Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

События 21 сентября — 4 октября 1993 г.

Поиск

После референдума Президент ускорил процесс подготов­ки новой Конституции. Б.Н. Ельцин и его сторонники стреми­лись к расширению президентских полномочий, а Верховный Совет — к их ограничению. Принятие новой Конституции было прерогативой Съезда народных депутатов. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и его сторонники не видели смыс­ла в изменении устройства власти.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400 объявил о роспуске Съезда, Верховного Совета и выборах в новый пар­ламент, а также о всенародном голосовании по проекту новой Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд признал указ № 1400 незаконным.

В здании Верховного Совета на Краснопресненской набережной (сейчас Дом Правительства Российской Федерации, Белый дом) собралась значительная группа депутатов. Они заявили об отстранении Президента от власти. По решению парламентари­ев в ночь на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой принес президентскую присягу.

23 сентября открылся X (чрезвычайный) Съезд народных депутатов. Он начал формировать новое правительство. В пер­вую очередь депутаты назначили министров силовых ведомств.

Белый дом был оцеплен милицией. Там отключили связь, воду и электричество. Затем подходы к нему перекрыли заграждениями из колю­чей проволоки. Охрана Верховного Совета была вооружена автоматами. 12 суток Верховный Совет провел в осаде, окружив себя баррикадами. Нес­колько тысяч человек день и ночь проводили на подходах к Белому дому. Часть из них получила от охраны Белого дома оружие. По их воспоминани­ям, среди них оказалось сравнительно немного людей, поддерживавших Р.И. Хасбулатова, А.В. Руцкого и новое правительство. Большинство выступа­ло не столько за какие-либо политические реформы или конкретных лиц, сколько против — против президента Ельцина, «шоковой терапии», разруше­ния СССР.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предприни­мал попытки примирить противоборствующие стороны, не до­пустить кровопролития. Но напряжение в обществе было слиш­ком велико. Политики с обеих сторон вели дело к открытому столкновению.

На территории Москвы то и дело вспыхивали волнения, доходило до вооруженных конфликтов. Решающие события про­изошли 3 октября 1993 г. Многотысячные толпы демонстрантов, сторонников Верховного Совета, одержали победу в столкнове­нии с милицией. Беспорядки начали возникать в разных райо­нах столицы. Вооруженные отряды оппозиции в ночь с 3 на 4 октября пытались захватить телецентр «Останкино». Охраняв­ший телецентр отряд спецназа открыл огонь по собравшимся.

Утром 4 октября сторонникам Президента удалось собрать сводный штурмовой отряд. Под прикрытием ми­лицейских заслонов он обстрелял из танков Белый дом. Затем здание было занято офицерами спецподразделения «Альфа». А.В. Руцкой, Р.И. Хасбула­тов, члены назначенного X Съездом правительства были арестованы.

В столкновениях погибли 28 воен­нослужащих и сотрудников МВД, 12 гражданских лиц погибли на ули­цах, 45 человек — в районе телецентра «Останкино», 75 человек — при обстре­ле и штурме «Дома Советов». 3 и 4 ок­тября 1993 г. — траурные, черные дни российской истории.

Общество раскололось во мне­ниях о происходящем. Многие современные специалисты считают, что действия Б.Н. Ельцина были незакон­ны, но на его стороне была выраженная на референдуме под­держка относительного большинства проголосовавших граж­дан России, что придавало действиям Ельцина легитимность.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Охарактеризуйте положение России после распада СССР. Ка­кие мероприятия планировалось провести для перехода страны к ры­ночной экономике? Каких результатов рассчитывало добиться руко­водство страны? Каковы были реальные результаты?

2. Что такое ваучерная приватизация? Каковы были ее итоги? Могли ли они быть иными? Свою точку зрения аргументируйте.

3. Почему меры перехода к рынку, проводимые в 90-х гг., назы­вают «шоковой терапией»? Можно ли было перейти к рынку каким-ли­бо более мягким для населения способом? Свою точку зрения обос­нуйте.

4. Какие проблемы возникли после распада СССР в России в области формирования органов власти? С чем связаны эти проб­лемы?

5. Какие факторы значительно снижали эффективность эконо­мических реформ?

6. В чем состояли причины конфликта между Президентом и оппозицией в начале 90-х гг.?

7. Найдите примеры, иллюстрирующие изменение благосостояния жителей России в 90-е гг. Составьте таблицу по группам насе­ления.

8. Оцените отрицательные последствия для экономики России разрыва хозяйственных отношений с предприятиями в других респуб­ликах бывшего СССР. Составьте логическую схему.

9. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените результаты экономических реформ.

10. Напишите авторский текст «Шоковая терапия» — ошибка или единственный выход?» (не более 500 слов).

11. Оцените состояние российской науки в этот период. Предло­жите критерии оценки. Представьте их в виде тезисов. Обоснуйте ответ.

12. Составьте сборник статей (не менее 5) иностранных авторов, рассматривающих экономические проблемы данного периода в России.

13. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходится на декабрь 1991 г. Предложите свою перио­дизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте харак­теристику каждого из этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.

14. Продолжите мысль.

После распада СССР новой России предстояло решить следую­щие стратегические задачи:...

15. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выбе­рите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представь­те свой вариант развития.

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политичес­кого движения «Демократическая Россия»: «В революционном тем­пе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торгов­ле... Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит анти­конституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсо­лютно отвечали политической потребности».

А.И. Вольский, президент Российского союза промышлен­ников и предпринимателей: «...Предлагаемый курс по реформиро­ванию управления экономическим развитием — в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыноч­ному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».

16. Составьте словарь исторических терминов, кроссворд, тест по теме «Российская экономика на пути к рынку».

17. Проанализируйте и охарактеризуйте мероприятия с экономи­ческой точки зрения. Сделайте вывод об их объективных результатах и последствиях. Сформулируйте причины их неудач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.181 (0.011 с.)