора (глава 8), завтрак у полицеймейстера (глава 10).

В «чиновничьих» сюжетах Гоголя можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы и приемы восходят еще к Фонви­зину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочи­тание, взяточничество и другие социальные пороки — традиционно высмеиваемое социальное зло (история со «значительным лицом» в «Шинели», страх перед ревизо­ром и желание подкупить его в «Ревизоре», взятка Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло в 7-й главе «Мертвых душ»). Однако приемы изображения иные, они близки к сатирическим приемам Салтыкова-Щедрина. Напри­мер, один из видов языкового портрета у обоих писате­лей — речь, организованная как механическое повторе­ние слов, символ бюрократизма, казенности и тупоумия (тот же прием встречается и в других произведениях Го­голя: например, словарь «значительного лица» в повести «Шинель» имеет всего несколько слов и выражений: «Да вы понимаете, с кем вы говорите?» и т. п.). В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина этот прием приоб­ретает еще более гротескную окраску: Органчик изобра­жается куклой (подчеркивается неживое, марионеточное начало в человеке).

Имена персонажей-чиновников в поэме тоже не пере­дают личностной индивидуальности, они повторяются:

Иван Иванович, Иван Антонович. При этом выделяются некоторые фигуры (губернатор, прокурор, жалобщики), но они знаменательны только своей сюжетной функци­ей. Характеры этих героев так же усреднены, как и у всех чиновников. Примечательна в этом отношении фи­гура прокурора, у которого «всего-то» и было, что «гус­тые брови», и о котором только после его смерти дога­дались, что у него была «душа». Разумеется, невозможно полностью сводить принципы изображения чиновников у Гоголя к социальной сатире. Гоголевский гротеск и фантасмагория гораздо масштабней, его абсурдизирующие приемы в каком-то смысле самодостаточны, поскольку язык, на котором говорит писатель, это и его взгляд на мир.

Светское общество.

1. Опознайте пародию на эстетику романтизма при описании света. (Перечитайте письмо «анонима» к Чи­чикову и ответьте на вопрос, пародией на какое знамени­тое письмо в русской литературе оно является. Докажи­те ваше предположение сопоставлением двух текстов.)

2. Мотив подражания французам (обратите внима­ние на нелепые языковые кальки — «небольшое инкомодите в виде горошинки на левой ноге», «этот платок нехорошо себя ведет», «я облегчила нос», «обошлась посредством платка»). (В каком русском сатирическом произведении мы можем найти много сходных эффек­тов?)

3. Мотив сплетни, молвы (диалог о Чичикове дам «приятной» и «приятной во всех отношениях»), гротеск­ный эффект разрастания молвы до неузнаваемости (Чи­чиков на самом деле хотел похитить губернаторскую дочку, он замаскированный Наполеон, он антихрист, он капитан Копейкин).

4. Мотив денег. Обратите внимание на то, как свет­ское общество воспринимает Чичикова в качестве бо­гача («нежное расположение к подлости» при виде «миллионщика» — в отступлении о «миллионщике», об его обаянии в глазах света). Это тоже характеристика нравов. Такое отношение к деньгам — новое веяние, Го­голь его подмечает. Теперь важен не род и даже не всегда чин, а деньги (раньше они были важны только на уровне карточной игры и в русской литературе встречались именно в таком контексте). Позже тема денег станет центральной в творчестве А. Н. Островского. Ф. М. Дос­тоевский в романе «Идиот» изобразит отношение свет­ского человека к деньгам.

5. «Умение обращаться» — одна из важных социаль­но-психологических тем. В поэме встречаются рассужде­ния об «умении обращаться», о том, что нравится «све­ту». Если главным «амплуа» Онегина было умение нра­виться женщине, чтобы добиться ее благосклонности («Но в чем он истинный был гений <...> // Была наука страсти нежной»), то у Чичикова — умение нравиться людям, чтобы извлечь из общения грубую практическую выгоду. Это в принципе характеризует прежде всего са­мого Чичикова, но косвенно и общество, в котором он вращается.

Крестьяне.

1. Указание на крестьянскую тему в названии поэмы.

2. Гротескно-комические образы (чаще всего — пары) крестьян, которые периодически появляются на протя­жении всего повествования («два русских мужика», спо­рящие о «колесе»; мужик поумнее и мужик поглупее, спорящие о «Маниловке» — «Заманиловке»; дядя Митяй и дядя Миняй; Карп и Поликарп; Селифан и Петрушка (на этой паре остановиться наиболее подробно, учитывая лубочно-фарсовый грубо-комический элемент в их изображении).

3. Лиро-эпическое отступление о мертвых и беглых крестьянах (в начале 7-й главы). Обратите внимание на сочетание патетики и гротеска в этом фрагменте. С од­ной стороны, образы крестьян по-прежнему комичны и одиозны (взять хотя бы их фамилии-прозвища), с дру­гой стороны, их образы эпичны и национальны, они могут вызывать чувство уважения (умельцы) или состра­дания (изломанная судьба). (От лица какого персонажа дается характеристика этих крестьян? Можно ли ска­зать, что это символично в контексте общего замысла трехчастной поэмы?)

4. Обратите внимание, что наиболее интересными, колоритными, «живыми», «присутствующими» фигура­ми оказались именно мертвые (а также беглые, т. е. все равно отсутствующие) крестьяне. Это типично гого­левский эффект значимого отсутствия. Те, кого «здесь и сейчас» нет реальнее, чем те, кого мы видим прямо перед собой.

Женские образы. Женская тема вообще была не очень характерна для Гоголя, любовная интрига (не в пародий­ном виде) практически не встречается в его произведе­ниях, а в поэме «Мертвые души» роль женских образов сведена к минимуму. Вам достаточно будет проанализи­ровать социально-психологический портрет Коробочки и двух дам — «приятной» и «приятной во всех отноше­ниях». Коробочке будет приятно, если вы в сочинении не забудете и ее ключницу Фетинью.

«Русь», «чудо-дорогу» и «птицу-тройку» из лириче­ских отступлений можно тоже отнести к женственным образам. Получается, что на абстрактно-символическом уровне с женским началом отождествляется поэтический идеал Гоголя и сама Россия, а в других случаях (Коро­бочка) специально даже подчеркивается, что таких лю­дей можно найти много, не обязательно среди женщин.

Лирический герой. Не забывайте, что он является са­мостоятельным персонажем в поэме. Попробуйте вос­становить его образ, опираясь на психологическое со­держание лирических отступлений. Примечание: не все отступления следует считать собственно лирическими (см. следующую тему).

Таким образом, на примере этой темы обнаружива­ются важнейшие категории поэтического мира Гоголя. Это гротеск и гипербола, юмор и абсурд, пародия и ка­рикатурное изображение, детализация. Эти эффекты могут служить целям социальной сатиры, но этим их зна­чение не исчерпывается. Традиции Гоголя продолжили М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой (в сатире на светское общество), Ф. М. Достоевский (нагнетание абсурда, «чиновничьи» мотивы и тема «ка­питала»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.02 с.)