Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели оценки депрессивности в экономике

Поиск

По мнению ряда ученых, депрессивность регионов порождается двумя основными причинами:

1. Перенос народно-хозяйственных диспропорций производственных структур на территориальные структурные параметры. Уровень зарплаты в депрессивных регионах оказывается наиболее низким из-за сосредоточения в нем отраслей с низкооплачиваемыми рабочими местами. Спад занятости и рост безработицы выступают следствием специализации региона на тех видах деятельности, в которых прежде сложилась трудоизбыточная структура занятости.

2. Особые свойства самого региона, т.е. изначальное наличие негативных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие. К ним относятся неконкурентоспособность производства по сравнению с другими регионами; длительный отток населения; удаленность от крупных экономических центров; утрата бывших преимуществ отдельных регионов[88].

В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий[89].

Большое значение в программах по выводу депрессивных территорий из негативного состояния имеют показатели ресурсных возможностей самостоятельного разрешения данной ситуации. Важно иметь характеристику имущества и ресурсов, которые могут быть использованы при выходе из кризисного состояния, а также показатели диверсификации, конверсии, реструктуризации производства и т.п. Из объективной характеристики экономической ситуации в территориях необходимо убрать влияние на стоимостные показатели региональных удорожаний, искажающих картину их социально-экономического развития.

Органы статистики регистрируют с помощью комплексных показателей социально-экономические результаты развития субъекта Федерации. Для решения задач государственного развития, и прежде всего регионального, необходимо «освободить» их от ценовых, территориальных, статистических и иных искажений. Очевидно, что наибольшему искажению от недоучета фактора региональных удорожаний подвергаются индикаторы, нормированные в денежном измерении. Так, например, по показателю душевого ВРП, а также по капитальным вложениям восточные районы страны занимают первые места. Конечно, в действительности эти районы, как правило, находятся в худшем положении[90].

Элиминирования региональных удорожаний можно достичь путем конструирования индексов региональных удорожаний (путем сопоставления номинального и физического роста) основных показателей ВРП, объема продукции промышленности, сельского хозяйства, оборота розничной торговли, объема платных услуг, минимального продовольственного набора. Эти индексы региональных удорожаний распространяются на оцениваемые индексы развития территорий. Чаще всего в межрегиональных сравнениях применяются стоимостные оценки минимальных продовольственных наборов, или индексы-дефляторы ВРП.

В разных регионах спад производства, депрессия имеют различный уровень. И поэтому для правильного представления о размерах кризиса следует сравнивать аналогичные территории на основе сопоставимых параметров. Традиционно сравниваются экономические показатели Алтайского края с результатами деятельности Новосибирской и Омской областей, так как в них была примерно схожая структура промышленности. Они имеют сопоставимые размеры по площади, численности населения. Сейчас же, в условиях приоритета финансовых подходов, по всей видимости, логично сравнивать функционирование Алтайского края с деятельностью тех регионов, где имеется аналогичный показатель собственных доходов в общем бюджете, и обращаться прежде всего не к тому, как действуют бывшие градообразующие предприятия, а как аналогичные территории-реципиенты увеличивают собственные доходы.

Острота депрессии в Алтайском крае часто сравнивается с ее уровнем в Новосибирской и Омской (иногда и в Кемеровской) областях, поскольку они имеют схожие природные условия и отражают общую ситуацию в экономике Западной Сибири. В любом случае депрессивная ситуация должна рассматриваться в динамике, чтобы прослеживать тенденцию развития и отбрасывать случайную, не основную характеристику депрессивного процесса.

При определении степени депрессивности регионов РФ для целей анализа выделим три главных индикатора: 1) динамика производства; 2) уровень жизни; 3) занятость и безработица.

Динамика производства характеризуется такими показателями, как объем ВВП (ВРП), темпы роста (падения) производства на душу населения, роста (спада) промышленного, сельскохозяйственного производства и т.п. Наиболее репрезентативный, по всей видимости, показатель развития территории – это объем производства ВРП. Однако субъекты РФ сильно различаются по размеру территории и численности населения. Динамику их развития на протяжении ряда лет более полно отражает изменение (увеличение или уменьшение) доли субъекта РФ в производстве определенной части валовой добавленной стоимости страны – ВВП. Как это происходит в конкретном регионе – Алтайском крае – видно на рисунке 7.1. Чтобы нивелировать различие территорий по численности проживающих в них людей, необходимо рассматривать ВРП на душу населения региона.

 

Рис. 7.1. Доля Алтайского края в производстве валового

регионального продукта РФ в 1997–2007 гг. (%)

 

С 1997 по 2007 г. 62 территории РФ уменьшили долю в производстве ВРП, причем среди них были и донорские, высокоразвитые регионы, например Республика Башкортостан, Свердловская, Самарская области, Пермский край. За этот период только 17 субъектов РФ увеличили свою долю в производстве ВРП, а Москва – на 8,5 процентных пункта (п.п.), Тюменская область – на 1,45 п.п.
К отсталым и депрессивным нами отнесены те регионы, у которых доля в ВРП с 1997 по 2007 г. сократилась более чем на 0,15 п.п., а объем производства ВРП на душу населения в 2007 г. был в 1,5 раза меньше, чем в среднем по России. В итоге совмещения этих двух показателей наиболее отстало-депрессивными регионами оказались семь территорий России – Приморский край, Саратовская, Кировская, Курская, Ульяновская и Воронежская области (табл. 7.1).

Главным критерием отсталости территории является низкий уровень ВРП на душу населения, и к таким территориям относятся: республики Чеченская, Карачаево-Черкесская, Адыгея, Ивановская область, Республика Марий Эл, Брянская и Пензенская области и Ставропольский край (места в рейтинге Росстата с 80-го по 67-е по итогам 2007 г.).

Таблица 7.1

Производство валового регионального продукта

по субъектам Российской Федерации в 2007 г.

Название субъекта Производство ВРП
млн руб. %
       
  Всего по Российской Федерации 28 254 787,5 100%
  Москва 6 731 189 23,823
  Тюменская область 2 785 336 9,858
  Московская область 1 306 077 4,622
  Санкт-Петербург 1 109 297 3,926
  Свердловская область 825 036 2,92
  Республика Татарстан 770 730 2,728
  Красноярский край 734 414 2,599
  Краснодарский край 655 298 2,319
  Республика Башкортостан 601 310 2,128
  Самарская область 600 368 2,125
  Челябинская область 582 945 2,063
  Пермский край 480 023 1,699
  Нижегородская область 473 909 1,677
  Ростовская область 453 061 1,603
  Кемеровская область 444 352 1,573
  Иркутская область 403 031 1,426
  Новосибирская область 382 186 1,353
  Оренбургская область 375 073 1,327
  Волгоградская область 333 856 1,182
  Ленинградская область 312 405 1,106
  Омская область 301 803 1,068
  Архангельская область 286 862 1,015
  Сахалинская область 286 049 1,012
  Приморский край 263 272 0,932
  Саратовская область 261 683 0,926

Продолжение таблицы 7.1

       
  Республика Саха (Якутия) 246 469 0,872
  Вологодская область 243 948 0,863
  Республика Коми 242 431 0,858
  Белгородская область 241 688 0,855
  Хабаровский край 232 640 0,823
  Воронежская область 228 666 0,809
  Алтайский край 223 751 0,792
  Ставропольский край 221 119 0,783
  Томская область 216 059 0,765
  Липецкая область 213 774 0,757
  Удмуртская Республика 205 824 0,728
  Мурманская область 192 177 0,68
  Ярославская область 189 980 0,672
  Тульская область 176 866 0,626
  Республика Дагестан 166 721 0,59
  Тверская область 158 883 0,562
  Владимирская область 148 294 0,525
  Калининградская область 145 921 0,516
  Курская область 132 107 0,468
  Ульяновская область 126 714 0,448
  Рязанская область 126 103 0,446
  Чувашская Республика 121 904 0,431
  Кировская область 120 239 0,426
  Пензенская область 119 905 0,424
  Калужская область 114 449 0,405
  Амурская область 114 282 0,404
  Забайкальский край 113 230 0,401
  Республика Бурятия 109 554 0,388
  Тамбовская область 107 596 0,381

Окончание таблицы 7.1

       
  Брянская область 106 144 0,376
  Астраханская область 105 063 0,372
  Республика Карелия 104 623 0,37
  Смоленская область 99 141 0,351
  Новгородская область 87 560 0,31
  Курганская область 82 731 0,293
  Орловская область 79 791 0,282
  Республика Мордовия 77 003 0,273
  Ивановская область 75 785 0,268
  Костромская область 68 579 0,243
  Камчатский край 67 918 0,24
  Республика Хакасия 64 029 0,227
  Псковская область 63 108 0,223
  Республика Марий Эл 56 391 0,2
  Республика Северная Осетия – Алания 53 668 0,19
  Кабардино-Балкарская Республика 50 385 0,178
  Чеченская Республика 46 782 0,166
  Магаданская область 35 424 0,125
  Республика Адыгея 29 158 0,103
  Карачаево-Черкесская Республика 28 239 0,1
  Еврейская автономная область 24 607 0,087
  Чукотский автономный округ 21 222 0,075
  Республика Тыва 19 776 0,07
  Республика Калмыкия 16 651 0,059
  Республика Алтай 15 318 0,054
  Республика Ингушетия 14 835 0,053

 

Некоторые из отсталых территорий в последние годы (до всеобщего экономического кризиса) набрали высокие темпы экономического роста, и роль их региональных хозяйств в экономике России возросла. Поэтому их можно назвать отстало-развива­ющимися. Это пять субъектов РФ: Республика Дагестан, Сахалинская область, Еврейская автономная область, республики Северная Осетия – Алания и Ингушетия. Отдельные регионы смирились со своим отсталым и депрессивным состоянием. По итогам 2007 г. к ним можно было отнести республики Тыва, Алтай и Калмыкия.

Указанные стоимостные границы для отнесения региона к отсталым и депрессивным не подходят для территорий Дальнего Востока, поскольку там совсем другие масштабы цен, тарифов, размера оплаты труда и т.п. На наш взгляд, для этого федерального округа следует взять в качестве критерия отнесения территории к отсталым границу ниже среднероссийского показателя производства ВРП на душу населения, т.е. ниже 198,8 тыс. руб. в 2007 г. Отсталыми регионами по душевому индикатору ВРП следует считать Приморский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Хабаровский и Камчатский края. Недостаток финансовых индикаторов приводит к тому, что такие территории, как Чукотский автономный округ и Республика Саха (Якутия), в которых по большинству социально-экономических показателей явно неблагополучное положение, но они не попадают в отсталые и депрессивные территории (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Изменение доли субъекта РФ в производстве

ВРП с 1997 по 2007 г. (в п.п.)

Субъект Российской Федерации Увеличение (уменьшение) доли
     
  Москва 8,535
  Тюменская область 1,45
  Сахалинская область 0,472
  Московская область 0,419
  Республика Дагестан 0,24
  Ленинградская область 0,18
  Калининградская область 0,156
  Челябинская область 0,134
  Оренбургская область 0,133

Продолжение таблицы 7.2

     
  Санкт-Петербург 0,129
  Архангельская область 0,071
  Липецкая область 0,064
  Белгородская область 0,06
  Краснодарский край 0,056
  Еврейская автономная область 0,024
  Республика Северная Осетия − Алания 0,02
  Республика Ингушетия 0,008
  Республика Тыва −0,006
  Республика Калмыкия −0,012
  Республика Алтай −0,013
  Карачаево-Черкесская Республика −0,017
  Чукотский автономный округ −0,028
  Республика Адыгея −0,037
  Калужская область −0,039
  Псковская область −0,045
  Пензенская область −0,048
  Тамбовская область −0,053
  Ростовская область −0,058
  Республика Марий Эл −0,068
  Чувашская Республика −0,069
  Новгородская область −0,079
  Республика Бурятия −0,08
  Кабардино-Балкарская Республика −0,082
  Астраханская область −0,091
  Удмуртская Республика −0,095
  Ивановская область −0,1
  Республика Карелия −0,1
  Республика Мордовия −0,102

Продолжение таблицы 7.2

     
  Томская область −0,111
  Брянская область −0,112
  Республика Хакасия −0,113
  Курганская область −0,114
  Алтайский край −0,121
  Новосибирская область −0,121
  Костромская область −0,123
  Вологодская область −0,124
  Владимирская область −0,126
  Орловская область −0,135
  Волгоградская область −0,136
  Забайкальский край −0,138
  Тульская область −0,14
  Рязанская область −0,145
  Смоленская область −0,145
  Магаданская область −0,152
  Омская область −0,153
  Тверская область −0,181
  Воронежская область −0,184
  Республика Татарстан −0,2
  Амурская область −0,204
  Ульяновская область −0,223
  Курская область −0,225
  Камчатский край −0,227
  Ярославская область −0,258
  Кировская область −0,274
  Саратовская область −0,287
  Мурманская область −0,296
  Свердловская область −0,308

Окончание таблицы 7.2

     
  Кемеровская область −0,331
  Республика Коми −0,354
  Приморский край −0,368
  Красноярский край −0,401
  Хабаровский край −0,41
  Ставропольский край −0,423
  Нижегородская область −0,455
  Республика Саха (Якутия) −0,511
  Республика Башкортостан −0,52
  Пермский край −0,591
  Иркутская область −0,753
  Самарская область −0,905
  Чеченская Республика нет данных 1997 г.

 

Сразу можно констатировать, что в середине 2000-х гг. произошло определенное выравнивание отсталых территорий, и их доля в экономике России стала расти.

Но неблагополучная экономическая ситуация в депрессивных территориях в основном сохраняется. До 2009 г. в условиях подъема экономики депрессивные территории имели слабые перспективы в достижении дореформенного уровня развития.

Уровень жизни характеризуют доходы на душу населения, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.

Территории РФ все больше дифференцируются по доходам населения. Безусловно, для большинства граждан основным источником доходов является заработная плата. В 2007 г. из 80 субъектов в 65 (в них проживало 101,5 млн чел., или 71,4% населения страны) среднедушевые денежные доходы были ниже среднероссийского показателя (15,6 тыс. руб.). К таким регионам относится большинство территорий Центрального федерального округа, все – Южного и Приволжского (Приволжского – кроме Пермского края), почти все – Сибирского федерального округа. Как и у первого критерия депрессивности, ценовые различия не позволяют относить к таким регионам области, края и республики Дальнего Востока и Северо-Западного округа. В республиках Ингушетия и Калмыкия, Ивановской области, республиках Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Тыва среднедушевые доходы населения сложились на уровне ниже 8 тыс. руб.

Натуральные показатели, в частности обеспеченность жильем в расчете на одного человека, имеют несколько другую особенность. Почти во всех регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов на одного человека приходится жилой площади больше, чем в среднем по России. Хуже всего ситуация на Урале и в Сибири: там вообще нет территорий, где бы такой индикатор превышал среднероссийский (21,1 кв. м в начале 2007 г.) Наиболее благоприятная ситуация с обеспеченностью населения жильем сложилась в Чукотском автономном округе, Магаданской, Московской, Тверской и Псковской областях (26 кв. м на человека и выше). Наименее обеспеченными по данному показателю являются республики Кабардино-Балкарская, Дагестан, Тыва, Ингушетия, Чеченская (16,4 кв. м и ниже).

В 44 субъектах Федерации, где проживает 85,3 млн человек (60% от всего населения), обеспеченность жильем оказалась ниже средней по стране. В 39 регионах обеспеченность жильем сложилась на уровне не ниже среднероссийского. Дифференциация между регионами по обеспеченности жильем на протяжении многих лет остается почти на неизменном уровне: в 2007 г. отношение между 10 регионами с наилучшей ситуацией и 10 с наихудшей составило 1,73 раза.

Деградация территории приводит к упадку социальной сферы, поэтому, на наш взгляд, следует рассматривать демографический показатель «ожидаемая продолжительность жизни» как интегрирующий индикатор развития здравоохранения и всей социальной системы. Почти все регионы с большой долей сельского населения, расположенные за Уралом, имеют продолжительность жизни меньше, чем в среднем по России. Таким образом, уровень и качество жизни заставляют относить к депрессивным субъектам РФ свыше половины территорий России, в том числе практически все регионы Сибири, Дальнего Востока и Северо-Западного федерального округа.

В целом существует обратная зависимость между демографической ситуацией в регионе и уровнем социально-экономи­ческого развития. Как правило, рождаемость выше, а смертность ниже в субъектах РФ с низким уровнем социально-экономического развития. Однако связь между демографической ситуацией и динамикой показателей социально-экономического развития отсутствует. Это свидетельствует о недостаточной трансформации результатов экономического развития в такие социальные показатели, как рождаемость и смертность (в том числе младенческую)[91].

Занятость и безработицу следует оценивать по таким показателям, как уровень занятости, уровень безработицы, нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, миграция из данного региона и т.п.

Рассматривая третий критерий депрессивности – безработицу – по регионам РФ, видим, что этот показатель имеет во многом территориальную окраску. Максимальный уровень безработицы в Южном федеральном округе, и прежде всего в северокавказских республиках (Чеченская, Ингушетия, Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания). Также выше среднероссийской безработица в Сибирском федеральном округе, и за счет Сибири существенно расширяется список деградирующих территорий.

В результате обобщения критериев к ярко выраженным депрессивным территориям следует отнести, на наш взгляд, кроме Кировской, Ульяновской, Воронежской, Кировской, Курской, Саратовской областей, Приморского края, также Ставропольский край, Брянскую область, Курганскую и Ивановскую области.

Если в целом в стране в 2000–2008 гг. наблюдался довольно устойчивый экономический рост, то в ряде территорий преодолеть кризис не удалось. К сожалению, там период нестабильного политического и экономического существования слишком затянулся, и ряд депрессивных территорий уже следует причислять к отсталым субъектам РФ. Последние имеют минимальный уровень производства на душу населения, свыше 70% консолидированного бюджета формируются за счет дотаций Центра, и доля региона в производстве ВВР страны постоянно уменьшается.

Положение ряда депрессивных регионов будет улучшаться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для ряда депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д. Однако ряд регионов с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.

В 1991–1998 гг., когда особенно последовательно проводилась планово-распределительная политика в рамках рыночной экономики (при одновременном формировании высокодоходного страта населения), удельный вес сырьевых отраслей в объеме производства увеличился, а удельный вес обрабатывающих отраслей упал. С 2009 г. в условиях кризиса удельный вес топливных и сырьевых отраслей должен снижаться, а удельный вес обрабатывающих отраслей (при адекватной экономической политике) в ВВП медленно, но увеличиваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.014 с.)