Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIV. 19. Политическое развитие РФ 2000-2008 гг.

Поиск

В полдень 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в обращении к гражданам страны сообщил о реше­нии досрочно уйти в отставку. В своем выступлении он подвел итоги своего президентства:

«...Дорогие друзья!...Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России. Я принял решение....Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я много раз слышал — Ель­цин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не от­даст. Это вранье....Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские вы­боры. Так это и произошло. И также мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы — в июне 2000 года....Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи влас­ти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному....Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы, те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.

...Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись....Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитар­ного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее».

Досрочные выборы Президента Российской Федерации были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обя­занности Президента стал В.В. Путин. В декабре 1999 г. рейтинг доверия ему составлял 49%, в январе возрос до 57%.

За день до добровольной отставки Ельцина Путин выступил в крупней­ших газетах со статьей «Россия на рубе­же тысячелетий», в которой обрисовал свое видение ситуации в стране и на­правления, в которых должна разви­ваться Россия. По признанию главы правительства, за 90-е гг. объем внут реннего валового продукта (ВВП) России сократился почти в 2 раза, снизи­лись денежные доходы россиян, ухудшилось состояние здоровья граждан, сократилась средняя продолжительность жизни.

На тот момент Россия перестала входить в число госу­дарств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и со­циального развития современного мира. По совокупному объему ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это было в 5 раз ниже среднего показателя стран «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

По оценкам Путина, Россия исчерпала свой лимит на по­литические и социально-экономические потрясения, катаклиз­мы, радикальные преобразования. Глава правительства заявил, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. В.В. Путин подчеркнул: «Осуществлялась в условиях политической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Это непреложное требование, вытекающее из положения, в котором находится ныне страна».

Тем самым была обозначена принципиальная грань меж­ду ельцинскими и путинскими реформами. Идеология реформи­рования жизнеустройства при Ельцине сводилась к формуле «реформы любой ценой». Так, автор идеи ваучерной приватиза­ции В.А. Найшуль заявлял: «Если народу не больно, значит, реформы не идут». Путин в основу своей государственной дея­тельности заложил иной принцип — улучшение условий жизни народа. 25 февраля 2000 г. В.В. Путин развил высказанные в статье идеи в «Открытом письме» к избирателям.

Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто чем владеет и кто за что отвечает. Были четко сформулиро­ваны четыре приоритетные задачи государства.

Первая приоритетная задача — побороть собственную бедность.

Вторая приоритетная задача — защита рынка от незакон­ного вторжения, как чиновного, так и криминального.

Третья приоритетная задача — это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоин­ства страны.

Четвертая приоритетная задача — строить внешнюю по­литику исходя из национальных интересов собственной страны.

Президентские выборы 26 марта 2000 г. показали высо­кий уровень доверия предложенному курсу. В.В. Путин победил уже в первом туре. 7 мая 2000 г. он вступил в должность Пре­зидента РФ.

13 мая 2000 г. В.В. Путиным был подписан указ «О пол­номочном представителе Президента РФ в федеральных окру­гах». Согласно данному указу, вместо должностей полпредов Президента России в каждом субъекте Российской Федерации учреждались должности полпредов в 7 федеральных округах — Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральс­ком, Сибирском и Дальневосточном. Границы этих округов оп­ределялись тем же указом. По существу, В.В. Путин начал этим указом глубокую реформу федеративных отношений. Ста­тус заместителей главы Администрации Президента РФ и не­совпадение границ федеральных округов с границами субъектов Федерации обеспечивали полпредам независимость от региональных властей, в то время как существовавшие в 1991-2000 гг. полпреды в субъектах РФ, как правило, оказывались включенными в местные системы власти и роль представителей Центра не выполняли.

17 мая 2000 г. Государственная Дума утвердила предло­женного новым Президентом кандидата на пост главы прави­тельства М.М. Касьянова, занимавшего в правительстве Путина пост министра финансов. (В феврале 2004 г. Касьянов был от­правлен в отставку, с марта 2004 г. правительство возглавил М.Е. Фрадков.) В тот же день Путин выступил с телевизионным обращением к гражданам, сообщив, что впервые с момента вступления в должность Президента вносит пакет законопроек­тов в Государственную Думу.

Законопроектов было три. Один из них предлагал изме­нить порядок формирования Совета Федерации. С 1996 г. чле­нами СФ по должности становились главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. В.В. Путин преддожил заменить их работающими в верхней палате на постоян­ной основе представителями соответствующих органов власти, избираемых законодательными собраниями регионов. Второй законопроект вводил порядок отстранения от должности руко­водителей регионов и роспуска законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными закона­ми. Третий законопроект распространял этот порядок на орга­ны местного самоуправления. Как заявил Президент, цель трех законопроектов была едина: «чтобы и в Москве, и в самой да­лекой российской глубинке одинаково строго соблюдались пра­ва граждан, одинаково точно понималось и исполнялось обще­российское законодательство».

Инициативы В.В. Путина сокращали власть, сосредото­ченную в руках региональных лидеров, и потому встретили со­противление и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Идеологом противодействия стал Б.А. Березовский. 31 мая 2000 г. газета «Коммерсантъ» опубликовала его открытое пись­мо Президенту, в котором федеративная реформа называлась антидемократической. Однако Государственная Дума огромным большинством голосов приняла все три законопроекта. Совет Федерации наложил на них вето. 10 июля 2000 г. Государствен­ная Дума преодолела вето Совета Федерации на закон о внесе­нии изменений в закон об органах власти субъектов Федерации. Эти изменения давали право Президенту снимать с должности губернаторов. Закон о формировании Совета Федерации был принят Думой в компромиссной (согласованной с членами Сове­та Федерации) редакции. По этой редакции на переход от заня­тия кресла сенатора по должности к избранию представителей в СФ законодательными собраниями регионов отводился срок до 1 января 2002 г.

Это был ключевой момент федеративной реформы — воз­можностей заблокировать ее у оппонентов не осталось.

Таким образом, Президент получил поддержку в Государ­ственной Думе. Позиция депутатов отражала общественное мне­ние: о своем положительном отношении к деятельности Путина на рубеже 2000—2001 гг. заявляло более 60% граждан России.

Вскоре эта поддержка переросла в организованное парла­ментское большинство. 12 апреля 2001 г. лидеры партий «Единство» С.К. Шойгу и «Отечество» Ю.М. Лужков выступили с совместным политическим заявлением, в котором говорилось: «Мы нашли, что общего у нас гораздо больше, чем различий... Это привело нас к решению объединить усилия и создать Коор­динационный совет для выработки стратегии и тактики действий в обществе и в Государственной Думе». 12 июля 2001 г. состоялся учредительный съезд Общероссийского союза «Един­ство» и «Отечество». Союз возглавили два сопредседателя: Шой­гу и Лужков. В соответствии с начавшимся процессом консоли­дации центристских политических сил в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций «Отечество — Вся Россия» и «Един­ство», а также депутатских групп «Регионы России» и «Народ­ный депутат». 1 декабря 2001 г. состоялся третий съезд Союза. На нем делегаты единогласно приняли решение о преобразова­нии общественной организации «Союз «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТ­ВО» в партию «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» — «Единая Россия». Эта партия стала опорой Президента В.В. Путина в парламенте.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Охарактеризуйте экономическую ситуацию в России на мо­мент начала президентства В.В. Путина.

2. Объясните, почему Б.Н. Ельцин досрочно сложил с себя пре­зидентские полномочия.

3. Какие задачи были объявлены Президентом В.В. Путиным в 2000г. приоритетными для государства? Почему именно эти задачи?

4. Какие реформы требовалось провести в России для улучше­ния социально-экономической и политической ситуации в стране? Ка­ким образом должны были проводиться эти реформы?

5. Проведите социологический опрос о поддержке выбранного в этот период правительственного курса В.В. Путина. Самостоятельно составьте вопросы. Проанализируйте данные, сделайте вывод.

6. Используя публицистические статьи начала XXI в., напишите авторский публицистический текст «Каких ошибок должен был избе­жать новый Президент» (не более 500 слов).

7. Напишите учебно-исследовательскую работу, оценивающую перспективы развития России при сохранении курса Б.Н. Ельцина в течение 5 лет. Оцените положительные и отрицательные последствия. Обоснуйте выводы (не более 3 страниц).

8. Сформулируйте одну из проблем, которую пришлось решать В.В. Путину в начале XXI в. В чем состояли источники этой проблемы? Оцените эффективность решения данной проблемы. Оформите свои размышления в виде тезисов.

9. Определите задачи развития российского общества, исходя из целей, указанных в документе.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо стать сильной и конкурентоспособной». 2002 г.

Наши цели неизменны — демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И са­мое главное — повышение уровня жизни нашего народа.

10. Президент В.В. Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свое мнение подтвердите фактами.

11. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Наследство Б.Н. Ельцина. Какие проблемы пришлось решать новому Президенту?».

 

 

XV. Социально-экономические преобразования 2000-2008 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.220 (0.012 с.)