Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: развитие гигиены в хiх векеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели и задачи занятия: 1. Ознакомить студентов с возможностями развития профилактической медицины (гигиены); с зарождением демографической статистики. 2. Преподавание гигиены. 3. Дифференциация гигиенических наук. Логическая структура и основные элементы занятия: Зарождение демографической статистики: Дж.Граунт (1620-1674. Англия), У. Петти (1623-1687. Англия). Начала демографии и санитарной статистики в России: В.Н. Татищев (1686-1750), М.В. Ломоносов (1711-1765), Д. Бернули (1700-1782), П.П. Пелехин (1794-1871). Становление профессиональной патологии: Б. Рамаццини (Италия) и его труд «Рассуждения о болезнях ремесленников» (1700). Становление экспериментальной гигиены Макс Петтенкофер (Германия). Вклад Н.П. Доброславина в развитие гигиены в России. Основные направления его работ (военная, коммунальная гигиена, гигиена питания, Россия). Вклад Ф.Ф. Эрисмана в развитие отечественной гигиены (промышленная и школьная гигиена, Россия). Становление гигиены как науки и практики. Вопросы преподавания гигиены (Н.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман). Дифференциация гигиенических наук.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: Историю развития научной гигиены в России условно можно разделить на два периода. Первый период охватывает время от ее зарождения до шестидесятых годов XIX века, когда гигиена, как наука, имела преимущественно описательный характер. С шестидесятых годов начинается второй период развития гигиены – это период превращения ее из описательной в экспериментальную научную дисциплину, базирующуюся на достижениях естествознания и социально-экономических наук. Бурное развитие гигиены в этот период связано с повышением ее общественной значимости, социальной направленности. Рост капиталистического производства в пореформенной России, как и в других капиталистических странах Западной Европы, сопровождался ростом населения в городах, увеличением миграционных процессов по стране и за ее пределы, нищетой рабочих и беднейших слоев крестьянства, ухудшением условий труда и быта, понижением полноценности питания. На фабриках и заводах усиливалась эксплуатация рабочих, увеличивалась продолжительность рабочего дня до 16-18 часов в сутки, использовался низкооплачиваемый женский и детский труд. Следствием этого было ухудшение санитарных условий жизни людей, особенно в крупных промышленных центрах, повышение заболеваемости среди населения, и в первую очередь, в беднейшей его прослойке, распространение острозаразных болезней и эпидемий наиболее опасных инфекций, холеры и чумы, сопровождавшихся высокой смертностью. Низкое санитарно-гигиеническое состояние городов и высокая заболеваемость среди населения выдвинули проблемы гигиены в ряд жизненно важных для народа. В защиту интересов народа в области охраны его здоровья, с пропагандой задач и значения гигиены, выступали революционные демократы, революционные организации рабочих, передовые деятели медицины, медицинские общества. Многочисленные революционные выступления рабочих, публикации в печати передовых представителей интеллигенции, вскрывали картины вопиющих антисанитарных условий труда и быта трудящихся и выставляли требования по их улучшению. Боязнь распространения «заразных» болезней в особняки власть имущих, вынуждала правящих чиновников заниматься разрешением санитарно-гигиенических задач, что являлось стимулом, побуждавшим и направлявшим развитие гигиены. Успехи естествознания и, в частности, химии, физики, биологии и физиологии позволили во второй половине XIX века экспериментальными методами изучать внешнюю среду, окружающую человека (воздух, почву, воду, пищевые продукты и др.), а также разрабатывать гигиенические нормативы. Накопившиеся данные привели к необходимости выделения гигиены в самостоятельную научную дисциплину и в самостоятельный предмет преподавания на медицинских факультетах. До 1865 года гигиена преподавалась в курсах других дисциплин. В 1865 году в России, раньше чем в западных странах, были учреждены самостоятельные кафедры гигиены (в Киевском университете и в Петербургской медико-хирургической академии). Формирование этих кафедр было затруднено отсутствием квалифицированных специалистов-гигиенистов, владевших современными, по тому времени, гигиеническими методами исследования. Большую роль подготовке кадров гигиенистов для медицинских учебных заведений сыграли высшие учебные заведения и земские санитарные организации, в рядах которых были такие санитарные врачи, как Ф.Ф. Эрисман, И.П. Скворцов и др., ставшие впоследствии профессорами гигиены. В 1868 году Министерством просвещения было дано разрешение на открытие при всех университетах кафедр гигиены и формирование медицинской полиции. В 1871 году известные гигиенисты: А.П. Доброславин в медико-хирургической академии, А.В. Субботин в Киевском университете организовали и возглавили первые кафедры гигиены. В Московском университете кафедра гигиены начала функционировать с 1876 года, когда к началу лабораторных занятий со студентами приступил доцент П.И. Медведев. Вскоре кафедры гигиены были организованы и в других университетах. Кафедры гигиены, и организованные при них гигиенические лаборатории, превратились в очаги экспериментальной гигиены, в которых научная работа увязывалась с запросами общества, с работой городских санитарных станций, врачебных общественных организаций и где активно пропагандировались достижения гигиенической науки через периодическую печать, научные гигиенические общества, гигиенические выставки. Под руководством ученых, земские санитарные врачи проводили многочисленные медико-географические исследования, обследования фабрик, заводов, городов с целью выявления их санитарно- гигиенического состояния, изучения причин заболеваемости и смертности населения и разрабатывали мероприятия, осуществление которых способствовало оздоровлению условий жизни и труда людей. Кафедры, таким образом, стали направляющей силой в осуществлении на практике общественного назначения гигиены. Широкий размах санитарно-гигиенических исследований, обеспечивший накопление научных данных и разработку разнообразных методик исследования, способствовал быстрой дифференциации гигиены как научной дисциплины. Стали выделяться и оформляться в самостоятельные отрасли гигиены – гигиена труда, школьная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания. Гигиена стала больше, чем прежде, проникать в содержание клинических дисциплин и обогащать их своими данными. Интеграции клинических и гигиенических дисциплин в России, в большой мере, способствовали прогрессивные взгляды виднейших клиницистов того времени – Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А.А. Остроумова и др., указавших на необходимость объединения терапии с гиги еной. Так, например, Г А. Захарьин, вся врачебная деятельность которого характеризовалась тесным взаимодействием терапии и гигиены, указывал врачам на «могущество гигиены и относительную слабость лечения терапии» без нее. Успехи терапии Г.А. Захарьин ставил в зависимость от выполнения больными гигиенических указаний врача. Он призывал врачей к изучению гигиены. Великий Пирогов, отмечая исключительную роль гигиены при лечении болезней, обращал внимание на ее предупредительный характер. Опираясь на экспериментальные данные и результаты статистических исследований, отечественная гигиеническая наука получала обобщающие результаты, имевшие огромное социально-гигиеническое и общественно-экономическое значение. Русские гигиенисты впервые высказали смелые мысли о том, что высокая заболеваемость и смертность трудящихся обусловлены не условиями развивающегося промышленного производства, а, главным образом, несовершенством социального строя, при котором нещадно эксплуатируется человеческий труд. Развитие гигиены в России второй половины XIX в. связано с деятельностью многих выдающихся гигиенистов: А.П. Доброславина, В.А. Субботина, Ф.Ф. Эрисмана, И.П. Скворцова, Г.В. Хлопина, С.С. Орлова, П.Н. Диатроптова и мн. др. Наибольшее влияние на прогресс гигиенической науки в нашей стране в это время оказали труды выдающихся ученых-гигиенистов – А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана. Этими учеными-исследователями были заложены и разработаны важнейшие направления развития отечественной медицины.
Контрольные вопросы: 1. Вклад Дж.Граунт, У.Петти в становление демографической статистики. 2. Значение развития демографии и санитарной статистики. 3. Развитие экспериментальной гигиены (М. Петтенкофер). 4. Н.П. Доброславин и его вклад в развитие гигиены в России. 5. Ф.Ф. Эрисман и его вклад в развитие отечественной гигиены. 6. Школьная гигиена Ф. Эрисмана. 7. Вклад Б. Рамаццини в становление профессиональной патологии.
Литература к занятию: 1. Сорокина Т.С. История медицины.- М.: Академия, 2004. 2. Заблудовский Е.П. История медицины. М., 1981. 3. Железникова Л.И., Колядо В.Б., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. Учебно-методическое пособие по истории медицины. /Под ред. В.Б.Колядо. – Барнаул: ГОУ ВПО АГМУ Росздрава.- 2010.
Темы для докладов:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.008 с.) |