Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И возможности его использования в российских условиях

Поиск

7.1. Опыт работы ведущих зарубежных инновационных университетов

 

Методы работы зарубежных вузов изучались 30 лет [ 1-4 ] с использованием для этого:

– многочисленных отчетов о длительных научных стажировках и ко­мандировках со­ветских и российских ученых в ведущих университетах всего мира за десятки лет;

– загранкомандировок и участия в международных программах сотрудничества России с ведущими странами Западной Европы и США, в том числе обу­чения на месячных курсах в Кембридже и 9-месячной научной стажировки в Лидском универси­тете Велико­бри­та­нии, обуче­ния в Евро­пейском институте экологически чис­той энерге­тики в Дании, месяч­ной ста­жировки по про­грамме «Бизнес для России» в США в крупнейшей англо-американс­кой ком­пании, участия в российско-датском сотрудничест­ве в сфере энергосбережения, во Все­мир­ных са­лонах изо­бретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюс­сель-Эври­ка», в зарубеж­ных и российских инновационных форумах, выставках и т. д.

В результате сделаны 8 выводов, поз­воляющих эффективно ис­поль­зовать луч­ший ми­ровой опыт и потенциал ТГПУ им. Л. Н. Толстого для комплексного реше­ния при рыноч­ной экономике проб­лем техноло­го-экономи­ческого и гуманитарного образова­ния, улучше­ния трудо­уст­ройства и карь­еры студентов и выпускников, повышения их конкуренто­способнос­ти и до­ходов, а также до­ходов университета при минимальных затратах средств и времени.

Вывод 1. Как правило, образовательная деятельность вузов всех стран финансируется по ос­таточ­ному принципу, а все покупатели образовательных услуг стремятся платить за них меньше. Поэтому из-за сильной конкуренции вузам трудно обеспе­чить рост конкурентоспо­собности и доходов, оказывая образовательные услуги только традиционными методами.

Вывод 2. Главная причина успеха и высокой конкурентоспособно­сти ряда знаменитых университетов зарубежных стран – целенаправленная подготовка всех желающих студен­тов к трудо­устройству на лучших должностях, к ус­пешной работе, карь­ере и бизнесу в выб­ран­ных ими на­прав­лениях и фирмах за счет их обучения по разработанным с учетом их жела­ний ин­ди­виду­альным целевым програм­мам и их поддержки университетом при трудоуст­ройст­ве и работе (путем организации самых эффективных при рыночной экономике видов их за­кон­ного взаи­мовы­годного сотрудничества с университетом и с другими выпускниками), что:

- намного повышает их конкурентоспособность при трудоустройстве в любых фирмах;

- улучшает доходы и карьеру этих выпускников эффективными законными способами;

- резко уменьшает их расходы и риски при любой предпринимательской деятельности.

Например, при 3-летней подготовке бакалавров в Лидском университете Великобри­та­нии студенты могут вы­бирать на первом курсе до 25 % учебных дисциплин, на вто­ром курсе – до 50 %, а на третьем курсе – до 80%, получать помощь университета при полу­чении зада­ний и заказов от фирм уже во время обучения и поддержку для трудо­устройства и со­трудни­чества с другими выпу­скниками, что улучшает их будущее и повышает доходы. В ре­зультате многие уже во время обучения получают опыт ра­боты и зарплату, а затем, как пра­вило, имеют лучшие должнос­ти и доходы. Этому спо­собст­вует их со­труд­ничество с уни­вер­си­те­том и с дру­гими выпускниками на взаи­мовыгодной основе, так как такое со­труд­ни­че­ство помогает им быстрее и проще получить большие «связи» и лучшую работу в любых стра­нах (ведь при трудоустройстве и работе они используют сотрудничество со своим университетом и очень многими его выпускниками на заранее согласованных взаимовыгодных условиях).

Известно также, что конкурентоспособность на рынке труда и доходы других выпуск­ников этих уни­верситетов, которые обу­чались по стандартным программам без учета специ­фики бу­дущей работы и сами ищут ра­боту и решают все свои про­блемы, часто бывают ниже.

Большинство других вузов не предоставляют студентам возможностей учиться по ин­дивидуальным программам в целях максимального повышения своей конкурентоспособ­но­сти при трудоустройстве за счет учета требований и специфики выбранных ими фирм. По­этому получение их дипломов не всегда дает выпускникам боль­шие преимущества при тру­доустройстве, если у них нет практического опыта и стажа работы. В результате не все их выпу­ск­ники имеют интересную и хорошо оплачиваемую работу по специальности и карьеру.

Вывод 3. Еще одна причина успеха и высокой конкурентоспособно­сти самых из­вест­ных университетов – постоянное взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом, что позво­ляет:

– лучше использовать по­тенциал университетов за счет ко­ор­ди­нации и улучшения учебной, научно-исследо­вательской и профориен­тационной ра­боты с применением мирового опыта и повысить их роль как центров науки, образования, культуры и подготовки к бизнесу;

– реально поддерживать многих выпускников и законно увеличивать доходы вузов;

– вести целевую подготовку многих студентов с любого курса по индивиду­аль­ным про­г­рам­мам к выполнению работ для фирм и к самым востребован­ным и интересую­щим моло­дежь ви­дам деятельности, что сильно повышает при­влекательность вуза для аби­туриен­тов, мо­ти­вацию при обучении, их конкурентоспособность на рынке труда и уровень жизни.

Вывод 4. В ведущих университетах Великобритании каждый студент имеет индиви­ду­ального наставника (тьютора), который постоянно помогает ему:

– ре­шать все проблемы учебы и студен­ческой жизни, целенаправленно гото­виться к ус­пешной профес­сио­нальной деятельности и к началу собст­венного бизнеса при минимуме своих затрат средств, труда и рисков на основе использования возможностей университета;

– резко по­высить конкурентоспособность и до­ходы при трудоуст­ройстве и карьере;

– лучше использовать возможности университета и многих его выпускников для по­лу­чения лучшей работы и большего законного дохода при трудоустройстве, работе и бизнесе на основе эффективных при рыночной экономике форм взаимовыгодного сотрудничества.

Это важно для студентов в условиях рыночной экономики по следующим причинам.

Во-первых, как показал выполненный автором анализ, фирмы ведущих зарубежных стран обычно имеют для всех должностей описание требований к необходимым знаниям и практическим навыкам работников, без которых трудоустройство на них почти невозможно. Эти требова­ния заранее сообщаются всем желающим, в результате чего на собеседования как правило приходят лишь имеющие необходимые для трудоустройства знания и практи­че­ские навыки, а другие соискатели имеют возможность целенаправленно обеспечить свое со­ответствие ука­занным требованиям, используя различные курсы и другие способы.

Это резко повышает значение правильного выбора студентами необходимых им для будущего успеха учебных дисциплин из числа предлагаемых вузом (для изучения, обес­пече­ния луч­шего трудоустройства, успешной работы и карьеры и повышения их доходов), так как без выполне­ния таких требований работодателей выпускникам очень трудно устроиться на большинство долж­нос­тей, осо­бенно привлекатель­ных для молодежи и лучше оплачиваемых.

В связи с этим школьники, студенты и их семьи в ведущих зарубежных странах вы­ну­ждены как можно раньше и точнее выбирать направления будущей профессиональной дея­тельности и должности для последующего трудоустройства, чтобы максимально исполь­зо­вать обучение в школах и вузах для целенаправленного получения знаний и практических навыков, необходимых для получения хорошей работы и реализации своей мечты. В этом каждому студенту квалифицированно помогает его индиви­дуальный наставник (тьютор).

Во-вторых, в связи с описанными в этом пособии и другими основными требова­ниями работодателей, вполне закономерными в условиях рыночной экономики, молодые люди и их семьи вынуждены как можно раньше задумываться и о том, как и где можно мак­симально использовать свой потенциал и возможности своей семьи для повышения эффек­тивности своей будущей работы, так как без этого трудно получить интересную и хорошо оплачивае­мую работу, а тем более – начать успешную предпринимательскую деятельность при мини­мально возможных собственных затратах и рисках. Но зачастую им не хватает нужных для правильного решения этой проблемы профессиональных знаний и опыта, по­этому квалифи­цированная практическая помощь студенту его индиви­дуального наставника очень важна и помогает студенту сделать правильный выбор, влияющий на его будущее.

В-третьих, индиви­дуальный наставник студента (тьютор) помогает ему в трудоуст­рой­стве, информируя фирмы об уровне его подготовки и его деловых и других качествах.

В-четвертых, индиви­дуальный наставник студента (тьютор) помогает ему лучше под­готовиться к трудоуст­ройству для получения более привлекательной и лучше оплачиваемой должности в фирме, в том числе с использованием для этого возможностей университета.

В-пятых, индиви­дуальный наставник (тьютор) помогает выпускнику организовать со­трудничество с университетом и другими выпускниками за счет эф­фективных при рыноч­ной экономике форм взаимовыгодного партнерства, облегчающих работу и карьеру выпускников.

Вывод 5. Ряд кафедр ведущих зарубежных университетов помогают студен­там лучше использовать потенциал своих семей для улучшения карьеры, доходов и предприниматель­ской деятельности за счет получения дополнительных возможностей на основе использова­ния потенциала сотрудничества науки с производством и бизнесом с применением самых эффективных при рыночной экономике законных методов, которые эффективны и в России.

Вывод 6. Основные внебюджетные доходы ряда университетов, повышение кон­курса в них, заработной платы и возможностей для развития обеспечиваются их активным учас­тием в раз­ра­ботке и внедрении новой продукции и в разнообразных программах своих стран.

Вывод 7. Методы инновационной деятельно­сти, приме­няемые ведущими вузами За­падной Ев­ропы и Рос­сии, по­хожи, просты, доступны и обычно включают 4 основных этапа:

1 – подбор перспективного направ­ле­ния;

2 – подбор одного или нескольких партнеров из числа предприятий и орга­низаций;

3 – подписание с ними договоров о сотрудничестве, в неко­торых из которых преду­сматривается создание совместных фирм, фили­алов кафедр и т. д.;

4 – участие в обеспечении эффективного со­трудничества и в распределе­нии прибыли.

Самые преуспевающие в условиях рыночной экономики универси­теты используют ин­новационную деятельность для улучшения своего финансирования, конкурса абитуриен­тов, имиджа и т. д., так как в мире отработан ряд методов успешного решения этих задач.

Вывод 8. Многие вузы широко используют три формы участия в разра­ботке и внедре­нии новой продукции и в реализации муници­пальных, ре­гиональных и других программ:

1) бесплатное выполнение работ, что наиболее распространено, но ниче­го не дает в фи­нансовом плане вузу и его сотрудникам;

2) выполнение хоздоговорных работ, при которых вуз и его сотруд­ники часто по­лу­чают только малую часть прибыли от сотрудничества и лишь короткое время;

3) самую выгодную вузам форму инновационной деятельности – организацию со­вме­ст­ной с предприятиями разработки, производ­ства и внедрения наукоемкой продукции.

Методы инновационной деятельности, повышения до­хо­дов и конкурса в регио­наль­ных вузах Западной Европы и России похожи и многооб­разны. Напри­мер, к ним относятся:

1 – договора о сотрудничестве вузов с любыми предприятиями, организациями и т. д.;

2 – создание филиалов кафедр и факультетов на предприятиях;

3 – выполнение договоров с участием специалистов фирм и преподавателей вуза;

4 – создание совместных фирм с участием предприятий, вузов и их ведущих со­труд­ни­ков, что приносит ву­зам самый большой доход от любой инновационной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.009 с.)