Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, влияющие на состояние спкСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассматривая условия, формирующие социально-психологический климат коллектива, следует выделить две группы факторов: макросреды и микросреды (рис. 5). К факторам макросреды в первую очередь относятся общественный строй данного общества, его мораль. Общественный строй воздействует на социально-психологический климат коллектива через отношение к труду, который соответственно может представлять собой или самостоятельную ценность, или только средство к существованию. Принятые и одобряемые обществом нормы морали также оказывают влияние на нормы поведения в коллективе. К факторам макросреды относятся: 1) содержание и характер выполняемой трудовой деятельности; 2) условия труда; 3) уровень организации труда; 4) система стимулирования труда. Содержание и характер выполняемой деятельности являются сильными стимуляторами трудовой активности сотрудников, создавая определенное отношение и настроение в процессе выполнения работы. Факторы микросреды, проявляющиеся непосредственно в самом коллективе и в большей степени зависящие от руководителей, можно разделить на факторы материальной и социальной микросреды. К факторам социальной микросреды относятся: 1) система морального стимулирования и оценка труда 2) индивидуально-психологические особенности членов коллектива, в том числе и руководящего состава; 3) личность руководителя, характеристики его взаимодействия с подчиненными. Значимость морального стимулирования в формировании благоприятного социально-психологического климата определена выраженностью оценочного компонента этой системы, часто недооцениваемого руководителями. Моральное стимулирование удовлетворяет потребность человека в социальном одобрении, а это является сильным фактором воздействия. Отрицательное влияние на социально-психологический климат коллектива может оказать «мрачный скептик», или «нытик», который заражает группу своим пессимизмом. И только «иммунитет» в форме безобидных шуток по отношению к нему может нейтрализовать его влияние. Отрицательный настрой в группе может возникнуть и по вине так называемых конфликтных личностей, которые проявляют себя в постоянных столкновениях, ссорах, конфликтах. Воздействовать на этих людей очень сложно, поэтому эффективным может быть только открытый конфликт (метод «взрыва» по Макаренко), противопоставляющий коллектив этому человеку
№18. Важным методическим вопросом, возникающим в связи с задачей изучения социально-психологического климата, является определение его показателей, выраженных в тех или иных единицах измерения. В качестве таких показателей выступают не только различные феномены психологии производственного коллектива, но и объективные результаты его жизнедеятельности. Прежде всего отметим необходимость учитывать продуктивность труда коллектива, а также следующие косвенные показатели, характеризующие его климат, – данные текучести кадров, состояния трудовой дисциплины, конфликтности. Широкий ряд феноменов психологии коллектива выявляется обычно с помощью различных форм опросов. Посредством анкет и интервью получаются данные о психических состояниях и свойствах изучаемых коллективов. Так, А. А. Русалинова разработала примерную анкету, посредством которой фиксируются (на основе групповых оценок) существенные факторы жизнедеятельности первичного производственного коллектива и степень удовлетворенности его членов данными факторами. В экспресс-методике, предлагаемой А. Ю. Шалыто и Оригинальный прием эмпирического изучения социально-психоло-гического климата был предложен А. Н. Лутошкиным, опиравшимся на выводы прикладной цветопсихологии. Исходная посылка здесь состоит в том, что имеется соответствие определенных цветов и их оттенков различным проявлениям эмоциональных состояний человека. Данные цветотестирования дополняются материалами наблюдения и интервью, чтобы выяснить причины того или иного состояния человека. Широкую известность и популярность приобрел метод социометрии, предложенный Д. Морено и получивший вторую жизнь в исследованиях Сейчас насчитывается уже несколько десятков отечественных работ, в которых уточняются показатели социально-психологического климата, анализируются связи между ними. Рассматриваются такие показатели, как общая удовлетворенность работой и отдельными сторонами производственной ситуации, характер взаимоотношений между членами коллектива по горизонтали, между руководителями и подчиненными и т. д.
№19. По каким признакам социально-психологический климат в коллективе оценивается как благоприятный? Это: 1. Непринужденная атмосфера общения. 2. Активное обсуждение разнообразных вопросов (в том числе и о том, как лучше работать). 3. Общность ценностных ориентаций членов коллектива. 4. Правильно понятая и принятая всеми цель деятельности коллектива. 5. Уважительное отношение к мнению друг друга. 6. Обсуждение и анализ доводов всех сторон при расхождении личных мнений по тому или иному вопросу на собраниях и в процессе совместной работы. 7. Критические замечания без явных и скрытых личных выпадов. 8. Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции. 9. Разумное распределение обязанностей между членами коллектива, отсутствие мелочной опеки со стороны руководства. 10. Высокое личное влияние и авторитет руководителя. 11. Выполнение работы коллективом без чрезмерного напряжения. 12. Постоянный и результативный поиск резервов повышения эффективности труда. 13. Соответствие реального поведения членов коллектива утвердившимся в нем нормам и требованиям корпоративной культуры. Наличие данных признаков – свидетельство благополучных взаимоотношений, благоприятного СПК. 4.2. Роль руководителя в формировании СПК Большое влияние на коллектив оказывает руководитель – своим поведением, деятельностью, особенностями личности. В личности руководителя можно выделить три стороны, которые непосредственно влияют на социально-психологический климат: 1) личный пример в поведении; Влияние личного примера руководителя на подчиненных весьма существенно. Если он сам включен в деятельность, получает от нее удовольствие, то этим настроением заражает и подчиненных. Внимание к межличностным отношениям, личная доброжелательность и самоконтроль поведения вызывают соответствующее настроение в коллективе. Сплоченность коллектива связана почти со всеми особенностями стиля руководства, но наиболее тесно с двумя из них – отношением руководителя к людям и коллегиальностью в работе. Каждый член коллектива должен видеть перспективные линии его развития, «завтрашние радости». При определении этих линий нельзя забывать о развитии каждой личности, в частности, о возможности профессионального и общекультурного роста, нравственного совершенствования, обеспечения материальных и духовных интересов. Большое значение имеет установление с первых же дней определенного стиля отношений и требований руководителя к людям. При этом надо помнить указание А. С. Ма-каренко о мере близости и отдаленности в отношениях между руководителем и подчиненными. Особое значение имеет проверка исполнения. С помощью контроля или проверки выясняется, во-первых, как усвоено требование и в какой мере оно претворяется в жизнь; во-вторых, исполнители не только в случае плохого, но и удовлетворительного состояния дела более активно относятся к поручению. Неукоснительность исполнения требований обеспечивается, с одной стороны, общественным мнением и всей системой складывающихся отношений, а с другой – поощрением и наказанием. Каждый человек стремится к признанию своей личности в коллективе, а потому всякое поощрение для него служит средством утверждения авторитета среди окружающих. Как наказание, так и поощрение требует не только объективности и справедливости, но и индивидуального подхода. Поощрение и наказание являются важным средством формирования ценностей в коллективе. То, что подлежит культивированию в коллективе (например, честность, доброжелательность и т.д.), должно руководителем замечаться и поощряться, что нежелательно для коллектива – порицаться. При этом поощрения должны преобладать по сравнению с взысканиями (соотношение 80%: 20% в пользу поощрений). Следует соблюдать и тактику их применения: поощрять рекомендуется публично, взыскание более эффективно, когда руководитель объявляет о своем решении подчиненному наедине. Одним из основных средств влияния руководителя на активность личности является оценка. Действие оценки психологически можно объяснить следующим образом. Она возбуждает соответствующие эмоции: радость, ликование, гордость или печаль, тоску, огорчение, злобу, ненависть, страх и т.д. Эти эмоции постепенно переходят в настроение, окрашивающее в соответствующий тон всю деятельность личности. Кроме того, действует и другой механизм. Та или иная оценка, даваемая руководителем, а тем более всем коллективом, формирует соответствующую самооценку. Человек под ее влиянием начинает чувствовать себя более способным или менее способным, чем раньше, у него в конечном итоге появляется чувство уверенности или неуверенности, что влияет на его активность и работоспособность. Эффективность оценки значительно возрастает при соблюдении руководителем следующих условий (рекомендаций в деятельности руководителя): преобладание положительных, позитивных оценок личности и деятельности подчиненного; преимущественное использование парциальных (частичных) оценок и по возможности исключение глобальных (общих); соблюдение такта, учета ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей; использование косвенных оценок и избегание прямых при отрицательном оценивании; использование правила: лучше переоценить, чем недооценить; учет мнения коллектива; сопоставление возможностей и результатов труда оцениваемой личности; соблюдение принципа справедливости при оценке личности и его трудового вклада в результаты деятельности коллектива; соблюдение объективности оценивания. 4.3. Регуляция СПК Регуляция социально-психологического климата подразумевает выбор того или иного способа преднамеренного воздействия на жизнедеятельность организации с целью изменения СПК в желательном направлении (Б. Д. Парыгин). Среди основных способов регуляции климата выдвигают следующие (Г. Н. Круглова): формирование единодушия и согласованности в отношении норм, принятых в организации; создание условий актуализации ценностных ориентаций личности в процессе работы; повышение у сотрудников чувства уверенности в себе, чувства причастности к организации; развитие у руководителей умения мотивировать сотрудников, формулировать притягательные цели, видеть альтернативные решения; провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений; гибкость в осуществлении контроля; использование процессов подражания, законов научения в управлении персоналом; создание в организации готовности к изменениям, к инновационной деятельности. Таким образом, руководитель несет ответственность за состояние СПК, создает, формирует его, используя при этом разнообразные средства.
№20.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.99 (0.008 с.) |