Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К моему изумлению, Горбачев пожал плечами и сказал: «да, это так».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В комнате неожиданно стало тихо. Ахромеев и Валентин Фалин переглянулись и заерзали в креслах. Боб Блэквилл передал мне записку с вопросом: могу ли я сделать так, чтобы Горбачев повторил это? Я кивнул ему. «Я удовлетворен тем, что мы согласны с вами в вопросе права стран выбирать своих союзников», — сказал я... «Я согласен публично заявить, что Соединенные Штаты и Советский Союз хотят видеть единую Германию и предоставить ей возможность окончательно решить вопрос о том, где она хочет находиться», — сказал Горбачев. «Я бы сказал это по-другому, — заметил я. — Мы поддерживаем единую Германию в НАТО. Если они не хотят этого, мы будем уважать их решение». «Я согласен», — сказал Горбачев. «Со второй частью тоже?» — уточнил я. «С обеими частями», — ответил Горбачев. «Хорошо, — сказал я. — Мы можем поручить министрам работать над этим?» «Пусть работают над переходным периодом», — сказал Горбачев. К этому времени смятение советской делегации было явно ощутимым. Ахромеев, зло сверкая глазами, делал какие-то знаки Фалину. Не обращая внимания на Горбачева, они громким сценическим шепотом переговаривались между собой. Это была просто невероятная сцена, никто из нас раньше ничего подобного не видел, это был открытый бунт против советского лидера. Я не знаю, почему Горбачев поступил именно так, а не иначе. Возможно, он исходил из того, что мы все равно одержим верх и таким образом ему легче будет решить этот вопрос в своей команде. В любом случае это было удивительное выступление.
VII.12. Конституционный кризис 1992-1993 годов. Социально-экономическое развитие России в начале 1990-х годов. Россия на рубеже 1991—1992 гг. Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Страна имела не сформированный полностью административный аппарат. Началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти. У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда-то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали пересмотреть их в свою пользу: Эстония и Латвия заявляли о претензиях на часть территорий Псковской области. Вместе с тем в России многие известные политики и общественные деятели ставили под сомнение право Украины на Севастополь. 7. мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России официально не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за раздела Черноморского флота между Россией и Украиной. После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. 6 сентября 1991 г. в Грозном вооруженной толпой было захвачено здание Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики. 1 ноября 1991 г. генерал Д. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики.
Шоковая терапия» Однако внимание российского общества и руководства России было сосредоточено не на национально-государственном строительстве, а на экономике. В программном докладе на V Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Б.Н. Ельцин провозгласил начало радикальных рыночных реформ с января 1992 г. Президент, в частности, сделал такой прогноз: «Хуже всем будет примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выборами, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». 29 октября 1991 г. Съезд избрал председателем Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова. 1 ноября 1991 г. Съезд предоставил Президенту широчайшие дополнительные полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить и сформировать правительство. Указы Президента по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем законы. Президент отныне имел право назначать по согласованию с соответствующими Советами глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Б.Н. Ельцин получал огромную власть, но на четко определенный срок — до 1 января 1993 г. Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил молодой доктор экономических наук, известный публицист Е.Т. Гайдар. Основными мероприятиями программы реформ были: 1. Либерализация цен и торговли. Введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия — установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, складывание новой торговой сети. 2. Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты — снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля. 3. Широкая приватизация государственной собственности. Ожидаемые итоги — превращение граждан в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности. Первые два направления экономической реформы получили название «шоковой терапии». Е.Т. Гайдар впоследствии вспоминал: «Мы начинали реформы в очень интересной ситуации, когда можно долго перечислять, чего у нас не было и почему реформы проводить нельзя. Я сам мог прекрасно объяснить, почему в 1992-м году их проводить нельзя. Не было стабильной поддержки в парламенте, не было нормальных дееспособных институтов власти (армии, таможни, милиции) — они были поражены кризисом власти начала 90-х годов... Шестнадцать центральных банков вместо единого, не было традиций частного предпринимательства, не было сильного частного сектора, как в Польше. Не было ни копейки валюты, золотого запаса, не было возможности привлечь свободные ресурсы на международном финансовом рынке. Но плюс к этому у нас не было возможности ждать, ничего не делать и объяснять, почему ничего нельзя сделать». Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными. Был издан указ Президента «О свободе торговли», который знаменовал переход к новой системе экономических отношений. Указ предоставил всем предприятиям и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое (планируемое и контролируемое государством) распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т.д. Параллельно осуществлялись меры по сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества, поддержки фермерских хозяйств. Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате «заработал» рубль — именно это реформаторы в тот момент считали главным условием выхода из экономического кризиса. Однако наполнение прилавков не было достигнуто за счет роста производства. Напротив, в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,8%, промышленное производство — на 18%. Потребительский рынок был восстановлен за счет снижения потребления и увеличения импорта. Финансовая стабилизация не состоялась — инфляция составила фантастические 2509%. Потребительские цены за 1992 г. выросли в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий обесценились. Начался кризис неплатежей — предприятия поставляли продукцию, не получая оплаты. В этой ситуации они перешли к натуральному обмену продукцией (бартеру). Бартер в 90-е гг. стал хронической проблемой российской экономики. Резко ухудшилось материальное положение населения. Сбережения советского времени быстро уничтожила инфляция. Темпы инфляции значительно опережали рост заработной платы. Работники бюджетной сферы, прежде всего сотрудники детских садов, учителя и врачи, оказались на грани выживания.
Приватизация Из опыта стран Восточной Европы, начавших переход от социализма к рынку раньше, чем Россия, было известно, что социально-экономический кризис, возникающий при смене строя, может быть смягчен приватизацией. Суть приватизации состояла в передаче права собственности от государства частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1989—1991 гг. Правительство Гайдара, и особенно возглавляемый А.Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ), начинало приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации. Чубайс, говоря об этой приватизации, подчеркивал: «По сути, это было разворовывание общенародной собственности. Но это разворовывание не было нелегальным, потому что легальных, законных схем разгосударствления не существовало». Правительство начинало с установления законных методов приватизации. Наиболее массовой стала приватизация жилья. Государство ввело бесплатную для квартиросъемщиков приватизацию квартир и установило механизм их свободной продажи. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. Средние и крупные предприятия сначала преобразовывались в акционерные общества (АО), а затем акции вновь созданных АО продавались. На протяжении 1992—1994 гг. продажа акций осуществлялась не за деньги, а за особые ценные бумаги — приватизационные чеки (ваучеры). От названия этих бумаг возникло наименование ваучерной (чековой) приватизации. Идея ваучерной приватизации имела черты социальной справедливости. Балансовую стоимость предприятий на 1 января 1992 г. (в ценах 1984 г.) разделили на количество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно соответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции, — 10 тыс. рублей. Однако из-за инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация заканчивалась, на эту сумму можно было купить всего два килограмма колбасы. Было распространено 144 млн. приватизационных чеков. Ваучеры получили 96% населения страны. Для того чтобы владелец ваучера стал акционером какого-нибудь предприятия, существовало три пути: участие в проводимом государством чековом аукционе, вложение ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), приобретение акций предприятия, членом трудового кол лектива которого гражданин являлся, по закрытой подписке. Все эти пути были новыми и незнакомыми для граждан. Так как ваучер был анонимной ценной бумагой, его можно было продать. Скупка чеков у населения развернулась практически мгновенно. 25% чеков было вложено в ЧИФы, на 50% чеков члены трудовых коллективов приобрели акции «родных» предприятий, 25% чеков проданы за цену даже ниже номинала. Приобрели эти 25% чеков примерно 2 тыс. юридических лиц. Именно эти последние смогли распорядиться ваучерами эффективно. Те, кто вложил чеки в ЧИФы, нередко сталкивались либо с деятельностью мошеннических организаций, либо с теми, кто был неспособен извлечь из ваучеров выгоду. Приобретенные акции «родных» предприятий в большинстве случаев не приносили дивидендов. В 1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс. предприятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организаций. Экономисты и юристы отмечали множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации. В народе распространилось горько ироническое ее название — «прихватизация». Сказывалась неопытность населения в капиталистической экономике и неумение государства защитить интересы граждан в условиях перехода к рынку. В России приватизация не сгладила социальные противоречия при переходе к рынку, а скорее обострила их. Переходный период в государстве создал благоприятные условия для разного рода афер. Так, из объявившего о банкротстве Внешэкономбанка СССР исчезло 8 млрд. долларов. Помимо экономических потерь, крупные аферы подрывали веру граждан в способность государства управлять ситуацией внутри страны.
Федеративный договор Угрозу распада России руководство страны пыталось устранить подписанием Федеративного договора. Подписать этот договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 областями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с республиками, другой — с краями, областями, Москвой и Петербургом, третий — с автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанавливались для республик. В Татарстане на 21 марта 1992 г. был назначен республиканский референдум по вопросу: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Конституционный суд России (КС) признал формулировку вопроса нарушающей Конституцию. 20 марта Президент Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением к народу Татарстана — оно не было показано на территории республики («перекрыто» передачей казанского ТВ). 21 марта референдум состоялся. 61,4% проголосовавших ответили «да» — это составило 50,3% от общего числа избирателей республики. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. Чечня и Татарстан от подписания отказались, Республика Башкортостан подписала с оговорками, оформленными особым протоколом. 19 республик сопроводили подписание протоколом, в котором требовали изменений в Конституции России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.71.190 (0.008 с.) |