Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.3. Правовые основы валютного контроля.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие валютного контроля. Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (гл. III). Помимо него, в этой сфере действуют нормы ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О банках и банковской деятельности", ТК РФ, подзаконные акты.
Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.
Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона "О Правительстве РФ"). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.
Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обеспечивая их взаимодействие с такими агентами валютного контроля, как уполномоченные банки.
Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.
Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее - Министерство РФ по налогам и сборам), являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. "О налоговых органах РФ").
Органы валютного контроля, в отличие от агентов валютного контроля, наделены правом издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
К исключительной компетенции органов валютного контроля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
К исключительной компетенции агентов валютного контроля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать и получать:
1) от резидентов и нерезидентов документы (копии), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность физического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) документы, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезидентов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов);
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
5) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.
Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля;
в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
ГЛОССАРИЙ.
А
Акт ревизии – документ, составляемый в результате контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, в котором содержатся документально подтвержденные фактические данные, выводы о законности, эффективности и целесообразности произведенных затрат, отмечаются недостатки с указанием их причин и виновных лиц, суммы причиненного ущерба. акт подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), а также руководителем ревизуемой организации и ее главным бухгалтером.
Акты финансово-правовые – принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют и отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений, являются правовой формой финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Подразделяются по юридическим свойствам на нормативные и индивидуальные, по юридической природе – на законодательные и подзаконные. Своим содержанием среди финансово-правовых актов отличаются финансово-плановые акты, т. е. акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержащие конкретные задания в области финансов на определенный период. Являясь планами по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов (бюджет государства, муниципального образования, смета доходов и расходов бюджетного учреждения, финансовый план предприятия и др.), они утверждаются в установленном порядке.
Аудиторский финансовый контроль – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в виде предпринимательской деятельности, именуемой аудиторской. Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Ее осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. В указанных законодательством случаях предусматривается обязательность аудита.
Б
Бюджет. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты – центральное звено финансовой системы страны. В материальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или муниципального образования денежный фонд, который формируется в целях обеспечения финансовыми ресурсами выполнения общезначимых государственных и муниципальных задач. Сущность бюджета проявляется в тех экономических (денежных) отношениях, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием названных денежных фондов. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждаются в форме соответствующего закона, местные бюджеты – в форме решения органа местного самоуправления. С позиции права собственности средства бюджета входят в состав казны, соответственно – федеральной, субъекта РФ или муниципального образования.
Бюджетная классификация – законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация раскрывается в гл. 4 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Бюджетная компетенция (права, полномочия) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований – это принадлежащие им в лице соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления полномочия по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на совей территории в определенных законодательством пределах. Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований определены в гл. 2 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетная система (структура) РФ – установленная нормами права (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ) совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и действии местного самоуправления. Бюджетная система РФ раскрывается в гл. 3 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетное обязательство – расходное обязательство, исполнение которого предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетное устройство – это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы (гл. 5 Бюджетного кодекса РФ), ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. К бюджетным учреждениям относятся школы, вузы, больницы и др. Бюджетное учреждение в процессе исполнения бюджета является получателем бюджетных средств.
Бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс регламентируется частью третьей Бюджетного кодекса РФ.
В
Валюта – это денежная единица конкретной страны (национальная валюта), денежные знаки иностранных государств (наличная валюта), а также другие платежные и кредитные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (безналичная валюта). Кроме того, термин «валюта» применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). Определения понятий «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта» и «валютные ценности» дано в ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.
Г
Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, местного самоуправления, бюджетное учреждение (определенные ведомственной классификацией расходов бюджета), которые имеют право распределения средств соответствующего бюджета по подведомственным распределителям и получателям. К ним относятся министерства, другие органы исполнительной власти, наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования и др. Главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, осуществляет контроль за их использованием (ст. 158, 160 Бюджетного кодекса РФ).
Государственные и муниципальные доходы – часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов. Муниципальные (местные) доходы также представляют собой часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды – местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остаются в распоряжении государственных или муниципальных предприятий. В Российской Федерации действует единая система государственных и муниципальных доходов. они подразделяются на налоговые и неналоговые, обязательные и добровольные платежи, централизованные (доходы, сосредоточенные в бюджетах и внебюджетных государственных фондах), и децентрализованные (доходы, остающиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий).
Государственные и муниципальные расходы – суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач. Они подразделяются на государственные и муниципальные, а также на централизованные, осуществляемые за счет бюджетов и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов, и децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.
Государственный и муниципальный долг в соответствии со ст. 6 бюджетного кодекса РФ – это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. При этом внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний – обязательства, возникающие в валюте РФ. Бюджетный кодекс РФ обособленно выделяет и закрепляет понятия государственного долга РФ (ст. 97), государственного дога субъекта РФ (ст. 99) и муниципального долга (ст. 100). Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, госдолг субъекта РФ – соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ, а муниципальный долг – всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Государственный и муниципальный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Д
Денежная система – это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. денежная система любой страны состоит из ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Источником правового регулирования российской денежной системы являются Конституция РФ (п. «ж» ст. 71), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».
Денежная эмиссия – это процесс выпуска денежных знаков в обращение. В Российской Федерации денежная эмиссия в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ (Банком России).
Денежное обращение – это движение денежной массы в пределах территории страны в наличной и безналичной формах. Обращение наличных денег регулируется Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», а также Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
Дотация в межбюджетных отношениях – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).
Доходы государственного и муниципального бюджета подразделяются: а) по источникам – на доходы от предприятий и других организаций различных форм собственности; от государственного и муниципального имущества; от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан; б) по юридической форме – на налоговые и неналоговые; в) в зависимости от порядка зачисления в бюджет – на закрепленные и регулирующие. Регулирующие доходы передаются в бюджет нижестоящего уровня в целях сбалансирования его доходов и расходов. Различают также собственные и заемные средства бюджета.
З
Займы государственные и муниципальные – одна из форм государственных и муниципальных долговых обязательств (государственного и муниципального долга). Регулируется БК РФ (ст. 98 – 100). В соответствии со ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный заем (заимствование) – это передача в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Размещаются на принципе добровольности (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ, ч. 2 ст. 817 ГК РФ). Выпуск займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня (ст. 114 БК РФ) и регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
И
Исполнение бюджета – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ – за федеральный бюджет, правительства (администрации) субъектов РФ – за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления – за исполнение местного бюджета. В исполнении бюджета участвуют и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Министерство финансов РФ и его структурные подразделения. В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджета. За исполнение доходной части бюджета по налоговым платежам отвечают налоговые органы. Особая роль в исполнении расходной части бюджета принадлежит главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158, 159, 162 БК РФ).
К
Казенные предприятия – государственные или муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом. Они создаются по решению государственных или муниципальных органов власти, их имущество находится в государственной или муниципальной собственности.
Казначейская система исполнения бюджета – казначейское исполнение бюджетов предполагает, что на органы казначейства как на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. В этих целях в Центральном банке РФ (или в отдельных случаях – в уполномоченных банках) открывается единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства РФ), на котором аккумулируются средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти РФ по исполнению бюджета РФ. Федеральное казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета (ст. 215, 216, 243-245 БК РФ).
Казначейство федеральное (Федеральная служба) – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение государственной бюджетной политики, обеспечивающий организацию, осуществление и контроль исполнения федерального бюджета (ст. 167, 168, 267, 284 БК РФ). На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. ему придан статус федеральной службы, подведомственной Министерству финансов РФ с передачей правоприменительных функций последнего. К системе его органов относятся территориальные органы казначейства по субъектам РФ, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные казначейства. Кассовое обслуживание исполнения бюджета – осуществление органами федерального казначейства расчетно-кассовых операций, связанных с исполнением бюджета, а также их организация. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов производится органами федерального казначейства на основе соглашений, заключенных с органом исполнительной власти субъекта Федерации либо органом местного самоуправления.
Кассовые операции предприятий, организаций, учреждений – совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаче наличных денег.
М
Маржа (от франц. marge – край, поле страницы) – разница между ставками по привлекаемым и предоставляемым кредитам, между ставками различных категорий заемщиков и т. д.
Министерство финансов РФ – орган исполнительной власти, с комплексным характером функций, связанных с разными сторонами финансовой деятельности государства, воздействующих на эту деятельность в целом. Обеспечивает выработку и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, разрабатывает по поручению Правительства РФ проект федерального бюджета, а также координирует в этих сферах деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, издает правовые акты по вопросам организации финансовой деятельности, взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными и субъектов Федерации, органами местного самоуправления.
О Очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом.
Отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году.
П
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств и использование их в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером по целевому назначению (ст. 161 – 163 БК РФ).
Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Р Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям, утверждает сметы доходов и расходов последних и контролирует использование ими бюджетных средств (ст. 159, 160 БК РФ). Расходные обязательства – обусловленные законом, другим нормативно-правовым актом договором обязанности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления, субъектам международного права средства соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ). Расходы государственного и местного бюджета – суммы денежных средств, сосредоточенные в конкретных бюджетах и используемые в целях реализации задач и функций соответствующего государственного или муниципального образования. Ревизия – основной метод финансового контроля, наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности и целесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые и внезапные, документальные и фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и др. Ревизия оформляется актом ревизии. Реструктуризация государственного и муниципального долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (ст. 105 БК РФ).
Рефинансирование государственного и муниципального долга – одна из форм реструктуризации государственного (муниципального) долга, состоящая в эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг с целью погашения задолженности по ранее выпущенным государственным (муниципальным) ценным бумагам.
С Смета бюджетного учреждения (смета доходов и расходов) – финансово-плановый акт, утвержденный в порядке и форме, установленными правовыми нормами, в котором определяются поступающие в распоряжение учреждения в течение календарного года средства для текущей деятельности и развития с указанием источников доходов и целевого направления средств.
Сметно-бюджетное финансирование – порядок выделения средств на основе смет бюджетным учреждениям из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием, на принципах безвозвратности и безвозмездности (как правило), целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ (услуг) и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Объектами сметно-бюджетного финансирования являются деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, мероприятия по обеспечению обороны и безопастности страны, а также деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, Президента РФ и его Администрации.
Субвенция (в бюджетных правоотношениях) – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).
Субсидия (в бюджетных правоотношениях) – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).
Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образованный Федеральным собранием РФ и подотчетный ему. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Ее деятельность направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. Объектом контроля выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность, состояние государственного внешнего и внутреннего долга РФ, деятельность Центрального банка РФ, других банков в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ. Подобные органы создаются на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
Т Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета.
У
Управление государственным и муниципальным долгом – совокупность финансово-плановых мероприятий, осуществляемых уполномоченным государственным (муниципальным) органом по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, размещению, обслуживанию и своевременному погашению государственных и муниципальных долговых обязательств. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, государственным долгом субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальным долгом – уполномоченным органом местного самоуправления (ст. 101 БК РФ).
Ф Финансовый год – соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Финансовая деятельность государства - это деятельность государства, направленная на создание, распределение и использование фондов денежных средств для реализации своих задач.
Финансовые органы – Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Финансовое право – самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государством и органами местного самоуправления для реализации их задач.
Финансово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников. Финансово-правовой норме присущ императивный, т. е. повелительный, характер. Это означает, что требования, содержащиеся в нормах, выражены в категорической форме. Финансово-правовые нормы не могут быть изменены произвольно.
Финансовое правонарушение – несоблюдение установленных нормами финансового права правил в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.
Ц
Целевые государственные и местные (муниципальные) фонды – форма образования, распределения и использования денежных средств целевого назначения для обеспечения финансирования конкретных мероприятий государства, муниципальных образований и различных ведомств. Среди них выделяются: целевые бюджетные и внебюджетные фонды, целевые фонды Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также отраслевые (ведомственные) фонды. Общими чертами всех целевых фондов являются: а) наличие строго определенной цели создания и функционирования; б) создание только компетентными государственными и муниципальными органами; в) регулирование их правового статуса Положением о конкретном фонде и финансово-плановым актом соответствующего уровня (законом или решением о бюджете на текущий финансовый год). Ст. 10 БК РФ предусматривает наличие в РФ бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.014 с.) |