Количество часов – 15 (9 лекций) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество часов – 15 (9 лекций)



УДК 614 (075.8)

ББК 51 (2)

Б - 12

Печатается по решению Центрального

координационно-методического совета Алтайского

государственного медицинского университета

протокол № 1 от 24 февраля 2010 года

Составители:

заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, профессор В.Б. Колядо

доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.б.н. Л.И. Железникова

доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. Е.В. Колядо

доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМУ, к.м.н. Е.Ю. Слухай

Рецензент:

Н.А. Едимская – заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, доцент

 

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов / Железникова Л.И., Колядо В.Б., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю.; под редакцией профессора В.Б. Колядо. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2010. – 208 с.

 

В учебно-методическом пособии представлены план лекций, семинаров и логическая схема семинарских занятий, включая контрольные вопросы, тесты по истории медицины, перечень вопросов к зачету. Издание будет полезно при самоподготовке к занятиям и зачету. Данное издание переработано и дополнено в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим пособиям.

 

© ГОУ ВПО «Алтайский государственный

медицинский университет», 2010

© Коллектив авторов, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Тематический план лекций  
Тематический план семинарских занятий  
Тема 1. История медицины как наука и предмет преподавания. План проведения занятий, рекомендации к выбору тем для подготовки докладов и написания курсовых работ, требования к их написанию и оформлению  
Тема 2. Медицина в России в эпоху феодализма: Киевская Русь (IX-ХIII вв.) и в Московское государство (X-ХVII вв.)  
Тема 3. Медицина в России в XVIII веке  
Тема 4. Медицина в России в I половине XIX века. Развитие физиологии в России в XIX веке. Проблемы патогенеза  
Тема 5. Развитие терапии в России в XIX веке  
Тема 6. Развитие анатомии в России в XIX веке  
Тема 7. Развитие хирургии в России в XIX веке  
Тема 8. Развитие акушерства и педиатрии в России в XIX веке  
Тема 9. Особенности формирования системы медицины в России во второй половине XIX века. Земская медицина. Становление санитарной статистики  
Тема 10. Развитие микробиологии в России в XIX веке  
Тема 11. Развитие гигиены в России в XIX веке  
Тема 12. Развитие медицины в советский период. Развитие гигиены, социальной гигиены и здравоохранения в Алтайском крае  
Тема 13. Зачетное занятие  
Рейтинговая система оценки знаний (успеваемости) студентов  
Вопросы к тестовому контролю  
Раздел I: Развитие медицины в эпоху феодализма  
Раздел II: Развитие клинического направления в медицине  
Раздел III: Развитие медико-биологического направления в медицине  
Раздел IV: Итоговый (по лекционному материалу)  
Программные вопросы к зачетному занятию  
Перечень основной литературы  
Перечень обязательного минимума практических умений по предмету  
Основные даты по истории медицины  
Методика подготовки курсовых работ и требования к их оформлению  

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории медицины имеет большое значение для воспитания будущего врача. Знание предпосылок возникновения и основных этапов развития мировой и отечественной медицины способствует формированию научного мышления и этики студентов, расширяет их социальный, медицинский и общекультурный кругозор; на основных достижениях отечественной медицины, примерах из жизни и деятельности выдающихся ученых воспитывается патриотизм; гордость за свою Родину и свою профессию.

Основная задача курса – показать общие закономерности развития медицины, преемственность ее развития, ознакомить с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача. Курс истории медицины является направляющим и связующим звеном в изучении развития всех отраслей медицины.

Настоящее пособие включает круг основных проблем, фактов, имен, дат, раскрывает связь медицины с социально-экономическими формациями, которые положены в основу периодизации; с достижениями в области естествознания, с развитием философии.

В программе подчеркнуты особенности развития отечественной медицины. Выделена советская медицина как качественно новый и высший этап в развитии отечественной и мировой медицины. Имена, произведения, даты, теории, концепции включены в программу с учетом главных задач, стоящих перед курсом истории медицины и, прежде всего, их значимости для развития всей медицины, а не отдельных ее отраслей.

История медицины состоит из двух больших разделов: общей и частной. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты. Общая история медицины преподается в лекционном курсе истории медицины. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин и их выдающихся деятелей. Она преподается в курсах всех медицинских дисциплин, входящих в учебный план. Курс общей и частной истории медицины, преподаваемый студентам в вузе, и составляет систему историко-медицинской подготовки врача.

Семинарские занятия посвящены углубленному изучению истории отечественной медицины. На этих занятиях студент изучает произведения классиков отечественной медицины с целью овладения историческим методом. Главная цель семинарских занятий – раскрыть основные черты отечественной и советской медицины, развитие общественной медицины.

При прохождении курса семинарских занятий каждый студент обязан написать доклад или реферат по истории отечественной медицины. Согласно учебному плану, после завершения лекционного курса и проведения семинарских занятий принимается зачет.

В связи с переходом на рейтинговую систему оценки знаний студентов возникла необходимость разработки и издания настоящего методического пособия по истории медицины для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, а также рядом обстоятельств: для унификации проведения семинарских занятий; в учебниках по истории медицины, которыми пользуются студенты для подготовки к занятиям мало данных о вкладе отечественных ученых в разработку отдельных проблем медицинской науки и практики; одна и та же тема в них излагается по-разному, а зачастую необходимая информация вообще отсутствует, или приводятся разные даты одного и того же события; необходимость определения объема знаний студентов по истории медицины и здравоохранения края. Настоящее пособие помогает студентам в самостоятельной работе при подготовке к практическим занятиям и к зачету.


Цели и задачи дисциплины

Главной задачей является обучение студентов историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских и гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества. На фактическом материале раскрыть самобытность развития отечественной медицины, ее прогрессивность, героизм и патриотизм.

 

Задачи изучения дисциплины:

– изучение основных этапов развития медицины (формирование народной, традиционной медицины, профессиональной, научной медицины); влияние мировых религий на развитие медицины; магическая и демонологическая медицина;

– представление о медицинских системах и медицинских школах; медицинское образование, первые медицинские учреждения;

– проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины; формирование нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины;

– привитие студенту навыков системного анализа изучаемого явления и его историко-медицинской оценки;

– влияние гуманистических идей, научной революции и технической программы на развитие медицины.

Содержание дисциплины:

– Медицина первобытнообщинного строя.

– Медицина периода рабовладения, первых древних государств.

– Медицина периода феодализма.

– Развитие медицины в период капитализма.

– Медицина на современном этапе (XX – начало ХХI вв.).

На практических занятиях основное внимание уделяется развитию медицины и здравоохранения в России, Сибири, в крае.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ

Занятие 1

 

И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТЕМ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДОВ И НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ

НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

Цели и задачи:

1. Знакомство с кафедрой.

2. Раскрыть цели и задачи преподавания истории медицины.

3. Ознакомить студентов с общей методикой преподавания истории медицины и проведения занятий, подготовки докладов и курсовых работ.

 

Логическая структура и основные элементы занятия:

Студенты знакомятся с методическими рекомендациями кафедры. В процессе занятия каждый студент должен хорошо усвоить, что курс истории медицины является направляющим и связующим звеном в изучении развития всех отраслей медицины, способствует формированию научно-исторического мышления у студентов, расширяет их медицинский и общекультурный кругозор, воспитывает чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину.

На первом занятии преподаватель раскрывает студентам цель и задачи проведения семинарских занятий, знакомит с методикой их проведения, распределяет темы докладов. Знакомит с планом их подготовки, методикой их написания, рекомендует список дополнительной литературы для работы в течение цикла.

Одна из задач семинарских занятий в высшей школе состоит в том, чтобы студенты в процессе обучения выработали навыки самостоятельной работы над литературными источниками. Эти навыки крайне необходимы будущим врачам, которым предстоит постоянно совершенствовать свои знания и проводить большую профилактическую работу среди населения, в частности санитарно-просветительную, то есть готовить лекции, доклады и выступать перед разнообразной аудиторией. В связи с этим при проведении семинарских занятий по истории медицины применяется докладная система, при которой студенты самостоятельно готовятся по определенной теме к реферативным докладам и выступлениям.

Каждое занятие начинается с вводного слова преподавателя, который дает краткую характеристику эпохи и оценивает уровень культуры в данный период. В обсуждении принимает участие вся группа, затем заслушиваются доклады по теме.

Доклад должен быть подготовлен только по дополнительной литературе, а не по учебнику. Написан должен быть доклад в отдельной тетради или на отдельных стандартных листах на одной стороне. Доклад о жизни и деятельности выдающегося деятеля медицины оформляется в виде реферата объемом 3 – 5 страниц машинописного текста (на 10 минут). В реферате должны найти отражение характерные черты эпохи, в которой жил и работал ученый, важнейшие данные из его биографии, вклад ученого в развитие той или иной области медицины, его общественно-педагогическая деятельность, влияние трудов ученого на состояние медицинской науки и практики, значение его трудов. В конце реферата приводится перечень использованной литературы. Титульный лист реферата оформляется следующим образом: в верхней части титульного листа указывается полное название вуза, название кафедры. В центральной части титульного листа указываются: зав. кафедрой, тема реферата, фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа и преподаватель. Внизу – Барнаул, год. К докладу студент прилагает доступные для него иллюстративные материалы: фотографии, слайды, презентации и др.

Доклады оцениваются преподавателем. Лучшие работы хранятся на кафедре, могут быть выставлены на кафедральных стендах и выставках кафедральной библиотеки.

Подчеркнем, что те студенты, которые не выступают на данном занятии с докладом, должны быть готовы к ответу на любой вопрос занятия, разбираемый путем активного собеседования.

По окончании изучения предмета студенты обязаны сдать зачет. Принимается зачет после прослушивания студентами всех лекций и проработки семинарских занятий. Зачет сдается по билетам устно. В билет включено два вопроса. Первый – это лекционный материал, второй – по семинарскому занятию. По предмету предусмотрена рейтинговая система оценки знаний студентов, результаты которой также учитываются при зачете.

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М.: Академия, 2004.

2. Заблудовский Е.П. История медицины. – М., 1981.

3. Железникова Л.И., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. Учебно-методическое пособие по истории медицины / под ред. В.Б. Колядо. – Барнаул: ГОУ ВПО АГМУ Росздрава, 2010.

 

Занятие 2

 

Эмблемы медицины

Литература:

1. Б.М.Э. – М., 1985. – Т. 28.

2. Грибанов Э.Д. Медицина в необычном. – М.: Сов. Россия, 1988. – 172 с.:ил.

3. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. – М.: Медицина. – 1990. – 205 с.:ил.

4. Грибанов Э.Д. Эмблемы медицины. – Тбилиси, 1979.

5. Грибанов Э.Д. Медицина в эмблемах и символах. – М., 1988.

6. Тарасов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. – М., 1995.

2. Первые доктора медицины.

Литература:

1. Белов С.И. Первый доктор медицины Белоруссии Франциск Скорина // Советское здравоохранение. – 1990. – №5. – С. 68-71.

2. Лойко О.А. Скорина. – Молодая гвардия. – 1989. – 350 с.

Занятие 3

Занятие 4

 

Содержание занятий

В первой половине XIX в. медицина в России развивалась в условиях разложения феодально-крепостнического строя, формирования и нарастания капиталистических отношений. Усиливалась эксплуатация фабрично-заводского и крестьянского труда, увеличивалось закрепощение крестьян и бесправное положение рабочих. Развивалась промышленность, число рабочих на фабриках и заводах возросло в несколько раз. Большая часть населения отходила от земледелия и переселялась в города, что привело к росту числа городов и количества горожан.

Тяжелые условия жизни и труда, бесправие народа привели к массовым волнениям и крестьянским войнам. После Великой французской революции (1793) и Отечественной войны 1812 года для передовой части дворянства стала очевидной несостоятельность самодержавной власти и необходимость раскрепощения крестьян.

В 1815 году Россия встала во главе реакционного «Священного союза», беспощадно подавляя революционные настроения интеллигенции. По поручению Александра I, в 1818 году была проведена ревизия университетов, которая привела проверяющих в ужас от «погибельного материализма», которым было пропитано преподавание, в особенности на медицинском факультете. В результате в Казанском университете был закрыт анатомический музей, а анатомические препараты были похоронены с церковными обрядами.

Передовые представители русского общества выступали против реакционной идеологии самодержавно-крепостнического строя в России, что нашло свое отражение в восстании декабристов 1825 года. Философские материалистические взгляды декабристов были подготовлены всей историей русской общественной мысли XVIII века. Декабристы были воспитаны на идеях А.Н. Радищева. Философский материализм декабристов основывался на последних достижениях естественных наук – физики, химии, биологии.

Взгляды декабристов занимали значительное место в истории философии России. В программу декабристов наряду с политическими и экономическими были включены требования по охране народного здоровья. Декабристы считали необходимым в каждой волости устроить детский приют, родильный дом, больницу. Волостной врач обязан «больных пользовать бесплатно». Впервые в истории русской общественной жизни декабристы поставили вопрос об обеспечении инвалидов, признав это обязанностью государства. Они считали, что «вспоможение инвалидов» должно проводиться не в виде милости, а в виде законного права.

Усилившаяся после декабрьского восстания реакция со стороны царского правительства на материализм и революционно-демократическое движение выражалась в гонениях и преследовании передовых ученых, закрытии университетов, введении ряда ограничительных мер в деятельность научных и учебных заведений.

На этом фоне, тормозившем развитие научной и учебной работы, выступали Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, публиковавшие свои многочисленные труды, в которых утверждался материализм как ведущее мировоззрение в среде интеллигенции.

Врачи России продолжали успешно развивать материалистическое направление основных проблем медицины: взаимоотношения между организмом и средой, целостности организма, единства физического и психического.

Большие успехи к тому времени были достигнуты в области фундаментальных медицинских наук (анатомия, физиология, патология) и клинических дисциплин (терапия, хирургия). Отечественная патология, получившая в это время самостоятельное значение, как научная и учебная дисциплина, широко, на основе естественнонаучных исследований, разрабатывала методологические подходы к пониманию сущности «здоровья» и «болезни». Такой подход способствовал критическому отношению к теоретическим построениям, как гуморалистов (К. Рокитанский), так и солидаристов (Р. Вирхов).

В этот период в России начали формироваться научные медицинские школы, которые возглавили крупные исследователи – преподаватели университетов и академий, развивавшие различные научные направления, совершенствовавшие методы преподавания, написавшие учебники и воспитавшие учеников, которые пропагандировали и развивали идеи учителей. Такие школы образовались в Москве вокруг М.Я. Мудрова, Е.О. Мухина, Е.И. Дядьковского и в Петербурге школы И.Ф. Буша, И.В. Буяльского, П.А. Загорского и Н.И. Пирогова.

Для получения того или иного звания необходимо было держать соответствующий экзамен. Лекари сдавали экзамены по оперативной хирургии и хирургической анатомии и должны были знать все большие и малые операции. Доктор медицины, кроме того, обязан был написать и защитить диссертацию. Доктор медицины и хирургии публично проводил две сложные операции. Оператору на экзамене необходимо было сделать одну важную операцию.

Таким образом, еще в первой половине XIX в. было узаконено обязательное выполнение лекарями операций. Лекари имели право лечить все болезни без исключения и производить все операции.

Главным государственным органом управления медициной в начале XIX века стал Медицинский департамент (в составе Министерства внутренних дел) с существовавшим при нем Медицинским советом как научно-медицинским органом. Создание его было вызвано развитием медицинской науки и необходимостью координирования научных исследований, а также для разработки законоположений и проектов в области медицины.

В 1810 году университеты и медико-хирургические академии стали присваивать ученые степени.

Разработка вопросов охраны здоровья – гигиены, предупреждения болезней, борьбы с заразными заболеваниями, совершенствование методов обучения студентов – характеризуют достижения научной и практической медицины в первой половине XIX века.

 

Контрольные вопросы:

1. Характеристика политического, экономического и культурного развития в России в первой половине XIX века.

2. Борьба материализма и идеализма в медицине и влияние ее на развитие медицинской науки и практики.

3. Вклад А.М.Филомафитского в развитие физиологии.

4. Вклад И.М.Сеченова в развитие физиологии.

5. Вклад И.П.Павлова в развитие физиологии.

6. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной физиологии: Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, В.В.Пашутин и др.

7. Вклад С.П.Боткина в становление экспериментальной медицины.

8. Формирование представления о сущности патологического процесса в XIX веке:

– гуморальная теория (К.Рокитанского),

– целлюлярная теория (Р.Вирхова),

– теория нервизма (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, М.Я.Мудров, С.П.Боткин и др.).

 

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. История медицины.- М.: Академия, 2004.

2. Заблудовский Е.П. История медицины. М., 1981.

3. Железникова Л.И., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. Учебно-методическое пособие по истории медицины./Под ред. В.Б.Колядо. – Барнаул: ГОУ ВПО АГМУ Росздрава.- 2010.

 

Темы для докладов:

Занятие 5

 

Занятие 6

Занятие 7

 

К истории развития наркоза.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Б.М.Э. – М., 1981. – Т.16.

2. Врачебные ошибки и совесть врача: экскурс в историю отечественной медицины XIX- начало XX / Бородулин В.И. с соавт. //Советское здравоохранение. – 1991. – №11. – С. 54-56.

3. Жаров И.С. Развитие хирургического обезболивания в России и СССР. Краткий исторический очерк. – М., Изд. Акад. мед. наук, 1951. – 172 с.

4. Пытель А.Я. К 130-летию открытия эфирного наркоза // Урология, 1976. – №4. – С. 80-84.

5. Федоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1972.

6. Хроменко М. Сомнения и настойчивость. – М., 1997.

 

Занятие 8

 

Занятие 9

 

И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Занятие 10

Занятие 11

 

Занятие 12

 

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Цели и задачи:

1. Ознакомить студентов с развитием и становлением здравоохранения в советский период.

2. Выяснить основные направления профилактической медицины.

3. Ознакомить студентов медико-профилактического факультета с созданием санитарных органов республики.

4. Знакомство студентов с историей развития гигиенического направления в крае. Развитие социальной гигиены в Алтайском крае.

 

Логическая структура и основные элементы занятия:

Характеристика эпохи: Великая Октябрьская социалистическая революция и ее значение для становления и развития советской медицины. Политические и экономические предпосылки для развития основ советского здравоохранения.

Роль Семашко Н.А., Соловьева З.П. в становлении Советского здравоохранения. Принципы Советского здравоохранения. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. Государственный институт народного здравоохранения (1920). Народный комиссариат здравоохранения СССР (Каминский Г.Н.).

Лев Семенович Каминский – вклад в развитие санитарной демографической статистики и социальной гигиены.

Борьба с эпидемиями. Развитие профилактического направления.

Медицина в период мирного социалистического строительства. Борьба за оздоровление условий труда и быта. Создание санитарных органов республики. Материально-техническая база лечебной медицины. Подготовка врачебных кадров. Ликвидация особо опасных инфекций: Комплексность и плановость в решении проблем здравоохранения и медицинской науки. Создание ГИНЗ (1922 г.), ВИЭМ (1932 г.) и АМН СССР (1944 г.). Преемственность в развитии научных медицинских школ.

Советская медицина в послевоенный период. Ликвидация санитарных последствий войны.

Медицинская наука в СССР. Успехи в теоретической и профилактической медицине. Научные медицинские школы. Роль медицинских вузов в развитии науки. Выдающиеся советские ученые: И.П. Павлов, А.А. Богомолец, Н.Н. Бурденко, Н.А. Семашко, Э.П. Соловьев, Л.А. Тарасевич, М.П. Кончаловский, А.А. Кисель, Н.Д. Стражеско и др.

Дальнейшее развитие гигиенической науки в СССР и ее преемственность прогрессивных традиций прошлого на основе качественно новых условий развития медицины в социалистическом обществе. Использование в медицинской науке достижений технического прогресса. Дифференциация медицинских наук. Создание в СССР многочисленных крупных медицинских школ в области теоретических, клинических и профилактических наук. Героизм советских медиков. Этика советского врача. Присяга советского врача.

Развитие и становление общественной медицины на Алтае: первая кафедра организации здравоохранения и истории медицины АГМИ (Коломийцев Ф.М.). Период становления социально-гигиенической науки на Алтае связан с именами: Карпов А.В., Родионов М.Н., Котов В.А. Первые научные исследования причин первичной инвалидности работников промышленных предприятий и трудоустройство инвалидов (Вольфсон Л.И.). Первые кандидатские диссертации кафедры (Кодкин А.С.). Становление и развитие академической науки на Алтае: Колядо В.Б., Уланов А.Н., Карпов А.В., Головин Н.М., Мартыненко А.И. и др.

Для медико-профилактического факультета.

Гигиенические школы СССР: Хлопин Г.В., Сысин А.Н., Марзеев А.Н., Мальков А.В.

Борьба с инфекционными и паразитарными заболеваниями: Тарасевич Л.А., Гамалея Н.Ф., Заболотный Д.К., Марциновский Е.И., Скрябин К.И., Павловский Е.Н., Диатроптов П.Н.

В развитие госсанэпиднадзора в крае внесли: Носов К.А., Колмыков Г.К., Наумов А.Н., Рогозина Т.Т., Шестопалова А.Е. Лебедев Ю.Д. – первый организатор санинспекции на Алтае. Первая СЭС (Еланцева З.Д.).

 

Контрольные вопросы:

1. Характеристика эпохи социализма.

2. Принципы советского здравоохранения.

3. Роль Семашко Н.А. в организации здравоохранения.

4. Роль Соловьева З.П. в организации здравоохранения.

5. Реформы медицинского образования.

6. Этапы формирования санитарно-эпидемиологической службы.

7. Создание кафедры организации здравоохранения в АГМУ.

8. Первая кафедра организации здравоохранения.

9. Вклад Б.Рамаццини в становление профессиональной гигиены и патологии.

 

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. История медицины.- М.: Академия, 2004.

2. Заблудовский Е.П. История медицины. М., 1981.

3. Железникова Л.И., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. Учебно-методическое пособие по истории медицины./Под ред. В.Б.Колядо. – Барнаул: ГОУ ВПО АГМУ Росздрава.- 2010.

Темы для докладов:

 

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Алексанян И.В., Кнопов М.Ш. Выдающийся организатор хирургической службы: К 100-летию со дня рождения А.Н.Бакулева.//Здравоохранение РФ. – 1990. – №11. – С. 46-48:порт.

2. Беляев В.Д., Идельчин Х.И., Каминский Г.Д. Нарком здравоохранения Г.Н. Каминский (1895-1938) и медицинская наука // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. – 1992. – №1. – С. 73-76.

3. Бокерия Л.А. К 110-летию со дня рождения А.Н. Бакулева. Операция на сердце: историческое будущее // Грудная и сердечно-сосудистая хирургия. – 2000. – №6. – С. 4-8.

4. Губерман И.М. Бехтерев: страницы жизни. – М.: Знание, 1977.

5. Зайцев Е.И. И.В. Буяльский // Вестник хирургии им. Грекова. – 1996. – Т. 155. – №5. – С. 9.

6. Зеленин С.Ф.К материалам о С.С. Юдине // Советское здравоохранение. – 1990. – №10. – С. 75-78.

7. Идельчук Х.И. Первый нарком здравоохранения СССР – Г.Н. Каминский / 1895-1938. – М.: Медицина, 1991. – 144 с., ил.

8. Ф.И.Комаров – ученый, клиницист, педагог, организатор здравоохранения: (К 70-летию со дня рождения) // Терапевтический архив – 1990. – Т. 62, №8. – С. 151-153: порт.

9. Кузнецова С.М. К 90-летию со дня рождения З.В. Ермольевой //Антибиотики и химиотерапия. – 1989. – Т. 34, №7. – С. 483-485.

10. Кухта Л.К. Лев Васильевич Громашевский. (Эпидемиолог. К 100-летию со дня рождения) //Врачебное дело. – 1987. – №11. – С. 122-124.

11. Медчук И.К. Выдающийся социал-гигиенист С.А. Томилин // Советсткое здравоохранение. – 1989. – №7. – С. 64-66.

12. Навахов Б.Ш. Доктор Илизаров. – М.:Прогресс, 1987. – 15 с.:ил.

13. Навашин С.М. З.В.Ермольева – ученый и человек. //Антибиотики и химиотерапия. – 1989. – Т. 34, №9. – С. 643-646.

14. Омельченко Н.А. Штрихи к портрету Н.А Семашко: (организатор здравоохранения, 1874-1949) // Советское здравоохранение. – 1990. – №8. – С. 70-73.

15. Перелыгин В.М. Творческое наследие А.Н.Сысина и современные проблемы гигиены почвы // Гигиена и санитария. – 1991. – №5. – С. 74-76.

16. Потеряйко Я.И. Славный путь: (О жизни и деятельности ученого-эпидемиолога Л.В. Громашевского) // Советское здравоохранение. – 1989. – №10. – С. 72-75.

17. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей: (очерки и портреты). – М.: Медицина, 1990 – 165 с.:ил.

18. Русаков А.Б. С.С. Юдин и военно-полевая хирургия // Военно-медицинский журнал. – 1990. – №5. – С. 32-34.

19. Фомин Н.Н. Воспоминания об учителе: (К 100-летию со дня роджения С.С.Юдина). // Военно-медицинский журнал. – 1991. - №10. – С.63-68.

20. Шиликис Ю.А., Карнеева И.Е. Выдающийся отечественный хирург: (К 100-летию со дня рождения С.С. Юдина) // Военно-медицинский журнал. – 1991. – №10. – С. 60-63.

 

 

Занятие 13

ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Рейтинговая система оценки знаний (успеваемости) студентов по истории медицины

 

История медицины по программе на всех факультетах вуза изучается в осеннем семестре и заканчивается сдачей студентами зачета по предмету.

Рейтинговая система учета знаний студентов по данному предмету включает в себя: текущий контроль, рубежный по практическим занятиям и лекционному материалу, и итоговый (зачетный).

1. Текущий рейтинг оценивается в процессе изучения дисциплины. На каждом практическом занятии по предусмотренной программе вместе со студентами разбираются темы занятий, заслушиваются рефераты подготовленные студентами по теме. По каждой теме занятия программой предусмотрен письменный контроль, включающий в себя вопросы из домашнего задания и вопросы лекционного материала (3 вопроса из домашнего задания и 2 из лекционного. Оценивается входной контроль от 0 до 5 баллов, т.е. 1 балл за один правильный ответ). В конце занятия учитывается участие каждого студента в разборе темы и участие в докладах по теме (за доклад максимально ставится 3 балла). Предусмотрены штрафные баллы. Так, например, по 3 балла снимается за каждое необоснованно пропущенное практическое занятие, 1 балл за опоздание на занятие. Доля этого рейтинга составляет 0,2. (Расчет текущего рейтинга. Например: максимально получить за весь семестр по предмету можно 80 баллов. Это составит 100%. А студент за семестр набрал 65 баллов – это Х баллов. Составляем обычную пропорцию и в результате получаем 81,25, которые умножаем на долю 0,2 и получим 16,25. Итого, текущий рейтинг за семестр составит 16,25 баллов).

2. Рубежный рейтинг. Доля этого рейтинга составляет 0,5 балла. Все темы практических занятий разделены по темам на два основных модуля. Первый модуль называется «Развитие медицины в России в эпоху феодализма» и включает в себя 2 темы: «Развитие медицины в Киевской Руси и в Московском государстве» и «Развитие медицины в России в XVIII веке» и вопросы по лекции: «История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе». Доля этого блока составляет 0,1. Второй модуль включает в себя развитие медицины в России в XIX веке. Это 8 тем занятий. Доля этого блока составляет 0,3. Третий модуль включает в себя вопросы лекционного материала. Доля этого блока составляет 0,4.

3. Итоговый (зачетный) рейтинг. По результатам текущего и рубежного рейтинга. Зачетный рейтинг учитывает посещаемость лекций. Для этого предусмотрены штрафные баллы (за каждую необоснованно пропущенную лекцию снимается по 3 балла).

Кроме этого, по предмету предусмотрено выполнение курсовой работы по любой теме выбранной студентами из предложенных им тем по истории медицины (в группе не более 3 курсовых работ). Курсовая работа выполняется за месяц до начала зачета. Студент, выполняющий курсовую работу по всем предусмотренным требованиям, предъявляемым к ее выполнению, дополнительно может получить 15 баллов.

Чтобы повысить свой рейтинг, студенту дается возможность погасить свои пропущенные занятия и лекции по предмету. Для этого в течение двух недель, после пропущенного занятия или лекции студент обязан отработать свои пропуски.

 

· Кафедра оставляет за собой право в течение учебного года изменять и дополнять вопросы тестового контроля по предмету.

ВОПРОСЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ

РАЗДЕЛ I

Медицина Киевской Руси

И Московского государства

Важнейшая торговая артерия Древней Руси:

-Шелковый путь

+великий путь из Варяг в Греки

-хождение за три моря

-Северный путь

-Византийский тракт

 

Киевская Русь приняла христианство в качестве государственной религии в:

-333 г. -859 г. -946 г. + 988 г. -1000 г.

 

Первый подлинный строитель Русской державы, расширивший ее пределы, утвердивший власть династии Рюриковичей в Киеве:

-князь Олег Вещий

-князь Рюрик

- князь Игорь

-княгиня Ольга

+князь Владимир Красно Солнышко

 

Эта книга была столь распространена на Руси, что по ней до XVII века дьячки обучали грамоте:

+«Изборник Святослава»

-«Русская правда»

-«Физиолог»

-«Пчела»

-«Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского

«Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения:

- о способах лечения

- о лекарственных средствах

+ о лечцах

- о врачебной этике на Руси

- о знахарях и волхвах

 

Самый распространенный в XVI веке вид медицинской литературы, своеобразная энциклопедия, содержащая рецепты для лечения почти всех известных тогда болезней:

- «Домострой»

- «Акрабадин»

+ «Травник»

+ «Вертоград»

- «Сонник»

В 1581 году в Москве открывается первая аптека, предназначенная:

+ для обслуживания царя

+ для обслуживания царского двора

- для обслуживания армии

- для вольной продажи всем «чинам людей»

- для обслуживания иностранцев

 

Сведения о первом полковом лекаре относятся:

- к 1581 г. - к 1608 г. - к 1615 г. + к 1654 г. - к 1678 г.

 

Первая книга, напечатанная в Москве Иваном Федоровым:

- Библия

- Ветхий Завет

- Домострой

+ Апостол

- Евангелие

Создание государственной организации медицинского дела в Московском государстве было начато при:

- Василии III

- Иване I

- Иване III

+ Иване IV

- Алексее I

Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено учреждением в конце XVI века:

- Аптекарской избы

+ Аптекарской палаты

-Аптекарского приказа

- Аптекарской канцелярии

- Аптекарского совета

 

Киевская Русь существовала:

- IX-XI вв.

- XI-XIII вв.

- IX-XII вв.

+ IX-XIII вв.

- IX-XV вв.

 

Московское государство существовало:

+ XV-XVII вв.

- XVI-XVIII вв.

- XIV-XVI вв.

- XV-XVI вв.

- XV-XIX вв.

 

С XV века с особым старанием культивируются сады-здоровья, их русское название:

- ботанический сад

- цветник

- райский сад

- вертоград

+ огород

 

Формы медицинской помощи в Киевской Руси:

+ ремесленно-медицинская практика частного характера

+ медицинское попечительство

+ больничная помощь

- знахари

- врачи, выпускники медицинских школ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.255 с.)