ТОП 10:

Демократия: теоретические основания и прикладные аспекты



Демократия – это государственно-политическое устройство общества, основанное на признании народа в качестве источника верховной власти и его права участвовать в решении государственных дел. В качестве основных теоретических трактовок демократии можно приветси следующие:

Сторонники «ценностного» подхода рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К сторонникам ценностного подхода относятся и приверженцы философии Ж.Ж. Руссо, понимавшие демократию как форму выражения всевластия суверенного народа, который как политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности и предполагает исключительно прямые формы народного волеизъявления.

Институциональный подход.Равенство на участие во власти сторонники данного подхода распространяли на всех людей без исключения. Государство же при таком понимании демократии рассматривалось как нейтральный институт, основные функции и полномочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод.

М. Вебер плебисцитарно-вождистская теория демократии. Дмократия представляет собой «средство» властвования, полностью обесценивающее все понятия «народного суверенитета», общей «воли народа» и т.п. Т. к. характерные для нее прямые формы политического волеизъявления возможны только в строго ограниченных пределах. Любая же организация представительства интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за властью и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

И. Шумпетер теорияэгалитарного элитизма.В соответствии с ней свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сторонникиплюрализма. В этой концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. При всем многообразии современных демократических режимов можно выделить их наиболее общие признаки.

1. Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти. Это означает, что только народ имеет право выбирать своих представителей власти и может периодически сменять их. А в некоторых странах имеет также право непосредственно участвовать в подготовке и принятии законов с помощью референдумов и народных инициатив.

2. Проведение свободных альтернативных выборов, предполагающих соблюдение некоторых важнейших условий:

а) свободу выдвижения кандидатур и равные возможности ведения пропаганды во время избирательной кампании;

б) соблюдение всеобщего и равного избирательного права;

в) свободное и тайное голосование, равенство всех в получении достоверной информации.

3. Периодическая выборность основных органов государственной власти.

4. Отсутствие монополии на власть любой политической структуры, наличие легальной оппозиции.

5. Политический и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.

6. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью создания механизма сдержек и противовесов, не дающего ни одной из них занять доминирующее положение в государстве.

7. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни, формирование правового государства и гражданского общества. Равенство граждан перед законом, защита личности от своеволия власти и власти от личности.

8. Предоставление гражданам широкого перечня политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, а также юридических гарантий их реализации.

9. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получения полной информации о принимаемых решениях, а также право контроля за деятельностью государственных органов.

10. Конституционализм, который обязует власть и граждан придерживаться конституции, подчиняться действующей юрисдикции, независимому конституционному контролю.

Демократия может осуществляться в фомре прямой или представительной.

Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации реше­ний.

Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их предста­вителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема пред­ставительной демократии связана с обеспечением репрезентативно­сти политического выбора, т.е. с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения. Переходя к описанию реальной демократии Даль приводит краткий перечень политических институтов современной пред­ставительной демократии таков:

1. Выборность должностных лиц.Конституционный контроль за решениями, принимаемыми правительством, осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражда­нами. Таким образом, современное демократическое прави­тельство страны имеет представительный характер.

2. Свободные, честные, часто проводимые выборы.

3. Свобода выражения.Граждане, не опасаясь сурового наказа­ния, имеют право выражать свои взгляды, а также критиковать правительство, режим и т д.

4. Доступ к альтернативным источникам информации.Более того, уже существующие источники информации, не контролируемые правительством или ка­кой-либо одной политической группой, старающейся повлиять на общественно-политические взгляды и отношения, на­ходятся под эффективной защитой закона.

5. Автономия ассоциаций.Граждане для защиты своих разнооб­разных прав имеют также право образовывать относительно независимые сообщества, по­литические партии и «группы интересов».

6. Всеобщие гражданские права.

Однако Долб отмечает, что перечисленные шесть политических институтов в со­вокупности представляют собой новый вид политичес­кой системы, но и новый вид народовластия, никогда прежде не существовавший. Поэтому он заслуживает собственного названия. Современный вид демократи­ческого правления в масштабах целой страны он называет полиархическойдемократией.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.006 с.)