ТОП 10:

Теоретические подходы к анализу политической системы



Модель политической системы Истона. Истон одним из 1ых применил принцип системного анализа в политической науке. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия «вход» и «выход». На «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку.Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы. Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на «выходе» в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. Вход и выход составляют непрерывный цикл, который называют «петлей обратной связи». Обратная связь это и производство выходов властями и реакция членов общества на них и передача информации об этой реакции властям и возможные последующие действия властей. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности. Существует 2 вида легитимности:

- диффузная – эмоциональная, являющаяся более устойчивой и может проявлятся в поддержке системы даже в условиях кризиса.

- инструментальная – является более кратковременной и орентированна на результат в виде поощрения.

Окружение политической системы бывает интросоциетальным и экстрасоциетальным. Интрасоциетальные системы включают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Они являются функциональными сегментами общества, компонентом которого является и сама политическая система. Экстрасоциетальные, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества.

Функциональная модель Г. Алмонда.В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня, связывая различные функции макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов. Первый блок - 'уровень процесса', связан со 'входом', то есть с воздействием среды на политическую систему, и осуществляет функции: 1) артикуляции интересов (групповые объединения); 2) агрегирования интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы). На этом же уровне у Алмонда происходит по сути и 'конверсия' интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов. Во втором блоке - 'уровне системы', происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения.Здесь осуществляются следующие функции: 1) функция социализациииндивидов к стандартам и ценностям политической системы (институт церкви, семьи и школы); 2) функция рекрутированиясторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью; 3), это функция политической коммуникации,которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций. И в завершающем третьем блоке - 'уровне управления', решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества: 1) их 'добыванием', как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец, 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.). Далее, через обратную связь 'цикл' замыкается, как и в модели Д. Истона, поскольку результаты деятельности 'блока управления', регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы.

Парсонс Т. Парсонс определил организацию как комплексную социальную систему, которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций. Подсистемами организации являются: формальная и неформальная структуры, статусы, роли, физическое окружение. Связывают эти элементы коммуникация, равновесие и принятие решений.

1. Под коммуникацией понимается метод, посредством которого в различных частях системы вызываются действия, обеспечиваются контроль и координация.

2. Равновесие рассматривается как механизм стабилизации организационного целого, его адаптации к изменяющимся условиям с целью гармонизации потребностей и установок индивидов и требований организации.

3. Процесс принятия решений - важное средство регулирования и стратегического руководства.Все вместе это определяется как организационная система, главным интегрирующим фактором которой является цель, а стабилизирующим — институциональные стандарты, определяющие роли участников.

Парсонс выдвинул идею четырех функциональных императивов, реализация которых обеспечивает нормальное состояние и развитие системы: функция достижения целей; адаптация системы по отношению к внешней среде; интеграция системы; регулирование скрытых напряжений.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.006 с.)