Тема. Идейное И стилистическое своеобразие «энеиды» вергилия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Идейное И стилистическое своеобразие «энеиды» вергилия.



 

Эта тема требует хорошего знания эпохи прин­ципата, жизненного и творческого пути Вергилия, вдумчивого про­чтения полного текста «Энеиды». Жанр, истоки сюжета, композиция, система образов, ху­дожественный стиль — все это должно быть предметом анализа. Показать, как художественные средства способствуют воплощению авторского замысла. Обратить внимание на глубокую тенденциозность поэмы, выраженную в стремлении показать чисто римский быт идеи римского времени, в частности, обожествление императорской власти в Риме, оправдании восточной экспансии римлян, прославлении героического прошлого и настоящего Рима, как усмирителя и благодетеля народов. В связи с общей тенденцией произведения про­следить его значение в мировой литературе и противоречивость оце­нок, данных ему в науке.

Римский эпос создается в более позднее время, чем греческий, в условиях достаточно развитой формы общественных отношений и литературного опыта, накопленного человечеством. В связи с этим обращение Вергилия к мифологическому материалу получает не об­щечеловеческое звучание, как в греческом эпосе, содержащем не за­висящие от времени идеи и мысли, а глубоко римское, локализован­ное эпохой Августа, ее условиями и требованиями. Чрезвычайно важным в данной теме является вопрос отношения Вергилия и Гоме­ра к мифологии, трактовка героев и богов, их взаимоотношений. Отмечая внешние сходные черты, продиктованные одним источником и следованием гомеровскому эпосу, выделить принципиально новые элементы в римском эпосе: ярко выраженную тенденциозность, обра­щение к современности, злободневность, динамику и драматизм по­вествования, углубленный психологизм образов. Обязательно раскрыть хтоническую структуру образов. Показать художест­венное мастерство Вергилия, значение «Энеиды» в развитии зару­бежной и отечественной литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Вергилий. Энеида.—М.—Л., 1933 (перевод В. Брюсова и С. Соловьева) (или перевод других авторов)

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. БВЛ, I серия.—М.: Художественная литература, 1971.—Т.6.

Вергилий. Енеида.—Киев, 1971.

Гомер. Илиада. Одиссея. БВЛ, 1 серия.—М.: Художест­венная литература, 1967 (или любое другое полное издание).

 

Белинский В. Г. Сочинения А. Пушкина: Полн. Собр. соч.—М.,1955.—Т.12

История римской литературы.—М.: изд. АН СССР, 1959.

Тронский И. М. История античной литературы.—Л.,1957.

Принципат Октавиана Августа. В кн.: История древнего мира.—М.: Просвещение, 1971.—С.342—350

Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа.—М., 1963.

Шервинский С. Вергилий и его произведения. Вст. ст. в кн.:

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. БВЛ, I серия.—М.: Художественная литература, 1971.

Тахо-Годи А.А. Хтонические мотивы в «Энеиде» Вергилия как один из принципов стиля. //Вопросы классической филологии.—М.,1973.—№ 5.

 

 

11тема. Героический эпос эпохи феодализма

 

Охарактеризовать исторические условия формирования Средневековой литературы. Дать периодизацию. Осветить вопрос о народности героического эпоса эпохи феодализма.

Развитие героического эпоса во Франции и основные циклы французских героических эпопей: «Песнь о Роланде» и поэмы каролингского цикла. Прославление воинской доблести и верности рыцаря монарху. Осуждение феодального своеволия. Любовь к родине. Героика военных подвигов. Поэмы баронского цикла, изображающие кровавые феодальные междоусобицы. Отражение действительности в эпопеях феодальной эпохи.

«Песнь о Роланде» в свете проблемы жанра: эпическое произведение в фольклоре и в литературе. «Песнь о Роланде» как произведение фольклора (теории возникновения, проблема авторского начала, эпическая идея и отражение в ней общественного идеала, художественные средства). Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений). Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира: симметричность и аксиологическая неоднородность, т.е. несимметричность). Проблема создания образа эпического героя в «Песни о Роланде» (выделение главных героев, способы их обрисовки, образы Роланда, Оливье, Турпена, других славных французов; образы Ганелона и мавров; образ Карла; проблема замены героев).

 

Литература

 

Песнь о Роланде. Серия «Литературные памятники».—М.—Л.,1964

Песнь о Роланде. БВЛ.—М.,1976.—Т.10 (или любое полное издание)

История французской литературы: В 4-х т.—М.: Наука, 1946.—Т.1

Ярхо Б.И. Введение. В кн.: Песнь о Роланде.—М.—Л., 1934

Пропп В.Я. Специфика фольклора. В кн.: Пропп В.Я. Фольклор и

действительность.—М.,1973

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.—М.,1975

Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы.—М.—Л.,1965

 

 

Тема. «Божественная комедия» Данте

Италия на рубеже 13-14 веков. Рост итальянских городов. Борьба гвельфов и гибеллинов как выражение классовой борьбы ремесленно-торговых городских кругов с феодальным дворянством. Флоренция и ее культура.

Жизнь и творчество Данте, последнего поэта средних веков и первого поэта нового времени.

«Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени. Связь к поэме с литературой видения и с аллегорической поэзией средних веков. Композиция поэмы. Дать трактовку многочисленным аллегориям и символам в поэме. Доказать народность «Божественной комедии» (использование народного языка, обращение к народному религиозному сознанию и др.). Математическая гармония, пропорциональность и новаторство художественного стиля. Преодоление эстетических и идейных канонов средневековья. Критическое отношение Данте к официальной церкви, интерес к миру и человеку. Преклонение перед античностью. Аргументировано доказать, что любовь—философская, теологическая, эстетическая категория в понимании Данте и гуманистов эпохи Возрождения. Высокая оценка науки. Страстность, публицистическая заостренность поэмы; ее идейная насыщенность. Реалистические элементы в поэме. Поэтическое мастерство Данте. Всемирное значение поэмы Данте.

 

Литература.

 

Данте. Божественная комедия, ч.1.(Ад.), пер. М. Лозинского (любое полное издание).

Санктис Ф. История итальянской литературы: В 2-х т.—М.: Наука, 1963

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.—М.: Наука, 1978

История зарубежной литературы: Средние века, Возрождение.—М.: Высшая школа,1987

История Всемирной литературы: В 9-ти т.—М.: Наука, 1985: т.3.

Елина Н. Данте.—М.: Худож. лит.,1965

 

 

Тема. Эпоха Возрождения во Франции и творчество Франсуа Рабле

 

Франция 15-16 веков. Социально-политический строй во Франции на рубеже 15-16 веков. Абсолютная монархия при Франциске 1. Итальянские войны и борьба с Карлом 5. Развитие политической реакции. Начало французской реформации и религиозных гонений. Успехи кальвинизма. Религиозные войны как выражение социальных противоречий жизни французского общества второй половины 16 века.

Закат литературы средних веков и подготовка эпохи Возрождения. Возникновения гуманизма. Высший подъем французского гуманизма в творчестве Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»—сатира на феодализм и схоластику. Антифеодальная, антирелигиозная и антиклерикальная направленность романа. Образ брата Жана и Телемская обитель в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Утопические идеи в произведении. Гуманистические идеалы Рабле. Педагогическая программа Ф.Рабле.

 

 

Связь романа с народной литературой. Реалистический гротеск Рабле. Место писателя в литературе Возрождения. Белинский о Рабле, творчество которого «тесно связано со смыслом и назначением целой исторической эпохи».

 

Литература

 

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.—М.: Худож. лит.,1984

История французской литературы: В 4-х тт.—М.: Наука,1946

Андреев Л.Г., Козлова Е.П., Косиков Г.К. История французской литературы.—М.: Высшая школа,1987

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.—М.: Худож. лит.,1965

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.—М., 1953-1956

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.009 с.)