Общая характеристика правового регулирования доходов государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика правового регулирования доходов государства.



 

Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

 

Государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

 

К централизованным доходам относят:

 

- Доходы государственного бюджета;

- Доходы бюджетов субъектов РФ;

- Средства государственных внебюджетных фондов.

 

Децентрализованные доходы – это: доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ.

 

Муниципальные (местные) доходы также являются частью национального дохода и служат для решения местных вопросов, но в понятие «государственные доходы» они не включаются, поскольку в соответствии со ст 12 Конституции РФ местные органы не входят в систему государственных органов.

 

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на добровольные и обязательные (налоговые и неналоговые платежи).

 

Понятие налогов, их роль и система.

В условиях перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни России. Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития.

 

Налоги в финансово-правовом аспекте - это обязательные и по юридической форме индивидуально-безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т. е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.

 

Согласно ст. 8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8 НК РФ) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

 

 

Роль налогов в государстве и обществе состоит в следующем. Основная их роль - фискальная (от лат. fiscus - казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

 

Вместе с тем в налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Так, налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения (дифференциация ставок, предоставление льгот и др.). Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Порядок налогообложения может отразить признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и РФ и т. д.).

 

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за правомерностью получения доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

 

НК РФ объединяет в единую налоговую систему налоги, сборы и государственную пошлину. В соответствии со ст. 13 - 15 НК РФ, вступившими в силу с 1 января 2005 г., в эту систему входит 15 платежей. Классифицировать налоговые платежи можно по следующим основаниям:

 

1) По субъектам (плательщикам):

а) налоги с организаций (например, налог на прибыль организаций);

 

б) налоги с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц).

 

2) В зависимости от направления использования:

а) налоги общего значения. Зачисляются в бюджет как общий денежный фонд и используются при его исполнении без привязки к конкретным мероприятиям. К ним относится большая часть налогов.

 

б) целевые налоги. Зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды).

 

3) В зависимости от формы возложения налогового бремени:

а) прямые. Это налоги, которые непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

 

б) косвенные. Это налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связаны непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти услуги или товары по ценам, повышенным на сумму косвенного налога (например, акцизы, налог на добавленную стоимость).

 

С учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления гл. 2 НК РФ подразделяет налоги на 3 уровня:

 

1) Федеральные. Их отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это не исключает их зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты другого уровня. В соответствии со ст. 13 НК РФ к ним отнесены: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц; единый социальный налог и др.

2) Региональные (налоги субъектов Федерации). Как и федеральные налоги, они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Однако их конкретные ставки, порядок и сроки уплаты определяются органами государственной власти субъектов РФ в установленных федеральным законодательством пределах. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты. К ним ст. 14 НК РФ относит налог на имущество организаций, транспортный налог и др.

3) Местные налоги и сборы. Они также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ. Эти налоги и сборы относятся к источникам доходов местных бюджетов. В соответствии со ст. 15 НК РФ к ним относятся: налог на имущество физических лиц и земельный налог.

 

Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотренные в нем региональные или местные налоги и сборы не могут устанавливаться на территории России (п. 6 ст. 12 НК РФ).

 

Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогообложения.

 

Введение в действие установленных налогов и сборов с указанием его конкретного срока производится правовыми актами федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответственно их компетенции, определенной НК РФ (ст. 12).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.009 с.)