Значение государственного (муниципального) кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение государственного (муниципального) кредита



1. На внутреннем рынке - служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающих­ся отраслей экономики, требующих дополнительного финансиро­вания.

2. На международной арене - предназна­чен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.

Предоставление государственных кредитов является исключи­тельной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Россий­ской Федерации и муниципальные образования не имеют права пре­доставлять государственные кредиты.

Формы государственного (муниципального) кредита:

В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы государственного кредита:

· государственный финансовый кредит;

· государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит — это форма бюджетно­го кредита, при которой Российская Федерация предоставляет де­нежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правитель­ством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представля­ет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджет­ных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируе­мых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — аген­том Правительства РФ — и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государст­венной гарантии иностранного государства по возврату этого креди­та, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований.

Внешние долговые требования Российской Федерации форми­руют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Долговые обязательства иностранных государств перед Россий­ской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных го­сударств перед Российской Федерацией.

В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:

-реструктуризацию;списание;уступку задолженности иностранных государств перед Рос­сийской Федерацией.

Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Россий­ской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указан­ного долга.

Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Феде­рацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокраще­нием) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называе­мых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности ни­когда не будут возвращены должником.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании за­долженности иностранных государств перед Российской Федераци­ей подлежат ратификации Государственной Думой, за исключени­ем случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых ор­ганизациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Бюджетным законодательством преду­смотрена уступка прав требований по долговым обязательствам ино­странных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществле­на Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требо­ваний, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Целью уступки прав требования является необходимость полу­чения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

1) муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;

2) муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;

3) муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет следующие функции.

1. Распределительная функция. Муниципалитет:

1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления;

2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов.

2. Регулирующая функция.

Муниципалитет:

1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов;

2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику.

3. Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.

4. Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискацион-ный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

 

Государственные займы

Государственные займы – это такие кредиты и заимствования, при которых государство выступает как поручительдля погашения займа для иного заемщика или берет на себя все обязательства по выплате долга. При этом кредиторами могут выступать юридические и физические лица, различные организации, иностранные инвесторы и другие государства.

 

Виды государственных займов

Существуют различные виды государственных займов, их отличительные особенности: субъект заимствования, а также валюта производимой операции.

 

Внешний государственный займ – это такие кредиты и займы, которые рассчитываются в валюте, отличной от национальной. То есть РФ выступает гарантом своевременного погашения некоей суммы долга, выраженной в валюте иностранного государства. Кредиторами могут являться организации международного финансирования, юридические и физические лица и государства.

 

Внутренние государственные займы РФ – это такие кредиты и займы, которые рассчитываются в национальной валюте Российской Федерации. То есть РФ обязуется исполнять долговые обязательства по погашению займа средствами, выраженными в рублях.

 

Также есть, такое понятие, как муниципальные займы, по-другому их еще называют государственные кредиты субъектов государства – это такие кредиты и займы, при которых заимствование производится некоторым муниципальным объектом или субъектом Российской Федерации. Валюта обязательств может быть любой. Кредиторами выступают те же объекты, что и в других типах государственного заимствования.

 

Также государственные займы разделяют по форме финансовой операции: государственные кредиты и сберегательные дела.

 

Сберегательное дело – это такая форма государственного кредитования, при которой все полученные от кредитора средства поступают в бюджет государства-заемщика. Существуют специальные организации, отслеживающие финансовые операции подобного типа – сберегательные банки. Обычно они являются коммерческими организациями, и все их активизированные средства используются как кредитный ресурс. Они могут являться соучастниками государственного кредита, принимая участие в скупке ценных бумаг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.01 с.)