Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В XIX веке. Теории патогенезаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели и задачи: 1. Показать важнейшие социально-экономические события из истории России первой половины ХIХ в. (Отечественная война 1812 года. Восстание декабристов 1825 год, крестьянские волнения, поражение в крымской войне и др.). И на их фоне раскрыть дальнейшее развитие революционно-демократической мысли в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена и др. и ее влияние и утверждение в естествознании и медицине естественно-научной методологии. 2. Проследить связь между ростом промышленности, городов, армии, флота, населения, и возросшей потребностью во врачебных кадрах и необходимостью улучшения медицинской помощи в стране. 3. Открытие в России новых университетов, формирование научных школ в условиях гонения на материализм и прогрессивные, революционно-демократические воззрения. 4. Внедрение экспериментального направления в медицине: становление физиологии как науки. Формирование представления о сущности патологического процесса. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России. 5. Показать вклад отечественных ученых в развитие физиологии. Логическая структура и основные элементы занятия: Медицина в России в первой половине XIX в. Характеристика эпохи. Материалистические идеи А.Н. Радищева. Взгляды декабристов на медико-санитарные вопросы. Открытие новых университетов и медицинских факультетов при них. Два ведущих центра развития медицинской науки – Медико-хирургическая академия, медицинский факультет Московского университета. Медицина в Отечественную войну 1812 г. Обострение борьбы между материализмом и идеализмом в медицине в связи с обострением классовой борьбы и достижениями естествознания. Влияние французского материализма на медицину. Французские врачи-материалисты: А. Леруа, Ж. Ламетри, Ж. Кабанис. Соответствие французского материализма XVIII века в научной картине мира (научной парадигме), его механистический и метафизический характер. Великие естественнонаучные открытия конца XVIII и первой половины XIX вв. – основа развития диалектико-материалистического взгляда на природу. Открытие закона сохранения и превращения энергии и вещества (М.В.Ломоносов, 1748 г., А. Лавуазье, 1773 г.). Единство клеточного строения животных и растительных организмов (Т. Шванн, М.Шлейден, 1839 г.). Эволюционное учение Ч.Дарвина. Его книга «О происхождении видов...» (1859 г.). Синтез мочевины Велером в 1828 г. Ф.Энгельс о значении великих естественнонаучных открытий. Особенности развития физиологии в древние времена и эпоху феодализма. Рене Декарт. Становление физиологии как науки. Влияние экспериментальной физиологии на развитие медицины. Ф. Мажанди, К. Бернар, И. Мюллер, Г. Гельмгольц. Объединение эксперимента и клиники К.Бернаром. Создание клинико-физиологических лабораторий. Л. Траубе, С. П. Боткин. Развитие отечественной физиологии в XIX веке. А.М.Филомафитский – создатель первой физиологической школы в России (физиология дыхания, пищеварения, опыты по переливанию крови, экспериментальное исследование наркоза), автор первого отечественного учебника физиологии «Физиология, изданная для руководства своих слушателей». Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.П.Боткин. И.М. Сеченов и его труд: «Рефлексы головного мозга» (1863). Его вклад в изучение физиологии центральной нервной системы, дыхания и газов крови, обмена веществ, физиологии труда. Школа И.М. Сеченова. Вклад отечественных ученых в развитие физиологии: Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, В.В. Пашутин. Первые клинико-физиологические лаборатории (С.П.Боткин). И.П.Павлов – основоположник учений об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Его труды «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897), «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (1923), «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927). Нобелевская премия 1904 г. Школа И.П.Павлова. «Письмо к молодежи» (1935). Важнейшие достижения теоретической, клинической и профилактической медицины. Роль эксперимента в физиологии, патологии и микробиологии, в углублении понимания патогенеза и клиники заболеваний. Формирование представления о сущности патологического процесса в XIX веке: – гуморальная теория (К.Рокитанский), – целлюлярная теория (Р.Вирхов), – теория нервизма (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, М.Я. Мудров, С.П. Боткин А.А. Остроумов и др.). Установление роли витаминов (Н. И. Лунин, К. Функ). Изучение роли желез внутренней секреции и гормонов и их лечебное применение (Ш. Броун-Секар, Л. В. Соболев, Ф. Бантинг).
Содержание занятий В первой половине XIX в. медицина в России развивалась в условиях разложения феодально-крепостнического строя, формирования и нарастания капиталистических отношений. Усиливалась эксплуатация фабрично-заводского и крестьянского труда, увеличивалось закрепощение крестьян и бесправное положение рабочих. Развивалась промышленность, число рабочих на фабриках и заводах возросло в несколько раз. Большая часть населения отходила от земледелия и переселялась в города, что привело к росту числа городов и количества горожан. Тяжелые условия жизни и труда, бесправие народа привели к массовым волнениям и крестьянским войнам. После Великой французской революции (1793) и Отечественной войны 1812 года для передовой части дворянства стала очевидной несостоятельность самодержавной власти и необходимость раскрепощения крестьян. В 1815 году Россия встала во главе реакционного «Священного союза», беспощадно подавляя революционные настроения интеллигенции. По поручению Александра I, в 1818 году была проведена ревизия университетов, которая привела проверяющих в ужас от «погибельного материализма», которым было пропитано преподавание, в особенности на медицинском факультете. В результате в Казанском университете был закрыт анатомический музей, а анатомические препараты были похоронены с церковными обрядами. Передовые представители русского общества выступали против реакционной идеологии самодержавно-крепостнического строя в России, что нашло свое отражение в восстании декабристов 1825 года. Философские материалистические взгляды декабристов были подготовлены всей историей русской общественной мысли XVIII века. Декабристы были воспитаны на идеях А.Н. Радищева. Философский материализм декабристов основывался на последних достижениях естественных наук – физики, химии, биологии. Взгляды декабристов занимали значительное место в истории философии России. В программу декабристов наряду с политическими и экономическими были включены требования по охране народного здоровья. Декабристы считали необходимым в каждой волости устроить детский приют, родильный дом, больницу. Волостной врач обязан «больных пользовать бесплатно». Впервые в истории русской общественной жизни декабристы поставили вопрос об обеспечении инвалидов, признав это обязанностью государства. Они считали, что «вспоможение инвалидов» должно проводиться не в виде милости, а в виде законного права. Усилившаяся после декабрьского восстания реакция со стороны царского правительства на материализм и революционно-демократическое движение выражалась в гонениях и преследовании передовых ученых, закрытии университетов, введении ряда ограничительных мер в деятельность научных и учебных заведений. На этом фоне, тормозившем развитие научной и учебной работы, выступали Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, публиковавшие свои многочисленные труды, в которых утверждался материализм как ведущее мировоззрение в среде интеллигенции. Врачи России продолжали успешно развивать материалистическое направление основных проблем медицины: взаимоотношения между организмом и средой, целостности организма, единства физического и психического. Большие успехи к тому времени были достигнуты в области фундаментальных медицинских наук (анатомия, физиология, патология) и клинических дисциплин (терапия, хирургия). Отечественная патология, получившая в это время самостоятельное значение, как научная и учебная дисциплина, широко, на основе естественнонаучных исследований, разрабатывала методологические подходы к пониманию сущности «здоровья» и «болезни». Такой подход способствовал критическому отношению к теоретическим построениям, как гуморалистов (К. Рокитанский), так и солидаристов (Р. Вирхов). В этот период в России начали формироваться научные медицинские школы, которые возглавили крупные исследователи – преподаватели университетов и академий, развивавшие различные научные направления, совершенствовавшие методы преподавания, написавшие учебники и воспитавшие учеников, которые пропагандировали и развивали идеи учителей. Такие школы образовались в Москве вокруг М.Я. Мудрова, Е.О. Мухина, Е.И. Дядьковского и в Петербурге школы И.Ф. Буша, И.В. Буяльского, П.А. Загорского и Н.И. Пирогова. Для получения того или иного звания необходимо было держать соответствующий экзамен. Лекари сдавали экзамены по оперативной хирургии и хирургической анатомии и должны были знать все большие и малые операции. Доктор медицины, кроме того, обязан был написать и защитить диссертацию. Доктор медицины и хирургии публично проводил две сложные операции. Оператору на экзамене необходимо было сделать одну важную операцию. Таким образом, еще в первой половине XIX в. было узаконено обязательное выполнение лекарями операций. Лекари имели право лечить все болезни без исключения и производить все операции. Главным государственным органом управления медициной в начале XIX века стал Медицинский департамент (в составе Министерства внутренних дел) с существовавшим при нем Медицинским советом как научно-медицинским органом. Создание его было вызвано развитием медицинской науки и необходимостью координирования научных исследований, а также для разработки законоположений и проектов в области медицины. В 1810 году университеты и медико-хирургические академии стали присваивать ученые степени. Разработка вопросов охраны здоровья – гигиены, предупреждения болезней, борьбы с заразными заболеваниями, совершенствование методов обучения студентов – характеризуют достижения научной и практической медицины в первой половине XIX века.
Контрольные вопросы: 1. Характеристика политического, экономического и культурного развития в России в первой половине XIX века. 2. Борьба материализма и идеализма в медицине и влияние ее на развитие медицинской науки и практики. 3. Вклад А.М.Филомафитского в развитие физиологии. 4. Вклад И.М.Сеченова в развитие физиологии. 5. Вклад И.П.Павлова в развитие физиологии. 6. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной физиологии: Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, В.В.Пашутин и др. 7. Вклад С.П.Боткина в становление экспериментальной медицины. 8. Формирование представления о сущности патологического процесса в XIX веке: – гуморальная теория (К.Рокитанского), – целлюлярная теория (Р.Вирхова), – теория нервизма (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, М.Я.Мудров, С.П.Боткин и др.).
Литература к занятию: 1. Сорокина Т.С. История медицины.- М.: Академия, 2004. 2. Заблудовский Е.П. История медицины. М., 1981. 3. Железникова Л.И., Колядо Е.В., Слухай Е.Ю. Учебно-методическое пособие по истории медицины./Под ред. В.Б.Колядо. – Барнаул: ГОУ ВПО АГМУ Росздрава.- 2010.
Темы для докладов:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.01 с.) |