Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Количественные методы в биохимии↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПО БИОХИМИИ Учебно-методическое пособие
Специальность: 050102 Биология Череповец Рассмотрено на заседании кафедры биологии и общей экологии, протокол № 1 от 06.09.06 г. Одобрено редакционно-издательской комиссией Физико-математического факультета ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 52 от 12.09.06 г.
С о с т а в и т е л ь: И.А. Непорожняя
Р е ц е н з е н т ы: А.С. Васильев, д-р биол. наук (ИБВВ РАН); А.В. Румянцева, канд. биол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р: Н.П. Коломийцев, канд. биол. наук, доцент
© ГОУ ВПО Череповецкий государст- венный университет, 2006 Введение
Данное пособие предназначено для студентов II курса специальности 050102 Биология. Пособие включает в себя следующие темы: «Белки», «Количественные методы в биохимии», «Ферменты», «Витамины», «Нуклеиновые кислоты», «Фотосинтез», «Углеводы. Липиды», «Химия молока». В пособие включены лабораторные работы, которые могут быть выполнены в течение 4 ч, отводимых для занятия. Выполнение данных лабораторных работ будет способствовать усвоению студентами теоретического курса «Биологической химии», развитию способности к мышлению и наблюдательности, развитию практических навыков биохимического эксперимента. Теоретической основой лабораторного занятия является краткое изложение программных вопросов по данной теме, указаны объекты исследования, оборудование и реактивы, инструкция по проведению эксперимента. В ходе выполнения лабораторной работы каждый студент заполняет протокол работы, включающий: название темы, работы, исследуемый материал, оборудование, реактивы, краткое описание хода работы, результаты исследования. Необходимые рисунки, схемы необходимо оформлять в разделе «Ход работы». По окончании каждой работы следует записывать выводы. Лабораторные работы в данном учебном пособии подобраны с учетом технических возможностей кафедры. В конце пособия находится приложение с описанием приготовления реактивов. Лабораторные работы разработаны на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Биологическая химия». – М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 2005, для специальности 050102 Биология.
Особенности работы в биохимической лаборатории и инструктаж по технике безопасности
Приступая к выполнению практических занятий, следует изучить теоретический материал по учебной литературе, внимательно ознакомиться с содержанием очередного лабораторного занятия. Работа с биологическим материалом (кровь, моча, слюна, желудочный сок, гомогенаты тканей) должна выполняться в медицинских перчатках. Следует использовать автоматические дозаторы, бюретки и мерные цилиндры. Стеклянные пипетки в области контакта со ртом перед работой обработать этанолом. Следует использовать реагенты, маркировка которых указана на этикетке (вещество, концентрация, дата изготовления). Работа с концентрированными кислотами и щелочами, ядовитыми и огнеопасными веществами производится в вытяжном шкафу. Реагенты использовать экономно, химические реактивы необходимо брать только чистыми инструментами, после взятия необходимого количества банку с реактивом закрыть предназначенной для нее крышкой. Все электрические приборы должны быть исправными и надежно заземленными. В рабочем состоянии крышки термостатов, сухожаровых шкафов, центрифуг должны быть закрыты. Распределительный электрический щит, к которому подключены приборы, включается только в присутствии и под контролем преподавателя. В лабораторные центрифуги помещают парное (четное) количество тщательно уравновешенных пробирок. Ось симметрии между двумя пробирками должна проходить через ось ротора. Перед включением и в процессе работы роторная камера центрифуги должна быть закрыта. Камера может быть открыта только после полной остановки ротора. Нельзя нагревать посуду из простого химического стекла на открытом пламени. Нагревание огнеупорных пробирок на пламени спиртовки следует производить на уровне верхней границы жидкости, при этом отверстие пробирки должно быть направлено в безопасную сторону, пробирку держат с помощью держателя. Огнеопасные вещества следует нагревать только на водяной бане (ни в коем случае не на открытом пламени!), контролируя наличие воды. Спиртовки гасить колпачком и следить за правильным положением фитиля. Работу на измерительной аппаратуре следует производить в присутствии преподавателя или ответственного лаборанта кафедры, предварительно ознакомившись с правилами работы и техникой безопасности. Необходимо аккуратно обращаться с лабораторной посудой, чтобы в случае ее повреждения не получить травму. О любых ситуациях, способных нанести вред здоровью, незамедлительно информировать преподавателя. После завершения работы убрать рабочее место, отключить электричество, а также убедиться, что краны с холодной и горячей водой закрыты.
Тема 1 БЕЛКИ (4 ч)
Работа 1 Цветные реакции на белки и аминокислоты Цветные реакции дают возможность обнаружить присутствие белка в биологических жидкостях и получить представление о его аминокислотном составе. Биуретовая реакция открывает пептидную связь в белке. Её способны дать вещества, которые содержат не менее двух пептидных связей. Нингидриновая реакция характерна для α-аминогрупп. Нингидриновая реакция используется для количественного определения α-аминокислот в аминокислотных анализаторах. Ксантопротеиновая реакция открывает наличие в белках циклических аминокислот – триптофана, фенилаланина, тирозина, содержащих бензольное ядро. Реакция Миллона открывает в белке циклическую аминокислоту тирозин. Белки, не содержащие тирозин, этой реакции не дают. Реакция Фоля указывает на присутствие в белке аминокислот цистина и цистеина, содержащих слабосвязанную серу. Метионин, хотя и является содержащей серу аминокислотой, этой реакции не дает, поскольку сера в нем связана прочно.
Исследуемый материал:раствор яичного белка (способ приготовления дан в приложении). Оборудование: градуированная пипетка объемом 1 мл, пипетки, мерный цилиндр – 10 мл, цилиндрические маленькие пробирки 10 шт., стеклянные палочки, пробиркодержатель, штатив, спиртовка. Реактивы: 1) 10 % раствор NaOH; 2) 1 % раствор CuSO4; 3) 0,5 % раствор нингидрина; 4) HNO3 (конц.); 5) реактив Миллона; 6) реактив Фоля; 7) дистиллированная вода.
Ход работы Провести цветные реакции на исследуемом растворе яичного белка. Полученные результаты оформить в виде следующей таблицы:
Таблица 1
Продолжение
Работа 2 Реакции осаждения белков Реакции осаждения белков могут быть обратимыми и необратимыми. В первом случае белки не подвергаются глубоким изменениям, поэтому получаемые осадки могут быть вновь растворены в первоначальном растворителе с сохранением своих нативных свойств. При необратимых реакциях осажденные белки подвергаются глубоким изменениям – денатурации. Реакции осаждения дают возможность: 1) изучить свойства белков; 2) освободить жидкость от присутствия белка; 3) установить наличие белка в биологических жидкостях, например в моче; 4) высаливанием с помощью различных концентраций нейтральных солей или спиртом выделить отдельные белковые фракции. Реакция высаливания (осаждения белков с помощью высоких концентраций нейтральных солей) обусловлена дегидратацией макромолекул белка с одновременной нейтрализацией электрического заряда. Для высаливания различных белков требуется неодинаковая концентрация одних и тех же солей. Глобулины, имеющие большую молекулярную массу, легче высаливаются, чем альбумины. Глобулины осаждаются в полунасыщенном, а альбумины – в насыщенном растворе сернокислого аммония. Осаждение белков солями тяжелых металлов (в отличие от высаливания) происходит при небольших концентрациях солей. Белки при взаимодействии с солями тяжелых металлов (свинца, меди, серебра, ртути и др.) адсорбируют их, образуя с ними солеобразные и комплексные соединения, растворимые в избытке этих солей (за исключением солей AgNO3, HgCl2), но не растворимые в воде. Соли тяжелых металлов вызывают необратимое осаждение белков, т.е. денатурацию. Концентрированные минеральные кислоты вызывают денатурацию белка. Выпадение белка в виде осадка связано с денатурацией белковых частиц и образованием комплексных солей белка с кислотами. Ортофосфорная кислота (H3PO4) осадка не дает. В избытке всех минеральных кислот, за исключением азотной (HNO3), выпавший в осадок белок растворяется. Органические кислоты вызывают необратимое осаждение белков, чаще используют растворы трихлоруксусной и сульфосалициловой кислот. Кроме белков она осаждает также продукты их распада — высокомолекулярные пептоны и полипептиды. Трихлоруксусная кислота способна осаждать только белки и не осаждает продукты распада белков. В органических растворителях (этанол, ацетон и др.) белки не растворяются и выпадают в осадок. В зависимости от природы белка для его осаждения требуются различные концентрации спирта. Этанол связывает воду, вызывая дегидратацию мицелл белка и неустойчивость их в растворе. При осаждении этанолом раствор белка должен быть нейтральным или слабокислым, но не щелочным. Реакция облегчается присутствием электролита хлористого натрия вследствие снятия заряда с частиц белка. Реакция осаждения белка этанолом или кратковременным действием этанола обратима при охлаждении. Если осадок быстро отделить от этанола, то белок может сохранить нативное состояние. Осаждение белков алкалоидными реактивами также относится к необратимым реакциям. К группе алкалоидных реактивов принадлежат танин, пикриновая кислота и др. Механизм осаждения белков алкалоидными реактивами связан с образованием нерастворимых солеобразных соединений с основными азотсодержащими группами белка. Белки – протамины и гистоны, несущие положительный заряд, хорошо осаждаются алкалоидными реактивами в нейтральной среде без подкисления. Исследуемый материал:раствор яичного белка (способ приготовления дан в приложении). Оборудование: градуированная пипетка объемом 1 и 5 мл, пипетки, мерный цилиндр – 10 мл, цилиндрические маленькие пробирки 15 шт., стеклянные палочки, спиртовка, воронка, фильтровальная бумага, штатив для пробирок, пробиркодержатель. Реактивы: 1) 1 % раствор СН3СООН; 2) 10 % раствор NaOH; 3) NaCl (порошок); 4) насыщенный раствор NaCl; 5) (NH4)2SO4 (порошок); 6) насыщенный раствор (NH4)2SO4; 7) 10% раствор CuSO4; 8) 5 % раствор (CH3COO)2Pb; 9) HNO3 (конц.), H2SO4 (конц.); 10) 10 % раствор трихлоруксусной кислоты; 11) 20 % раствор сульфосалициловой кислоты; 12) насыщенный раствор пикриновой кислоты, дистиллированная вода.
Ход работы Провести реакции осаждения белка различными способами.
Опыт 1. Осаждение белков кипячением
Таблица 2
Опыт 2. Осаждение белков при комнатной температуре нейтральными солями – высаливание Таблица 3
Во втором варианте после осаждения альбуминов надосадочную жидкость проверяют на отсутствие белка с помощью биуретовой реакции.
Опыт 3. Осаждение белков солями тяжелых металлов К 5 каплям раствора яичного белка осторожно прибавить 1 каплю раствора сульфата меди (II). Образуется бледно-голубой осадок, нерастворимый в воде. К другой такой же порции раствора белка прилить вначале 1 каплю раствора сульфата меди (II), а затем еще 10 капель и наблюдать растворение осадка в избытке реактива. К 5 каплям раствора яичного белка прибавить 2 капли раствора ацетата свинца (II), образуется осадок, нерастворимый в воде, но легко растворяющийся в избытке осадителя.
Опыт 4. Осаждение белков концентрированными минеральными кислотами. К 5 каплям концентрированной азотной кислоты осторожно по стенке пробирки прилить 5 капель раствора белка так, чтобы обе жидкости не смешивались. На границе двух жидкостей образуется осадок в виде небольшого белого кольца (проба Геллера). Осторожно встряхнуть пробирку и добавить избыток азотной кислоты: осадок не исчезает, так как в избытке азотной кислоты он не растворяется. Осаждение серной кислотой проводится аналогично реакции с азотной кислотой. К 5 каплям концентрированной серной кислоты осторожно по стенке пробирки прилить 5 капель раствора белка. Образуется осадок, растворимый в избытке серной кислоты (при встряхивании).
Опыт 5. Осаждение белков органическими веществами: а) органическими кислотами: к 5 каплям раствора белка добавить 2 капли раствора сульфосалициловой кислоты. Выпадает осадок белка. К 5 каплям раствора белка добавить 2 капли раствора трихлоруксусной кислоты. Выпадает осадок белка; б) спиртом: к 5 каплям раствора белка прилить 15-20 капель этанола. Раствор мутнеет. Добавить 1 каплю насыщенного раствора хлористого натрия. Наблюдается выпадение осадка; в) алкалоидными реактивами: к 5 каплям раствора белка добавить 2 капли насыщенного раствора пикриновой кислоты и 2 капли раствора уксусной кислоты. Выпадает осадок белка.
Тема 2 Ход работы Наливают 15-20 мл исследуемого раствора в целлофановый мешочек и погружают его в стакан с дистиллированной водой таким образом, чтобы открытый край мешочка выступал над поверхностью воды. Через 1 ч с водой из стакана и раствором белка, содержащим примесь углеводов, проделывают биуретовую реакцию (на белок) и реакцию Феллинга (на глюкозу), чтобы убедиться в отсутствии белка и наличии глюкозы в воде из стакана. Биуретовая реакция. К 5 каплям исследуемого раствора прибавить 3 капли 10 % раствора гидроксида натрия и 1 каплю 1 %раствора сульфата меди (II), перемешать. Содержимое пробирки приобретает сине-фиолетовый цвет, что указывает на присутствие белка в растворе. Реакция Феллинга. К 5 каплям исследуемого раствора прибавить 5 капель феллинговой жидкости и нагреть. Наблюдается образование оксида меди (I) красного цвета (Cu2O), что указывает на присутствие глюкозы в растворе. Работа 6 Методы количественного определения белка на примере биуретовой реакции
Для количественного определения белков применяют физические, химические и биологические методы. Наибольшее распространение из физических методов количественного определения белков получили три: рефрактометрический (по показателю преломления белковых растворов), спектрофотометрический (по поглощению в ультрафиолетовой области спектра) и полярографический (по кривым, показывающим зависимость между силой тока и напряжением, приложенным к системе, содержащей белок). Пикнометрический метод (по плотности белковых растворов) употребляется редко. Химические методы количественного определения белков разнообразны. Наиболее простым химическим методом определения белка является количественное определение общего или белкового (после осаждения белка и отделения его от растворимых азотсодержащих веществ) азота. Умножая величину процентного содержания общего азота на коэффициент 6.25 (среднее содержание азота в белках – 16 %, отсюда 100:16 = 6.25), получают данные о содержании сырого протеина. Проделывая ту же операцию с величиной, характеризующей содержание белкового азота, получают данные о количестве белка. Эти способы условны, так как дают приблизительную оценку о количестве белка. Биологические методы количественного определения белков применимы лишь к белкам, обладающим ферментативной и гормональной активностью. Измеряя степень биологической активности препарата, можно составить представление о содержании в нем белка, обладающего данной активностью. Этот метод тоже не дает абсолютных результатов. Самым распространенным химическим методом количественного определения белков является колориметрический метод. Он основан на измерении интенсивности окраски цветных реакций, развивающихся при взаимодействии белков с тем или иным специфическим реагентом. Чтобы рассчитать концентрацию белка, в этом случае строят калибровочный график. Биуретовый метод основан на способности растворов белка давать фиолетовое окрашивание при взаимодействии с раствором сульфата меди в щелочной среде. Интенсивность окраски пропорциональна концентрации белка в растворе. Материал для исследования: растворы яичного белка концентрации 5, 10 и 15 мг/мл, и раствор белка неизвестной концентрации. Оборудование: штативы с пробирками; бюретки для биуретового реактива; склянки с растворами белка; пипетки на 1 мл; ФЭК с кюветами с толщиной слоя 1 см, миллиметровка. Реактивы: биуретовый реактив.
Ход работы 1. В первые 3 пробирки помещают стандартные растворы с содержанием белка 5, 10 и 15 мг в 1 мл. Эти пробирки служат для построения калибровочной кривой. В четвертую пробирку наливают раствор с неизвестной концентрацией белка, которую нужно определить. 2. В каждую пробирку добавляют по 4 мл биуретового реактива. Содержимое пробирок хорошо перемешивают и оставляют при комнатной температуре на 20 мин для развития окраски. Окрашенные растворы колориметрируют на ФЭКе в кюветах с толщиной слоя 1 см, пользуясь зеленым светофильтром (длина волны 540 нм). В качестве контрольного раствора при измерении на ФЭКе используют биуретовый реактив. 3. Строят калибровочный график, откладывая на оси абсцисс концентрации стандартных растворов белка, а на оси ординат - соответствующие – значения оптической плотности. Зная оптическую плотность раствора белка с неизвестной концентрацией, по калибровочной кривой определяют в нем содержание белка. Записывают принцип метода; зарисовывают калибровочный график зависимости оптической плотности от концентрации стандартного раствора белка. Пользуясь этим графиком, рассчитывают содержание белка в испытуемом растворе и записывают результат.
Тема 3 ФЕРМЕНТЫ (4 ч) Работа 7 Ферменты как биологические катализаторы
Ферменты, энзимы – специфические белки всех живых клеток, играющие роль биологических катализаторов. С их помощью осуществляется обмен веществ и энергии в организмах. Свойства ферментов: 1. Все ферменты белковой природы (простые и сложные). 2. Все ферменты характеризуются термолабильностью, т.е. оптимум действия 0- 45 °С. 3. Ферменты специфичны; различают абсолютную и относительную специфичность. 4. Ферменты действуют в мягких условиях среды, с определенным значением рН. 5. Ферменты обладают высокой каталитической активностью (например, холинэстераза за 1 с расщепляет 300 000 молекул ацетилхолина).
Исследуемый материал: раствор слюны. Оборудование: пипетки, мерный цилиндр – 50 мл, цилиндрические маленькие пробирки 15 шт., стеклянные палочки, штатив для пробирок, химический стакан, пробиркодержатель, спиртовка, спички. Реактивы: 1) 1 % раствор крахмала; 2) 10 % раствор NaOH; 3) 1 % раствор CuSO4; 4) фосфатный буфер; 5) 1 % раствор NaCl; 6) водный раствор I2 в КI.
Ход работы Для исследования активности амилазы слюны и ее свойств используют собственную слюну, разведенную в 10 раз. Для этого в мерную пробирку собирают 1 мл слюны (предварительно полость рта ополаскивают водой) и доводят до метки 10 мл.
Опыт 1 .Определение термолабильности амилазы слюны. Таблица 4
Таблица 5 Опыт 2. Влияние температуры на скорость ферментативной реакции.
Таблица 6
Опыт 3. Определение оптимума рН для действия амилазы.
Таблица 7 Опыт 4. Влияние активаторов и ингибиторов на активность амилазы.
Работа 8 Свойства ферментов Исследуемый материал: раствор слюны, срезы клубней вареного и сырого картофеля. Оборудование: пипетки, мерный цилиндр – 50 мл, цилиндрические маленькие пробирки 10 шт, стеклянные палочки, штатив для пробирок, химический стакан, пробиркодержатель, спиртовка, спички. Реактивы: 1) 1 % раствор крахмала; 2) Феллингова жидкость, 3) 1 % раствор сахарозы; 4) гваяковая настойка; 5) NaI (порошок); 6) NaCl (порошок); 7) КClO3 (порошок); 8) фильтрат дрожжей.
Ход работы
Опыт 1 .Специфичность действия ферментов Для действия ферментов характерна специфичность: а) абсолютная – фермент катализирует превращение строго определенного вещества (уреаза расщепляет только мочевину на СО2 и NH3); б) относительная – фермент катализирует превращения одного типа связей в ряду близких по химическому строению веществ (например, липаза катализирует разрыв сложноэфирных связей независимо от типа радикала); в) групповая относительная – то же, но для разрыва связи важны образующие ее атомные группировки. Все протеолитические ферменты расщепляют пептидные связи, но пепсин, трипсин и химотрипсин расщепляют пептидные связи, образованные только определенными аминокислотами; г) стереохимическая – фермент катализирует превращение только одного стереоизомера при наличии рацемата (L-оксидазы превращают L-аминокислоты, но не D-аминокислоты).
Приготовить раствор слюны: 1мл слюны + 4 мл воды. Таблица 8
Опыт 2. Исследование свойств фермента тирозиназы из картофеля Тирозиназа – фермент, окисляющий аминокислоту тирозин в темный пигмент за счет кислорода. Этот фермент может окислить и гвоякову смолу. В результате образуется озонид синего цвета. Таблица 9
Опыт 3. Ингибирующее действие хлорид-ионов на дегидрогеназный комплекс картофеля. Хлорид-ионы ингибируют дегидрогеназный комплекс, и в их присутствии поверхность среза картофеля остается без изменений; в остальных случаях она темнеет.
Таблица 10
Тема 4 ВИТАМИНЫ
(8 ч)
Работа 9 Качественные реакции на витамины Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления жизненно важных биохимических и физиологических процессов в живых организмах. При этом витамины не используются для пластических и энергетических нужд организма. Человек в сутки потребляет около 600 г пищи (в пересчете на сухое вещество), из этого количества на долю витаминов приходится 100-200 мг. В настоящее время существует несколько номенклатур витаминов: 1) по предложению Э. Мак-Коллума (1913), их обозначают латинскими буквами А, В, С, D, Е, К и др.; 2) наименование по физиологическому действию — к названию болезни, которую предупреждает или излечивает витамин, добавляется приставка aнmu- (антискорбутный, антигеморрагический, антистерильный и др.); 3) химическое наименование. В 1974 г. принята временная классификация витаминов. Витамины, растворимые в воде:В1 – тиамин, антиневротический; В2 – рибофлавин, витамин роста; В3 – пантотеновая кислота, антидерматитный; В5 (РР) – никотиновая кислота, антипеллагрический; В6 – пиридоксол, антидерматитный; В12 – цианкобаламин, антианемический; Вс – фолиевая кислота, антианемический; Н – биотин, антисеборейный; С – аскорбиновая кислота, антискорбутный; Р – рутин, капилляроукрепляющий. Витамины, растворимые в жирах:А – ретинол, антиксерофтальмический; D – кальциферол, антирахитический; Е – токоферол, антистерильный; К – филлохинон, антигеморрагический. Витаминоподобные вещества:холин, липоевая кислота, оротовая кислота, витамин В15, инозит, ПАБК (парааминобензойная кислота), карнитин, витамин U. Биологическое действие большинства витаминов сводится к участию их в ферментативных реакциях в качестве кофакторов ферментов (коферментная функция). Для витаминов, растворимых в воде, известны антивитамины. Это аналоги витаминов, которые оказывают противоположное витаминам действие (например, антивитамином тиамина является окситиамин). Среди жирорастворимых витаминов антивитамины известны только к витамину К – производные кумарина (дикумарин, варфарин, тромексан). Недостаточное поступление витаминов с пищей вызывает заболевания, называемые гиповитаминозами. При отсутствии одного из витаминов в пище развивается авитаминоз, при недостатке нескольких – полигиповитаминозы, а при их отсутствии в пище – полиавитаминозы. При чрезмерном введении витаминов (как правило, жирорастворимых) могут развиваться гипервитаминозы.
Исследуемый материал:фармакопейные препараты витаминов А, С, Е, D, Р, В1, В6, В12, викасола. Оборудование: пипетки, мерный цилиндр – 10 мл, цилиндрические маленькие пробирки 10 шт., стеклянные палочки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка, спички, воронка, фильтровальная бумага, химический стакан, флюороскоп. Реактивы: 1) H2SO4 (конц.), 23 % раствор хлороформа, 5 % раствор FeCl3; 2) анилиновый реактив (15 частей анилина и 1 часть HCl (конц.)), 23 % раствор хлороформа; 3) раствор цистеина – 0.25 г/л, раствор NaOH – 100 г/л, раствор викасола – 0.5 г/л; 4) HNO3 (конц.), сахароза (порошок), 1 %раствор FeCl3; 5) 10 % раствор NaOH, 10 % раствор HCl, 5 % раствор K4[Fe(CN)6]; 1 %раствор FeCl3, 0.01 % раствор метиленового синего, 10 % раствор Na2CO3, раствор Люголя (0.1 % раствор иода в растворе йодистого калия); 6) 1 % раствор FeCl3, рутин, насыщенный раствор, H2SO4 (конц.), 0.5 % раствор HCl, феллингова жидкость, 10 % раствор NaOH; 7) диазореактив – 5 капель 1 % раствора сульфаниловой кислоты + 5 капель 5 % раствор NaNO2, 10 % раствор Na2CO3; 8) HCl (конц.), Zn (мет.); 9) 1 %раствор FeCl3; 10) H2SO4 (конц.), 30 % раствор NaOH, 10 % раствор тиомочевины.
Ход работы Провести качественные реакции на витамины А, С, Е, D, Р, В1, В6, В12.
Опыт 1. Качественные реакции на витамин А Реакция на витамин А с концентрированной серной кислотой. В сухую пробирку вносят 1 каплю раствора витамина А и 5 капель раствора хлороформа, перемешивают и добавляют 1 каплю концентрированной серной кислоты. Реакцию проводить в вытяжном шкафу! Отмечают результат реакции. Реакция на витамин А с хлорным железом. В сухую пробирку вносят 1 каплю витамина А и 5 капель раствора хлороформа. Перемешивают, добавляют 3 капли хлорида железа. Реакцию проводить в вытяжном шкафу! Отмечают результат реакции.
Опыт 2. Качественные реакции на витамин D В сухую пробирку вносят 2 капли витамина D, 10 капель раствора хлороформа и 1-2капли анилинового реактива, осторожно нагревают при постоянном помешивании. Реакцию проводить в вытяжном шкафу! Отмечают результат реакции.
Опыт 3. Качественная реакция на викасол К 5 каплям раствора викасола добавляют равное количество раствора цистеина и 1 каплю раствора едкого натра. Отмечают результат реакции.
Опыт 4. Качественные реакции на витамин Е Реакция с азотной кислотой. В сухую пробирку вносят 6 капель витамина Е, добавляют несколько крупинок сахарозы. Осторожно по стенке пробирки прибавляют 10 капель концентрированной азотной кислоты. Реакцию проводить в вытяжном шкафу! Отмечают результат реакции. Реакция с хлорным железом. В сухую пробирку вносят 0,5 мл витамина Е, затем 0,5 мл раствора хлорного железа (III) и тщательно перемешивают содержимое пробирки. Отмечают результат реакции.
Опыт 5. Качественные реакции на витамин С Реакция с железосинеродистым калием K4[Fe(CN)6]. В две пробирки вносят по 1 капле раствора NaOH и по 1 капле раствора железосинеродистого калия. В одну пробирку добавляют 5 капель раствора витамина С, в другую — столько же воды. Перемешивают, добавляют по 3 капли раствора соляной кислоты и по 1 капле раствора хлорного железа. В пробирке с витамином С образуется осадок берлинской лазури, в контрольной пробирке наблюдается бурое окрашивание, обусловленное образованием железосине-родистой соли окиси железа. Реакция с метиленовым синим. В две пробирки вносят по 1 капле раствора метиленового синего, по 1 капле раствора соды. В одну из них добавляют несколько капель раствора аскорбиновой кислоты, в другую – 1 мл воды. В пробирке с аскорбиновой кислотой происходит обесцвечивание метиленового синего (при нагревании). Реакция с раствором Люголя. В две пробирки вносят по 10 капель дистиллированной воды и по 2 капли раствора Люголя. В одну пробирку прибавляют – 10 капель дистиллированной воды, в другую -10 капель раствора аскорбиновой кислоты. В пробирке с аскорбиновой кислотой раствор Люголя обесцвечивается в результате восстановления йода до йодистоводородной кислоты.
Опыт 6. Качественные реакции на витамин Р Реакция с хлоридом железа. Хлорид железа образует с рутином комплексное соединение, окрашенное в изумрудно-зеленый цвет. К 12 мл насыщенного водного раствора рутина прибавляют несколько капельраствора хлорида железа. Отмечают результат реакции. Реакция с концентри
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.012 с.) |