Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система персонажей. Приемы и средства их изображенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гоголь — общепризнанный мастер социальной сатиры, однако Белинский справедливо утверждает, что это не просто сатира: гротескные образы гоголевских героев предполагают сложную философскую перспективу их рассмотрения. Гоголь всегда подчеркивал значимость не только социального, но и, как он это называл, «общечеловеческого выражения роли»; Его персонажи — это современные писателю российские типы, представленные в «кривом зеркале» гротеска и абсурда, но они в то же время и «вечные» типы, воплощающие такие пороки, которым нет даже точного названия, — отсюда необходимость создания таких понятий,, как «хлестаковщина», «маниловщина» и т. п. Анализ системы персонажей «Мертвых душ» и приемов их изображения поможет нам увидеть своеобразие гоголевского «фантастического реализма». Главный герой. Композиция с главным героем в центре — пародия на романтическую композицию. В характеристиках Чичикова можно найти много пародийных отсылок к традиции романтизма. Одну из них мы уже видели (см. предыдущую тему), другую можно найти в диалоге с Маниловым («Я как барка какая-нибудь среди свирепых волн...»). В главах 9—10 изображаются фантасмагорические слухи, в которых Чичикова уподобляют романтическому разбойнику Ринальдо Ринальди-ни, а потом принимают за Наполеона и даже за антихриста. Однако в 11-й главе автор снимает с Чичикова все эти литературные маски и показывает его настоящий социальный облик (рассуждение о «подлеце»; биография Чичикова; дидактическое рассуждение о том, как никто не хочет узнать в Чичикове себя). Обратите внимание на символическую связь фигуры Чичикова с фигурой капитана Копейкина: тема «копейки» в биографии Чичикова отсылает к сюжету о Копейкине. Символически важно, что Копейкин из добродетельного человека превращается в разбойника, а Чичиков, по-видимому, должен будет проделать обратный путь и из «подлеца» превратиться в добродетельного человека во втором и третьем томе поэмы. (В чем состоит символическое значение образа чубарого коня («подлеца»)?) Если рассматривать реальную расстановку социальных сил в эпоху Гоголя, то выясняется, что буржуазное сословие постепенно приобретает ведущую роль в обществе, и в этом смысле будущее — за Чичиковым, а не за «старосветскими помещиками». По замыслу автора, с точки зрения нравственной и глубинно-психологической Чичиков имеет возможность преодолеть свои пороки и стать другим человеком. В первом томе положительными чертами Чичикова можно считать живость характера, авантюризм, ум (хотя в первом томе герой использует их преимущественно в неблаговидных целях). Помещики. «Помещичьи» главы (2—6) построены по одинаковой композиционной модели. Основные компоненты изображения помещиков: описание имения; беглый и затем подробный портрет; авторская характеристика с обобщением «в масштабе России»; подчеркнутые ассоциации с животными и с миром вещей; подробно, в деталях выписанный интерьер, пейзаж (в интерьере • и пейзаже — либо ощущение хаоса и разложения, либо мнимого, мертвенного «хлада размеренной чистоты и опрятности»); сцена угощения и диалог с Чичиковым по поводу «мертвых душ». В результате создаются непохожие друг на друга, индивидуализированные характеры, объединенные, тем не менее, одним признаком: все эти персонажи принадлежат «вчерашнему дню» и сами являются «мертвыми душами». Рассмотрите подробно следующие компоненты изображения: 1. Портрет (как правило, их два: первый — беглый, второй — более подробный). 2. Авторская характеристика (в нее обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни; о Коробочке вы найдете даже два таких рассуждения). 3. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя. 4. Интерьер помещения (с теми же функциями). 5. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости). 6. Диалог с Чичиковым о мертвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика). 7. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (не «говорящие» в классицистическом смысле слова, но содержащие важные ассоциации). (Подберите соответствующий материал по образу каждого помещика.) Определенное значение имеет порядок появления помещиков. Эта проблема подробно рассматривается Ю. В. Манном в статье «О поэтике «Мертвых душ» и в монографии «Поэтика Гоголя». В общих чертах подход Манна сводится к следующему. На первый взгляд каждый очередной помещик отвратительнее и «мертвее» предыдущего: Манилов сменяется куда менее благообразными на вид Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и, наконец, гротескно-безобразным Плюшкиным (при первом появлении напоминающем... старуху-ключницу). Мотив старости и смерти тоже усиливается по направлению от Манилова к Плюшкину. Однако на более глубинном уровне гоголевского замысла символика порядка появления помещиков оказывается как раз противоположной. Наиболее «мертвым» можно считать именно Манилова, лицо которого выглядит застывшей маской. Сам Гоголь назвал его «рыцарем пустоты». Из всех помещиков Манилов наименее похож на человека, он напоминает манекен. Коробочка и Ноздрев — отрицательные герои, но это значительно более живые характеры, чем Манилов. Изображая Собакевича, Гоголь даже привлекает положительные фольклорные ассоциации (медведь, богатырь). Образ Плюшкина можно назвать в какой-то степени трагическим (такому восприятию способствует жизнеописание героя и лирико-патетическое отступление по поводу жалкой судьбы его, обращенное к юношеству). Гоголь намеревался «довести» этого персонажа до второго и третьего томов поэмы, где он мог бы, как и Чичиков, духовно преобразиться и очиститься от порока. Таким образом, первое впечатление, что каждый новый помещик «мертвее» предыдущего, оказывается обманчивым. Поскольку Плюшкин, быть может, ближе к духовному преображению, чем Манилов, можно сказать, что на композиционном уровне (порядок появления помещиков) Гоголь как бы реализует очень важный христианский символ — «последние станут первыми». Чиновники. Если помещики индивидуализованы, то чиновники наоборот обезличены, они имеют только коллективный портрет, из которого незначительно выделяются губернатор, прокурор, полицеймейстер и почтмейстер. Обратите внимание, например, что у чиновников не обозначены фамилии, а имена приводятся часто в комических и гротескных контекстах («Шпрехен зи дейч, Иван Андрейч», «Иван Антонович Кувшинное Рыло»), иногда дублируются (Иван Андреевич, Иван Антонович). Обратите внимание на гротескное начало в портрете Ивана Антоновича и на его грубо-комическое прозвище, отсылающее одновременно к миру неживых вещей и к миру животных (вспомним реплику Городничего из «Ревизора»: «Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц...»). Департамент иронически охарактеризован как «храм Фемиды». Это важное место действия для Гоголя, департамент часто изображается в петербургских повестях, где он выглядит как своего рода антимир, еще один ад в миниатюре. Основное средство изображения чиновников — авторская характеристика. Обратите внимание на некоторые ее приемы и выпишите из текста примеры: алогизмы, абсурдизация, смысловые несостыковки; развернутые сравнения; гиперболы; ирония; сатирические отступления; интерьер и другие детали как средства изображения канцелярии; речь — как прямая, так и несобственно-прямая: без индивидуализации, выражение «общего мнения». Выделите важнейшие эпизоды, по которым можно собрать материал для раскрытия темы «Мир чиновников». Это «домашняя вечеринка» у губернатора (глава 1), бал у губернатора (глава 8), завтрак у полицеймейстера (глава 10). В «чиновничьих» сюжетах Гоголя можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы и приемы восходят еще к Фонвизину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество и другие социальные пороки — традиционно высмеиваемое социальное зло (история со «значительным лицом» в «Шинели», страх перед ревизором и желание подкупить его в «Ревизоре», взятка Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло в 7-й главе «Мертвых душ»). Однако приемы изображения иные, они близки к сатирическим приемам Салтыкова-Щедрина. Например, один из видов языкового портрета у обоих писателей — речь, организованная как механическое повторение слов, символ бюрократизма, казенности и тупоумия (тот же прием встречается и в других произведениях Гоголя: например, словарь «значительного лица» в повести «Шинель» имеет всего несколько слов и выражений: «Да вы понимаете, с кем вы говорите?» и т. п.). В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина этот прием приобретает еще более гротескную окраску: Органчик изображается куклой (подчеркивается неживое, марионеточное начало в человеке). Имена персонажей-чиновников в поэме тоже не передают личностной индивидуальности, они повторяются: Иван Иванович, Иван Антонович. При этом выделяются некоторые фигуры (губернатор, прокурор, жалобщики), но они знаменательны только своей сюжетной функцией. Характеры этих героев так же усреднены, как и у всех чиновников. Примечательна в этом отношении фигура прокурора, у которого «всего-то» и было, что «густые брови», и о котором только после его смерти догадались, что у него была «душа». Разумеется, невозможно полностью сводить принципы изображения чиновников у Гоголя к социальной сатире. Гоголевский гротеск и фантасмагория гораздо масштабней, его абсурдизирующие приемы в каком-то смысле самодостаточны, поскольку язык, на котором говорит писатель, это и его взгляд на мир. Светское общество. 1. Опознайте пародию на эстетику романтизма при описании света. (Перечитайте письмо «анонима» к Чичикову и ответьте на вопрос, пародией на какое знаменитое письмо в русской литературе оно является. Докажите ваше предположение сопоставлением двух текстов.) 2. Мотив подражания французам (обратите внимание на нелепые языковые кальки — «небольшое инкомодите в виде горошинки на левой ноге», «этот платок нехорошо себя ведет», «я облегчила нос», «обошлась посредством платка»). (В каком русском сатирическом произведении мы можем найти много сходных эффектов?) 3. Мотив сплетни, молвы (диалог о Чичикове дам «приятной» и «приятной во всех отношениях»), гротескный эффект разрастания молвы до неузнаваемости (Чичиков на самом деле хотел похитить губернаторскую дочку, он замаскированный Наполеон, он антихрист, он капитан Копейкин). 4. Мотив денег. Обратите внимание на то, как светское общество воспринимает Чичикова в качестве богача («нежное расположение к подлости» при виде «миллионщика» — в отступлении о «миллионщике», об его обаянии в глазах света). Это тоже характеристика нравов. Такое отношение к деньгам — новое веяние, Гоголь его подмечает. Теперь важен не род и даже не всегда чин, а деньги (раньше они были важны только на уровне карточной игры и в русской литературе встречались именно в таком контексте). Позже тема денег станет центральной в творчестве А. Н. Островского. Ф. М. Достоевский в романе «Идиот» изобразит отношение светского человека к деньгам. 5. «Умение обращаться» — одна из важных социально-психологических тем. В поэме встречаются рассуждения об «умении обращаться», о том, что нравится «свету». Если главным «амплуа» Онегина было умение нравиться женщине, чтобы добиться ее благосклонности («Но в чем он истинный был гений <...> // Была наука страсти нежной»), то у Чичикова — умение нравиться людям, чтобы извлечь из общения грубую практическую выгоду. Это в принципе характеризует прежде всего самого Чичикова, но косвенно и общество, в котором он вращается. Крестьяне. 1. Указание на крестьянскую тему в названии поэмы. 2. Гротескно-комические образы (чаще всего — пары) крестьян, которые периодически появляются на протяжении всего повествования («два русских мужика», спорящие о «колесе»; мужик поумнее и мужик поглупее, спорящие о «Маниловке» — «Заманиловке»; дядя Митяй и дядя Миняй; Карп и Поликарп; Селифан и Петрушка (на этой паре остановиться наиболее подробно, учитывая лубочно-фарсовый грубо-комический элемент в их изображении). 3. Лиро-эпическое отступление о мертвых и беглых крестьянах (в начале 7-й главы). Обратите внимание на сочетание патетики и гротеска в этом фрагменте. С одной стороны, образы крестьян по-прежнему комичны и одиозны (взять хотя бы их фамилии-прозвища), с другой стороны, их образы эпичны и национальны, они могут вызывать чувство уважения (умельцы) или сострадания (изломанная судьба). (От лица какого персонажа дается характеристика этих крестьян? Можно ли сказать, что это символично в контексте общего замысла трехчастной поэмы?) 4. Обратите внимание, что наиболее интересными, колоритными, «живыми», «присутствующими» фигурами оказались именно мертвые (а также беглые, т. е. все равно отсутствующие) крестьяне. Это типично гоголевский эффект значимого отсутствия. Те, кого «здесь и сейчас» нет реальнее, чем те, кого мы видим прямо перед собой. Женские образы. Женская тема вообще была не очень характерна для Гоголя, любовная интрига (не в пародийном виде) практически не встречается в его произведениях, а в поэме «Мертвые души» роль женских образов сведена к минимуму. Вам достаточно будет проанализировать социально-психологический портрет Коробочки и двух дам — «приятной» и «приятной во всех отношениях». Коробочке будет приятно, если вы в сочинении не забудете и ее ключницу Фетинью. «Русь», «чудо-дорогу» и «птицу-тройку» из лирических отступлений можно тоже отнести к женственным образам. Получается, что на абстрактно-символическом уровне с женским началом отождествляется поэтический идеал Гоголя и сама Россия, а в других случаях (Коробочка) специально даже подчеркивается, что таких людей можно найти много, не обязательно среди женщин. Лирический герой. Не забывайте, что он является самостоятельным персонажем в поэме. Попробуйте восстановить его образ, опираясь на психологическое содержание лирических отступлений. Примечание: не все отступления следует считать собственно лирическими (см. следующую тему). Таким образом, на примере этой темы обнаруживаются важнейшие категории поэтического мира Гоголя. Это гротеск и гипербола, юмор и абсурд, пародия и карикатурное изображение, детализация. Эти эффекты могут служить целям социальной сатиры, но этим их значение не исчерпывается. Традиции Гоголя продолжили М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой (в сатире на светское общество), Ф. М. Достоевский (нагнетание абсурда, «чиновничьи» мотивы и тема «капитала»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.008 с.) |