Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из книги Ф. Бурлацкого «вожди и советники. О хрущеве, андропове и не только о них»

Поиск

...Итак, Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую без каких-либо опреде­ленных планов... Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых по­воротов, крутых перемен...

15. Дайте определение понятию «застой». Проведите конкурс на более точное и оригинальное определение. Найдите альтернативное определение.

16. Напишите мини-сочинение о политическом курсе и стратегии нового руководства, используя приведенные ниже высказывания.

...Произносились речи — и нередко хорошие и правильные, — за которыми, однако, ничего не стояло...

Уровень жизни народа скатывался на одно из последних мест среди среднеразвитых стран...

И теневая экономика, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновников. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни...

17. Проведите дискуссию о роли Л.И. Брежнева как руководителя СССР на определенном этапе развития Советского государства, исполь­зовав приведенные ниже мнения.

В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным полити­ческим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата (А. Бовин).

Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новиз­ны и перемен (Ф. Бурлацкий).

Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, до­мино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни.

В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, интеллигентности, в общем. В тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом (А. Бовин).

18.Проанализируйте основные приемы советской пропаганды в СМИ. Сравните эти приемы с теми, которые используют современные средства пропаганды зарубежных СМИ. Составьте сравнительную таблицу.

 

 

I. Преобразования в СССР (1985-1989).

Начало политических и экономических реформ в СССР

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В тот же день состоялась встреча старей­шего члена Политбюро министра иностранных дел А.А. Громыко и секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева — самого молодого из чле­нов Политбюро. Они условились «взаимодействовать». 11 марта прошло заседание Политбюро. Первым слово взял Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбаче­ва. Все члены Политбюро поддержали это предложение, и в тот же день пленум ЦК КПСС единогласно избрал М.С. Горбачева руководителем партии. Похоронив трех генеральных секретарей за 28 месяцев, партийная верхушка осознала неизбежность пере­дачи кормила власти в руки нового поколения руководителей.

 

Курс на ускорение

Уже через месяц после избрания на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев обозначил основные контуры нового курса. Новый генеральный секретарь сразу же, по сути, отказался от концепции «развитого социализма», которая к то­му времени оторвалась от реальности. Он выдвинул идею уско­рения социально-экономического развития СССР.

Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля — 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция снимала задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуе­мый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал в программе как идеал общественного устройства, а сроки его появления переносились в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны. Партия обещала существенно улучшить социальную политику. Весной 1986 г. ЦК КПСС принял постановление «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стра­не», утвердившее Жилищную программу — к 2000 г. предполага­лось обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом.

Взяв курс на ускорение социально-экономического разви­тия, новое руководство СССР разработало план двенадцатой пя­тилетки (1986—1990) по аналогии с довоенными пятилетками — с обширной строительной программой, как план «второй инду­стриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.

Главное внимание в плане было уделено тяжелой про­мышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производ­ства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, подвести новый класс машин под на­родное хозяйство, придав ему ускорение, — такова была «гене­ральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета Министров СССР в 1985—1990 гг.) в 1985—1986 гг. Ре­ализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передо­виками производства Горбачев призвал не сводить дело к руб­лю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энергию молодого поколения надеялись напра­вить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, до­биться ускорения.

Действовали в основном привычными методами админи­стративного руководства. Убедившись, что моральное поощре­ние выпуска высококачественной продукции путем введения го­сударственного Знака качества ожидаемого эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях при­емки готовой продукции представителями военного ведомства.

Для выполнения плана пятилетки необходимо было нара­щивать национальный доход темпами не ниже 4% в год. Одна­ко выдержать этот темп не удалось. Падение темпов в значи­тельной мере было связано с развернувшейся в 1985 г. под ру­ководством члена Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачева кампанией по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Ее сторонники счи­тали, что она не только приведет к укреплению морального климата в обществе, но и принесет реальные экономические вы­годы путем сокращения потерь на производстве от пьянства. Потери действительно снизились, но, как признавал впослед­ствии Горбачев, «негативные последствия антиалкогольной кам­пании намного превзошли ее плюсы». Свертывание государ­ственного производства спиртного подорвало бюджет, который недополучил десятки миллиардов рублей, привело к массовому росту самогоноварения и сахарному дефициту.

Начало правления М.С. Горбачева было омрачено страш­ными катастрофами: взрывом атомного реактора на Черно­быльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новорос­сийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате отсутствия должной дисциплины. Затраты на ликвидацию последствий сказались на бюджете страны.

На уменьшение темпов роста национального дохода по­влияли и другие обстоятельства. Ключевым из них было паде­ние цен на нефть на мировом рынке. Вызванное им сокращение валютных доходов СССР совпало с увеличением капиталовложе­ний в машиностроение, сокращением закупок товаров народного потребления за рубежом, затратами на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, а позже землетрясения в Армении (1988). Таким образом, в то самое время, когда доходы Советс­кого Союза падали, расходы возрастали. Следствием этого стано­вился сначала финансовый, а затем и экономический кризис.

 

Перестройка

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва кур­са на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987—1988 гг. стала частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усиле­нию роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное — пришло убежде­ние, что единственным путем исправления ситуации в экономи­ке является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руковод­ством, осуществлялись в трех направлениях:

1. Повышение экономической самостоятельности государ­ственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Государство разрешало гражданам работать не на государственных предприятиях и не в коллективных хозяйствах, а индивидуально, на самих себя. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетру­довыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Второй шаг экономической реформы — Закон о государ­ственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и их трудовым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяй­ственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать про­дукцию. Однако цены как важнейший рычаг социальной поли­тики государство не решилось сделать свободными, что сущест­венно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических свя­зей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государ­ство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торгов­лю, введенную в нашей стране еще в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях ее всю государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирова­ния. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбирать руко­водителей всех рангов и рабочего контроля деятельности адми­нистрации.

Изменения коснулись всей системы управления. В своей борьбе за либерализацию управления Горбачев выступил против гигантских союзных министерств. Делу придали большую общественную значимость. Второсте­пенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, первостепенные резко сокращены. В течение одного года численность служащих централь­ных министерств уменьшилась с 1,7 до 0,7 млн. человек. Пропаганда пре­вращала резкое сокращение управленческого аппарата и без того плохо управляемой страны в некий триумф рациональности над безумием брежнев­ского администрирования. Нужно отметить, что некоторое время огромная, неповоротливая и, конечно же, недостаточно эффективная машина управле­ния еще руководила по инерции огромной страной. Но первый же кризис в отдельных отраслях вел страну вразнос.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Рыжкова. В марте 1988 г., про­пагандируя проект закона на IV съезде колхозников, Горбачев сделал упор на необходимость раскрепощения человеческой ак­тивности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого гражданина в управление делами общества.

Кооперативы платили государству лишь налоги, в то вре­мя как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству. Поэтому коопе­ративы оказались в выигрышном положении — они могли пла­тить работникам зарплату в 2—3 раза выше, чем на госпред­приятиях.

Кооперативы стали главным каналом перевода безналич­ных денег в наличные, что заставило правительство резко уве­личить производительность печатного станка, т.е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов меж­ду ними. Теперь огромная денежная масса направилась на по­требительский рынок. Менее чем за год опустели полки в мага­зинах и склады. Социально-экономическая ситуация в стране резко обострилась.

Наконец, кооперативы демонополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое те получили в 1987 г. по Закону о госпредприятии (объединении). Это право использовалось для пе­рекачки товаров и денег за рубеж.

В 1989 г. началась социально-экономическая перестройка аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсоб­ным хозяйством, развернутую в 1986—1987 гг. Очередное на­ступление на личные подсобные хозяйства людей велось под лозунгом борьбы с нетрудовыми доходами. Оно сильно подрыва­ло производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьян­ских (фермерских) хозяйств. Представление о целесообразности, а затем необходимости создания фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руковод­ством страны наличия серьезного кризиса на селе. Поскольку к концу 80-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполити­ческая задача» — Продовольственная программа — провалена, срок ее выполнения был перенесен на конец 90-х гг. К ее реше­нию подключались все типы сельских хозяйств и горожане, имевшие за городом сады и огороды.

 

Политическая реформа

Причину неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попы­таться опереться на активность масс. На январском (1987) пле­нуме ЦК КПСС М.С. Горбачев поставил задачу демократизации партии, системы управления, советского общества в целом. Та­ким образом, не завершив экономические преобразования, руко­водство страны перешло к политической реформе.

Следствием такого расширения задач стало выявление внутри КПСС радикального и консервативного крыла. В ок­тябре 1987 г. на пленуме ЦК КПСС первый секретарь Московс­кого горкома, кандидат в члены Политбюро Б.Н. Ельцин высту­пил с критикой стиля работы секретариата ЦК КПСС и персо­нально члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС Е.К. Лигачева. Ельцин завершил свое выступление просьбой об отставке. Пле­нум осудил выступление Ельцина как политическую ошибку. Выступление Б.Н. Ельцина не было опубликовано, но слухи о его радикальных высказываниях широко распространились. Отставка Б.Н. Ельцина окружила его имя ореолом гонимого за правду. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» была опуб­ликована статья преподавательницы Н.А. Андреевой «Не могу поступаться принципами», в которой политика гласности под­вергалась критике как уступка буржуазной идеологии. По ука­занию из ЦК КПСС статья стала перепечатываться многими другими изданиями. М.С. Горбачев настоял на обсуждении статьи в Политбюро ЦК КПСС, оценив ее как «антиперестроеч­ный манифест». Статья была дезавуирована публикацией в «Правде» редакционной статьи.

Значительным шагом на пути политической реформы стала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня — 1 июля 1988 г.). Делегаты конференции избирались на партийных конфе­ренциях, и впервые выдвигалось кандидатов больше, чем имелось мандатов. Выборы, таким образом, становились отчасти альтерна­тивными. На конференцию оказались избраны многие получив­шие известность как сторонники перемен публицисты, писатели, общественные деятели. Делегатом конференции от Карелии стал Б.Н. Ельцин, работавший министром в правительстве СССР.

Конференция приняла резолюции «О демократизации со­ветского общества и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы по­литической системы страны». Конференция постановила рефор­мировать систему Советов, которые составляли политическую основу СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов было определено как решающее направление реформы политической системы.

Главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов сни­зу доверху. Этому решению — о повсеместном совмещении должностей партийных и советских руководителей — М.С. Гор­бачев придавал ключевое значение. По его словам, если бы оно не прошло, он бы не голосовал и за всю резолюцию о демокра­тизации. Смысл этой меры состоял в том, чтобы переместить центр власти из партийных органов в Советы.

В ноябре 1988 г. были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Ими кардинально пере­страивался верхний этаж системы Советов. Высшим органом госу­дарственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек. Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человек как постоянно действу­ющий законодательный, распорядительный и контрольный ор­ган государственной власти (он состоял из двух равных по чис­ленности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальнос­тей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась, вводилась должность председателя Верхов­ного Совета СССР, избираемого Съездом народных депутатов.

Изменения в избирательной системе предусматривали не только избрание депутатов от территориальных и национально- территориальных округов, но и прямое представительство от офи­циально зарегистрированных общественных организаций. К их числу впервые была отнесена и КПСС. Правовое закрепление по­лучил принцип альтернативных выборов (из нескольких кандида­тов). Для предварительного отбора кандидатов в депутаты от окру­гов создавался фильтр в лице окружных предвыборных собраний.

26 марта 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР. Они были первыми общенациональными конкурентными выборами после выборов в Учредительное собрание в 1917 г. Предвыборная кампания сопровождалась ожесточенной полеми­кой в печати, на встречах с избирателями и на массовых ми­тингах. 29 секретарей обкомов и горкомов КПСС проиграли вы­боры. В крупнейшем в стране Московском национально-терри­ториальном округе триумфально победил Б.Н. Ельцин, набрав­ший 89% голосов.

25 мая — 9 июня 1989 г. состоялся I Съезд народных де­путатов СССР. Он избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвер­дил председателя Совета Министров СССР (Н.И. Рыжков), сфор­мировал комиссии по политической и правовой оценке советско-германского пакта о ненападении 1939 г., по оценке решения о вводе советских войск в Афганистан, по расследованию событий в Тбилиси 9 апреля 1989 г., по подготовке новой Конституции.

Основное значение Съезда состояло не в принятых им ре­шениях, а в широкой политической дискуссии, транслировав­шейся телевидением в прямом эфире. Академик А.Д. Сахаров предложил Съезду принять Декрет о власти и отменить статью 6 Конституции СССР, говорящую о «руководящей роли партии».

Б.Н. Ельцин выступил с развернутой критикой положения в стране. Экономист Г.Х. Попов изложил программу ради­кальных экономических реформ. Мгновенно на всю страну прославились А.А. Собчак, А.М. Оболенский и другие ораторы. Впервые рядовые граждане видели и слышали раздающуюся из зала Кремлевского дворца съездов кри­тику советского строя, политики комму­нистической партии, не прошлого, а действующего руководства страны. При этом большинство депутатов вовсе не разделяли радикальных настроений.

Ю.Н. Афанасьев даже заявил, что на Съезде сложилось «агрессивно-послуш­ное большинство». При выборах Верхов­ного Совета СССР был забаллотирован Б.Н. Ельцин. Избранный в состав ВС де­путат из Омска А.И. Казанник взял самоотвод и тем самым уступил место Ельцину.

В последний день работы Съезда было сообщено о созда­нии Межрегиональной депутатской группы (МДГ), объединив­шей 256 радикально настроенных депутатов. Сопредседателя­ми группы стали Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, В.А. Пальм, Г.Х. Попов и А.Д. Сахаров.

После Съезда главным лозунгом МДГ стала отмена статьи 6 Конституции СССР. По существу, это было требование ухода КПСС от власти. Таким образом, летом 1989 г. в России возникло легальное антикоммунистическое движение.

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. Большинством голосов Съезд отклонил предложение вклю­чить в повестку дня вопрос о 6-й статье Конституции, сделанное А.Д. Сахаровым. При этом между академиком и М.С. Горбаче­вым произошла резкая перепалка. Два дня спустя А.Д. Сахаров скончался из-за остановки сердца. Его похороны превратились в грандиозную антикоммунистическую демонстрацию.

В преддверии назначенных на март 1990 г. выборов на­родных депутатов РСФСР и местных советов лозунг отмены 6-й статьи Конституции СССР приобрел особое значение. Изби­ратели и пресса требовали от кандидатов в депутаты определить свою позицию по отношению к этому требованию. Под этим ло­зунгом проходили все более массовые митинги. 11 февраля в Москве состоялся антикоммунистический митинг, в котором (по оценке организаторов) участвовали полмиллиона москвичей. 25 февраля аналогичные митинги прокатились по многим горо­дам России — в них участвовало около 1 млн. человек.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Охарактеризуйте социально-экономическое положение СССР в период прихода к власти М.С. Горбачева.

2. Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? Насколько, по-вашему, были достижимы цели этого курса в тех условиях?

3. Как вы понимаете понятие «перестройка»? На какие результа­ты рассчитывало руководство страны, начиная перестройку? Соответ­ствовали ли реальные результаты планируемым? Почему?

4. Какие изменения произошли в системе управления государ­ством? С чем связаны эти изменения? К каким результатам они привели?

5. Сравните политическую систему СССР 1960-х гг. и второй по­ловины 1980-х гг. Какие изменения произошли? С чем связаны эти из­менения?

6. Соберите и оформите в виде реферата информацию, отве­чающую на вопросы: для чего во второй половине 1980-х гг. плани­ровалось введение новой Конституции? Какие изменения в ней долж­ны были произойти? Почему новая Конституция СССР так и не была принята?

7. Оцените значение включения в резолюцию XIX партконферен­ции «О демократизации» положения о совмещении должностей пред­седателей Советов и первых секретарей партийных комитетов в цент­ре и на местах. Для чего это было сделано? Представьте информацию в виде публицистической статьи (не более 2000 знаков).

8. Напишите авторский текст «Перестройка: взгляд из будуще­го. Надежды и возможности» (не более 500 слов).

9. Составьте схему «Структура высших органов власти СССР в 1985—1991 гг.».

10. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения, которые произошли в КПСС в этот период. Сделайте презентацию.

11. Проанализируйте программы КПСС, принятые при Н.С. Хру­щеве и М.С. Горбачеве. Найдите отличия. С чем связаны произошед­шие изменения? Составьте сравнительную таблицу.

12. Что вам известно о жиз­ни и деятельности А.Д.Сахарова? Насколько исторически логично было его появление на трибуне Съезда Советов народных депутатов СССР? На основании дополнительной информации объясните, почему Съездом народных депутатов СССР не был принят проект конститу­ции, разработанный А.Д. Сахаровым. Какие положения этого проекта не могли быть приняты в рассматриваемое время? Составьте тезисы для доклада.

13. Допишите документ, используя полученные знания и понима­ние ситуации. Сравните с оригиналом.

Из книги А.С. Черняева «Шесть лет с Горбачевым» (М.,1993. – с.519-521)

К 1985 году советское общество представляло собой глыбу, внутри которой перемешалось все:...

14. Прочтите документы и проведите дискуссию в классе о чернобыльской аварии как проявлении кризиса советской системы в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.173.88 (0.013 с.)