ТОП 10:

Природа, сущность, особенности функционирования политической власти



Власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная. Социальная власть проявляться в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти(Экономическая, Административно-принудительная, Духовно-информационная), причем все они могут быть использованы в политических целях. Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления и контроля вопреки оказываемому сопротивлению. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную, носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ. Общими признакамиполитической власти являются:

1. верховенство над другими видами власти, Политическая власть способна проникать во все сферы общественной жизни, может ограничивать власть экономических корпораций, влияние СМИ, других учреждений.

2. легальность, те Политическая власть основана на установленном государством законе.

3. публичный характер, т е всеобщность и безличность политической власти, которая обращается от имени всего общества или государства ко всем гражданам главным образом с помощью права.

4. ресурсность политическая власть помимо собствееных политико-правовых возможностейдля реализации целей способна привлекать экономические, социальные и другие виды ресурсов.

5.асимметричнос­ть, которая не просто характеризует доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусами подвластных ему, но и отра­жает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, пол­номочий и других параметров жизнедеятельности

6. кумулятивность, означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется прежде всего на собственные интересы (а не на потребности партнера), пы­таясь расширить зону собственного влияния и контроля.

7. инверсионность, которое свидетельствует о том, что поло­жение властвующих постоянно подрывается активностью подвласт­ных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные.

8. конструирующие свойства- власть является источником со­циальных преобразований, осознанного проектирования и коррек­тировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности.

Рациональнее рассматривать “политическую власть” как понятие, относящееся ко всем видам властных отношений в политической сфере. Хотя политическая власть прямо или косвенно связана с деятельностью легальных структур управления, она не ограничивается сферой принятия государственных решений, а присутствует во всех общественных отношениях и событиях, которые оказывают существенное влияние на жизнь социальной общности (общества) в целом. В данной интерпретации “политическая власть” представляет собой достаточно широкое понятие, охватывающее и нелегальные (нелегитимные) формы отношений, и негосударственные формы деятельности. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Среди них можно выделить следующие:

Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации (должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.).

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным. Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение.

К способам властвования в политическом пространстве обычно относят силу, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет Эти виды власти различаются по источникам подчинения объекта субъекту. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на тело или психику объекта или ограничить его потенциальные действия.

В случае принуждения источником подчинения выступает угроза использования негативных санкций в случае отказа повиноваться команде.

При побуждении источником власти является вознаграждение, которое получает объект от субъекта в обмен на подчинение.

Источником власти в форме убеждения выступают аргументы, которыми обладает субъект и может использовать для достижения подчинения объекта. При манипуляции источник подчинения объекта субъекту связан со способностью субъекта оказать скрытое влияние на объект, не осознаваемое объектом.

Источником подчинения при авторитете выступают какие-то характеристики (свойства) субъекта или его статус, которые делают объект обязанным принять команду субъекта независимо от ее содержания

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

- регуляция общественных отношений (между государством и партиями, между группами людей и тд).

- организации общественного производства.

- подчинение всех членов общества (государства) единой воле.

-анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;

-определение собственной стратегии и частных, тактических задач;

-репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;

-присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);

-распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);

-преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.126 (0.008 с.)