Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность и защита прав налогоплательщиков.

Поиск

Исполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. Среди них: применение установленных законодательством санкций (в форме штрафа) как мер ответственности за налоговые правонарушения, а также мер к принудительному взысканию недоимок по налогам. Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам с наложением ареста на имущество налогоплательщика (гл. 11 НК РФ). Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день. Принудительное взыскание недоимки по налогу и суммы пеней производится с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном (ст. 45 и 75 НК РФ).

 

НК РФ (раздел 4) ввел понятия налогового правонарушения и налоговой санкции. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность НК РФ (ст. 106).

 

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Срок давности применения ответственности за совершение налоговых правонарушений составляет 3 года. Среди налоговых правонарушений называются: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредоставление налоговой декларации и иных документов, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и др.

 

Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 руб. до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 10 до 40%). Налоговые санкции применяются по решению налоговых органов. В случае обжалования налогоплательщиком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда. Это относится ко всем налогоплательщикам - и к организациям, и к физическим лицам.

 

За совершенные в сфере налогообложения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ). Привлечение организаций к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

 

Так, КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц организаций в виде административного штрафа за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; срока предоставления декларации; за непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.3 - 15.6).

 

При нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) законодательство предусматривает возможность их защиты в судебном или административном порядке. К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов относится обжалование действий налоговых органов. НК РФ закрепляет право каждого налогоплательщика (или налогового агента) обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, они нарушают его права. По усмотрению налогоплательщика с жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу), т. е. в административном (внесудебном) порядке, или в суд.

 

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. При этом жалоба в административном порядке не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В порядке, предусмотренном федеральным законодательством, могут быть обжалованы и нормативные акты налоговых органов.

 

Организации и граждане при использовании судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях согласно АПК РФ (ст. 4, 26, 29) вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К организациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит организации, как имеющие, так и не имеющие статус юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статус индивидуального предпринимателя, с учетом подведомственности арбитражному суду в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При других обстоятельствах граждане могут подать исковые заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Рассмотрение этих дел производится в порядке гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных вышеназванным законодательством.

 

Важная роль в защите прав налогоплательщиков принадлежит Конституционному Суду РФ, в компетенцию которого входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов. Он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав. Это относится и к сфере налоговых правоотношений.

 

При использовании административного порядка обжалования действий налоговых органов жалоба на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Этот срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины его пропуска. Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее 1 месяца со дня ее получения. О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в письменной форме в течение 3 дней. Однако подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но налоговый орган (должностное лицо) вправе приостановить полностью или частично их исполнение, если имеются достаточные основания считать данные акты или действия не соответствующими законодательству.

 

Существенной стороной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков являются предусмотренные законодательством гарантии возмещения им убытков, причиненных неправомерными действиями (решениями) или бездействием работников налоговых органов. Эти убытки должны возмещаться за счет средств федерального бюджета (ст. 35 НК РФ). В целях защиты своих прав налогоплательщик может обратиться в органы прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за исполнением законов, включая и налоговое законодательство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.011 с.)