Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спонсорство как внебюджетный источник материального обеспечения физической культуры и спорта

Поиск

Функционирование и дальнейшее развитие физической культу­ры и спорта в условиях рыночной экономики предполагает посто­янный поиск дополнительных источников финансирования и ма­териального обеспечения, одним из которых является спонсорство.

Спонсорство в сфере физической культуры и спортаэто взаи­модействие спонсора и спонсируемого с возможным участием раз­личных посредников, в процессе которого физкулътурно-спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализа­ции маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продук­ции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания.

Взаимодействие спонсора и спонсируемого является результа­том осознания социальной ответственности, как правило, зако­нодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и име­ет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгод­ность, долгосрочность и инновационность.

Субъекты спонсорства

Одним из важнейших оснований классификации субъектов спонсорства является близость их продукции к отрасли «физиче-


 




екая культура и спорт». По этому основанию можно выделить пять групп спонсоров:

1) фирмы, производящие продукцию спортивного назначения, в первую очередь спортивные товары (зарубежные — АсШаз, №ке, КееЬок и др., российские — АО «Спортпром», Воронежское ПО «Спорт», «Спортинтерпром» и др.);

2) фирмы, производящие близкую (продукты питания, сред­ства личной гигиены и т.п.) спорту продукцию (зарубежные — Соса-Со1а, Рер$1, Магз, ОШеИе и др., российские — АО «Россий­ский фермер», «Некрафвская минеральная вода» и др.);

3) фирмы, производящие продукцию, имеющую косвенное (авиакомпании, банки, страховые компании и т.п.) отноше­ние к спорту (зарубежные — Ртпап, БеИа, Сапоп, Риц-РНт и др.; российские — Сберегательный банк Российской Федера­ции, банк «Национальный кредит», «Интурбанк», Балтийский банк и др.);

4) фирмы, производящие далекую от спорта продукцию (за­рубежные — 51етеп5, 2ер1ег, МоЪП, Спке1 и др.; российские — Газпром, НПО «Энергия», «Уралмаш», АО «Рыбинские моторы», Ярославский шинный завод, Тульский комбайновый завод, «Сиб-тяжмаш», Уренгойгазпром и др.);

5) фирмы, производящие несовместимую со спортом про­дукцию (зарубежные — 5 питой", Ма§па, Ь&М и др.; россий­ские — Ярославская табачная фабрика «Балканская звезда», «Ис­ток» и др.).

Объекты спонсорства

Традиционно в качестве основных объектов спонсорства в от­расли «физическая культура и спорт» выступают: 1) организаци­онные единицы отрасли — национальные олимпийские комитеты, федерации по видам спорта, спортивные клубы, команды, отдель­ные спортсмены и т.п.; 2) спортивные соревнования различного ранга; 3) различные уровни развития спорта — спорт высших дос­тижений, резервный спорт, массовый спорт и т.д.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что комплекс­ным объектом спонсорства в отрасли «физическая культура и спорт» является конкретный вид спорта.

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась струк­тура наиболее предпочитаемых для спонсоров видов спорта. При­оритетом в этом списке пользуются футбол, теннис, автомобиль­ный, велосипедный спорт, баскетбол, легкая атлетика, лыжный, парусный, конный спорт и др.

Россия не представляет в этом отношении исключения. Вместе с тем для нашей страны характерны и некоторые особенности в выборе видов спорта для спонсорства. Так, в России спонсорскую поддержку получают такие виды спорта (например, армреслинг,


шахматы и др.), которые по разным причинам не могут рассчи­тывать на нее в зарубежных странах.

Различные субъекты по-разному подходят к выбору конкретного вида спорта как объекта спонсорства.

Представители ВМ\Л/, например, свой выбор обосновывают тем, что для спонсора содержание вида спорта определяется не столько моторными двигательными процессами и сводами правил, сколько идеями, эмоциями, различного рода «дополнительными оттенками», позволяющими влиять на поведение занимающихся и зрителей, ус­танавливать коммуникативные связи и отношения. В связи с этим для спонсорства фирма избрала гольф, теннис, парусный спорт, скач­ки и горнолыжный спорт. Этот выбор был основан на следующих основных соображениях: 1) в данных видах спорта ярко выражен определенный стиль жизни; 2) данные виды спорта достаточно чет­ко соответствуют определенным целевым группам потребителей; 3) компонентами имиджа тенниса, скачек, гольфа и горнолыжного спорта являются международная атмосфера, исключительность, престижность, современность, а также «потребление» их обеспечен­ными людьми и «сильными» личностями; 4) компонентами имиджа парусного спорта и гольфа являются эстетичность, элегантность, наслаждение, серьезность и др.

Посредники спонсорства

Важнейшими обстоятельствами необходимости использования посредничества в спонсорской деятельности являются следующие: во-первых, спорт в условиях рыночной экономики должен быть не просто пассивным объектом спонсорства, но активно «предла­гать» себя, не торгуя, однако, своими идеалами, свободой и не­зависимостью; во-вторых, у сторон возможных спонсорских от­ношений зачастую отсутствуют необходимые ноу-хау, опыт реа­лизации взаимных услуг, представления об экономической эф­фективности совместной деятельности и т. д.

К числу посредников спонсорской деятельности относят про­фессиональные посреднические агентства, научно-исследователь­ские учреждения, розничную специализированную торговлю и средства массовой информации.

Механизм спонсорства

Спонсорская деятельность осуществляется с использованием специфического механизма, элементами которого являются пла­нирование, организация, проведение и контроль спонсорских мероприятий.

Планирование спонсорства подразумевает определение: общих (повышение/стабилизация известности фирмы или про­дукта; мотивация внутрифирменного сотрудничества; создание сравнительных конкурентных преимуществ и др.) и специфичес-


 




ких (увеличение сбыта на различных сегментах рынка; экспертиза качества спортивных товаров в условиях соревновательной борь­бы и др.) целей спонсора;

спонсорской стратегии: выбор конкретного субъекта и объекта спонсорства; содержание спонсорской посылки (товарный знак, лозунг и т.п.);

спектра «встречных услуг», оказываемых спонсору (размеще­ние товарного знака на спортивных сооружениях, спортивной форме и т.п.; присвоение официальных титулов; предоставление права на проведение.спортивного мероприятия и т.д.);

объема и конкретных форм (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) спонсорской поддержки и др.

Неотъемлемой составной частью планирования является раз­работка сметы спонсорства.

Организация спонсорства включает:

назначение координатора (подразделения, сотрудника), в ос­новные обязанности которого входит планирование спонсорской деятельности;

изучение позиции (места размещения) спонсорской посылки на спортивном сооружении, оборудовании, форме и т.д. с учетом специфики вида спорта и трансляции спортивных соревнований по телевидению;

регистрацию поступающих предложений о спонсорстве, их классификацию, анализ и т.д.; и др.

Контроль спонсорства принято подразделять на:

контроль процесса (спонсорский аудит), который предназна­чен для текущей проверки реализации общей стратегии и конк­ретных мероприятий с целью выявления и внесения корректив в ошибочные решения и действия;

контроль результата спонсорства, призванный дать ответы на вопросы о том, в какой степени реализованы цели спонсорства и в какой мере отдельные мероприятия способствовали достижению этих целей.

Налоговые и иные льготы

С целью привлечения дополнительных средств в отрасль «фи­зическая культура и спорт», стимулирования расширения объема предоставляемых ею услуг, укрепления материально-технической базы и т.п. законодательством устанавливаются определенные на­логовые и иные льготы. Отнесение данного источника к внебюд­жетному финансированию физической культуры и спорта доста­точно условно, так как сохраненная таким образом для налого­плательщика сумма денег является вычетом из возможных поступ­лений в государственный бюджет. Вместе с тем льготы в налого­обложении не являются прямыми государственными расходами.


К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных орга­низаций в настоящее время относятся следующие.

V Учреждения физической культуры и спорта, туризма, спор­тивно-оздоровительной направленности и физкультурно-спортив-ные сооружения (за исключением деятельности физкультурно-спортивных сооружений и учреждений не по профилю) незави­симо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

V Средства, поступающие в некоммерческие физкультурно-спортивные организации (федерации по видам спорта, спортив­ные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, це­левых отчислений, добровольных пожертвований и т.д. и предна­значенные для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагаются налогом на прибыль.

V Сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физ-культурно-спортивной организации независимо от ее организаци­онно-правовой формы может быть уменьшена на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций.

V Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь физкультурно-спортивным организациям, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3 % от налогообла­гаемой базы.

V Не подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) следующие операции: реализация физкультурно-спортивными организациями входных билетов на проводимые спортивно-зре­лищные мероприятия, а также оказание услуг аренды спортив­ных сооружений для проведения указанных мероприятий; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в круж­ках и секциях (включая спортивные) и др.

V Российское законодательство устанавливает льготы в нало­гообложении не только для физкультурно-спортивных и иных орга­низаций, но и для физических лиц. Так, в соответствии с Феде­ральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) и частью II Налогового кодекса Российской Федерации (2000 г.) в совокупный облагаемый доход при налого­обложении с физических лиц не включаются:

стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и ра­ботниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тре­нировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

премии и призы (в денежной и натуральной формах), получа­емые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от орга­низаторов указанных спортивных соревнований, а также (на ос­новании постановлений Правительства Российской Федерации)


 




на чемпионатах и кубках Российской Федерации — от организа­торов этих спортивных соревнований.

Различные по характеру налоговые льготы устанавливаются для физкультурно-спортивных организаций и в других странах мира.

Так, Федеральный Совет Швейцарии принял решение об осво­бождении Международного олимпийского комитета и Олимпийского музея от уплаты налога на добавленную стоимость при совершении любых финансовых операций между МОК и международными спортивными федерациями, связанных с доходами от использова­ния прав, включаягправа на телетрансляции с Олимпийских игр.

По своему экономическому содержанию к налоговым примы­кают и иные льготы, установленные в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации различными нормативно-пра­вовыми актами.

Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Рос­сийской Федерации» (1999 г.), например, предусмотрено:

бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходя­щих подготовку в группах спортивного совершенствования и выс­шего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олим­пийского резерва (ст. 9);

обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью обуча­ющихся в образовательных учреждениях среднего и высшего про­фессионального образования в области физической культуры и спорта и преподавателей спортивных дисциплин (ст. 29);

льготное содержание (тарифы на газ, электрическую и тепло­вую энергию, водоснабжение и т.п., установленные для населе­ния; тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, установленные для бюджетных организаций) спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта (ст. 33) и др.

Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.013 с.)