Тема 3. 2. Правовые основы государственного кредита и государственного (муниципального) долга в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 2. Правовые основы государственного кредита и государственного (муниципального) долга в Российской Федерации.



Для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства и муниципальных образований, кроме других способов, применяется государственный (муниципальный) кредит. Кредит моно рассматривать в 2 аспектах: экономическом и правовом.

 

Кредит (государственный и муниципальный), как экономическая категория, представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство, выступающее в роли заемщика, использует денежные средства юридических и физических лиц (кредиторов) на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие бюджетного дефицита) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами. Отношения в области государственного кредита имеют государственно-властный характер, поскольку именно государство устанавливает условия проведения государственных займов. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в эти отношения, обязаны выполнять все условия займа.

 

Государственный (муниципальный) кредит как правовая категория – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государственными и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

 

Государственный (муниципальный) кредит является составной частью такого звена финансовой системы РФ, как кредит. Другой частью этого звена является банковский кредит.

 

Сравнительная характеристика государственного (муниципального) и банковского кредита.

 

Основание для сравнения. Государственный (муниципальный) кредит. Банковский кредит.
1. Участник кредитных отношений Государство (муниципальное образование) в кредитных отношениях – заемщик, должник. Банк выступает в роли кредитора.
2. Использование капитала Непроизводительное использование капитала. Средства идут на покрытие бюджетного дефицита, не участвуют в производстве материальных ценностей. Производственное использование капитала.
3. Результат кредитных отношений Государственный (муниципальный) внутренний долг. Договор банковской ссуды.
4. Способ обеспечения кредитных обязательств Государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их залогом. При заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.
5. Наличие элемента принуждения в кредитных отношениях При государственном кредите принуждение имело место, например, при заключении государственных займов периода Великой Отечественной войны. Договор банковской ссуды (кредитный договор) заключается на условиях равенства сторон.

 

Государственный или муниципальный долг – это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 6 БК РФ).

 

Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

 

Внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

 

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ (ст 97 БК РФ).

 

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, государственный долг субъекта РФ – всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ, муниципальный долг обеспечивается муниципальной казной.

 

Структура государственного и муниципального долга.

 

В соответствии со ст. 98 БК РФ, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

 

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

 

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям РФ;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ (п. 3 ст. 98 БК РФ) могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет включительно).

 

Структура государственного долга субъекта РФ предусматривается ст. 99 БК РФ, структура муниципального долга – ст. 100 БК РФ.

 

Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые из других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по котрым возникают долговые обязательства РФ (п. 1 ст. 103 БК РФ). Государственные и муниципальные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств (п. 2 ст. 103 БК РФ). Государственные заимствования РФ могут быть внешними (по ним возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте) и внутренними (по ним возникают долговые обязательства, выраженные в валюте РФ). Право осуществления заимствований от имени РФ принадлежит Правительству РФ или уполномоченному им Министерству финансов РФ (ст. 103 БК РФ). Право осуществления заимствований субъекта РФ принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ или финансовому органу субъекта РФ, право осуществления муниципальных заимствований – местной администрации.

 

Предельные объем выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга РФ, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг устанавливаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и представительным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, установленного законом (решением) о соответствующем бюджете (ст. 114 БК РФ).

 

Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать (ст. 115 БК РФ):

 

- надлежащее выполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром (основного обязательства);

- возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

 

Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.

 

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

 

1. обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

2. объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

3. определение гарантийного случая;

4. наименование принципала;

5. безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

6. основания для выдачи гарантии;

7. вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

8. срок действия гарантии;

9. порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

10. порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

11. наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

12. иные условия гарантии, а также сведения, определенные БК РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

 

От имени Российской Федерации решения о предоставлении государственных гарантий РФ принимаются Правительством РФ или Министерством финансов РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период (ст. 116 БК РФ), от имени субъекта РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год, от имени муниципального образования – местной администрацией (ст. 117 БК РФ).

 

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (п. 1 ст. 105 БК РФ).

 

Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (п. 2 ст. 105 БК РФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.019 с.)