ТОП 10:

Особенности парадигмального измерения политики ( Т. Кун)



Несмотря на развитие научного зна­ния содержание «политики» посто­янно остается открытым, подверга­ясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Во всей совокупности научных представлений о политике существуют такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Выражая те или иные принципы понимания политики, эти основополагающие воззрения задают направленность исследова­нию данной области действительности, служат критерием выбора методов ее исследования, выступают основанием для соответствующих обобщений и классификаций политических яв­лений. Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода теоретичес­ких построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX в. американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В наиболее общем смысле он трактовалпара­дигму как своеобразнуюлогическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ееприроду и сущность, источники формирования и развития, масштабы распрост­ранения, наиболее важные её черты и свойства этой. Воплощая различные способы объяснениятприроды и сущности политики, такие концептуальные конструкты превраща­ют политологию в мультипарадигматическую науку, в отрасль знания, допускающую различные способы теоретической интерпрета­ции политических явлений. Не все парадигмы обладают одним и тем же значением в общей картине научного зна­ния. Однако, в своей совокупности они способствуют необычайно богатому и все­стороннему описанию политики.

К настоящему моменту сформировалось несколько теоретических концептов, обладающие четко сформировавшейся способностью к целостному и специфическому описанию природы и сущности политики, - это теологическая, натуралистическая и социоцентристская парадигмы. Теологическаяпарадигма представляет собой картину политического мира, характерную для рабовладельческих и феодальных обществ преимущественно с монархической формой правления. В ее центре находится представление о сверхъестественной природе государственной власти. В средневековье это – доктрина божественного права королей. Источниками законодательства в этот период являются священные тексты (Писание и Предание), решения церковных соборов. Нормы канонического (церковного) права стоят выше норм светского права. Для этого периода характерно наличие двух центров власти в государстве – светского (император, царь, король) и религиозного (римский папа, константинопольский патриарх, глава поместной церкви). Натуралистическаяпарадигма формируется на основе представлений о естественном происхождении государства и власти. Она предполагает рассмотрение человека и общества как частей природы, а также объяснение политики с точки зрения влияния факторов природной среды (климата, географических условий, биологической природы человека, расовых и этнических различий, психических свойств и инстинктов). Она возникает в Новое время на основе идей Реформации и открытий в естествознании. Источниками законодательства является естественное право, согласно которому люди от природы равны между собой, а их права (на жизнь, на свободу и на собственность) являются неотъемлемыми и первичными по отношению к установлениям государства. В рамках натуралистической парадигмы сложились идеи общественного договора, народного суверенитета, разделения властей. Социоцентристская парадигма исходит из представления о том, что определяющее влияние на возникновение государства и на политику оказывают различные общественные условия (социальные факторы): экономика, торговля, финансы, завоевания, классовая борьба, религия, культура, идеология. Социоцентристская парадигма допускает комплексное (системное) влияние социальных факторов либо выделение одного из них в качестве решающего. Источником законодательства признается политически легитимированная воля господствующей социальной группы или народа в целом. Социоцентристская парадигма возникает в период политических революций XVIII-XIX вв., индустриализации, ускоренной урбанизации, формирования социально-классовой структуры общества и становления современных демократий.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.01 с.)