Внутренняя политика в начале XXI в. — восстановление государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя политика в начале XXI в. — восстановление государства



Налоговая реформа

В 2000 г. начала проводиться налоговая реформа, наце­ленная на стимулирование развития российской экономики. Основные задачи реформы заключались в снижении налоговой нагрузки на предприятия, усилении значения добывающих от­раслей как источника налоговых поступлений, а также в уп­рощении налогообложения малого бизнеса. В отношении насе­ления была введена «плоская» шкала по налогу на доходы фи­зических лиц — ставка налога для граждан с любы­ми доходами была установлена в размере 13%.

Бюджет в результате реформы существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фон­ды. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предп­риятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что также значительно пополнило бюджет России. В сфере малого бизнеса тоже наметились изменения, в частности снизились ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне был утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход.

В 2004 г. был отменен налог с продаж. Выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным уве­личением норматива отчислений от налога на прибыль орга­низаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 г. был введен принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфе­ре продолжали оставаться серьезные проблемы. Множество трудностей доставляли запутанные формы отчетности, что создавало серьезные пре­пятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные резуль­таты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и не совершенная) налоговая система.

 

Судебная реформа

В 2001—2004 гг. осуществлялась судебная реформа. В России был введен институт мировых судей, реально зара­ботал (хотя и не во всех регионах) суд присяжных, был вве­ден институт судебных приставов, изменился сам статус су­дей, существенно сокративший возможности для злоупотреб­лений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

Одновременно была проведена реформа процессуального за­конодательства. Государственной Думой в течение 2001 —2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно­-процессуальный кодекс (АПК). Подсудимые, обвиняемые, пострадавшие и свидетели получили дополнительные права в уголовном процессе.

Были также приняты Кодекс об административных пра­вонарушениях, Трудовой, Земельный, Таможенный и Жилищ­ный кодексы, третья часть Гражданского кодекса.

 

Столкновения с олигархами

Первые же действия В.В. Путина на посту премьер-ми­нистра, а затем исполняющего обязанности Президента вызва­ли недовольство ряда олигархов. 28 февраля 2000 г. на встре­че с доверенными лицами Путин объявил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Несмотря на то, что на этой же встрече будущий Президент заверил, что пересмотра итогов приватиза­ции не будет, именно слова о равноудаленности крупных биз­несменов от власти стали основой для последовавшего вскоре конфликта между государством и олигархами. Тезис о равноудаленности был повторен и на первой встрече Президен­та с представителями крупного капитала, которая прошла 28 июля 2000 г.

Значительная часть олигархов смирилась с этим положе­нием дел. Однако медиамагнаты В.А. Гусинский и Б.А. Березовс­кий были не готовы отказаться от рычагов давления на власть. В основе олигархического воздействия на государственную поли­тику во второй половине 90-х гг. лежал контроль олигархов над электронными и печатными СМИ. Эту систему шантажа и управления государством со стороны олигархических СМИ, действовавших в интересах отдельных лиц, необходимо было де­монтировать.

Когда Гусинский своевременно не выплатил кредиты, взятые у Газпрома и Сбербанка, началась процедура банкрот­ства телеканала НТВ. В конечном итоге компания НТВ была передана холдингу «Газпром-медиа», а Гусинский получил 300 млн. долларов за свои акции в ком­пании и эмигрировал из России.

Контрольный пакет акций ОРТ (51%) принадлежал государству, однако реально управлял каналом миноритар­ный акционер Березовский. Контроль государства над телеканалом был восста­новлен путем проведения кадровых пе­рестановок.

Следующее столкновение государ­ства с олигархами произошло в 2003 г.

25 октября в аэропорту Новосибирска был арестован владелец крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС М.Б. Ходорковский. Он вместе со свои­ми ближайшими партнерами обвинялся в уклонении от на­логов и мошенничестве. Кроме этого, государство впервые заявило о необходимости защиты стратегических энергоре­сурсов как составляющей безопасности страны. В 2004 г. пос­ле «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%. Причем если в 2002—2003 гг. динамика поступлений налога на прибыль в нефтяных ком­паниях падала, то в 2004 г. поступления от этого налога выросли сразу на 225,3%. Некоторые компании, учиты­вая «дело ЮКОСа», добровольно доплатили налоги. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на восстановление своего контроля над Российским государ­ством.

 

Чечня. Борьба с терроризмом

После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кады­рова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны. В Чечне в 2000—2003 гг. федеральный Центр предпринимал меры для нормали­зации политической и экономической ситуации. Но если в эко­номической сфере в этот период успехи были незначительны, то политические изменения отмечали все.

В августе 2000 г. был избран депутат Государственной Думы от Чеченской республики А. Аслаханов. В марте 2003 г. в ходе референдума ее жители проголосовали за новую Консти­туцию, в которой четко указано, что Чеченская республика является частью Российской Федерации. По этой же Конститу­ции республике были предоставлены широкие полномочия в пределах российского законодательства. В октябре 2003 г. прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил А. Кадыров. В целом федеральный Центр сделал став­ку на решение проблем этой республики силами чеченского на­рода и его лидеров.

Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидера­ми боевиков. Так, в ноябре 2001 г. прошла встреча полпреда в Южном федеральном округе В. Казанцева и представителя бое­виков А. Закаева. Бессмысленность переговоров с представителя­ми террористического интернационала вскоре стала очевидной.

23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост». В результате этого погибли 130 человек, многие получили увечья.

С ноября 2002 г. боевики развернули активную террорис­тическую войну. В конце декабря 2002 г. был взорван дом пра­вительства Чечни в Грозном. В июле 2003 г. в Москве произо­шел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае. В феврале 2004 г. произошел взрыв поезда в Московском метро. Каждый из этих терактов унес жизни десятков людей.

В Грозном 9 мая 2004 г. во время празднования Дня Победы в результате теракта погиб глава Чечни — президент А. Кадыров. В конце августа 2004 г. террористы взорвали два гражданских самолета, совершили теракт около метро «Рижская» в Москве.

1 сентября 2004г. бандиты захва тили школу в городе Беслане республики Северная Осетия — Алания. В ре­зультате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых дети.

В конце 2004 г. ситуация в Чеченской Республике суще­ственно изменилась. 29 августа 2004 г. 73% избирателей про­голосовали за избрание нового президента Чеченской Республи­ки — А. Алханова. Премьер-министром стал Р. Кадыров — сын погибшего первого президента республики (в марте 2007 г. он стал президентом Чеченской Республики). Прошедшие в ноябре 2005 г. выборы в парламент Чеченской Республики стали очеред­ным свидетельством нормализации обстановки. В июле 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Север­ном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масха­дов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять организованную силу. Началось восстановление экономики Чечни, обустройство мирной жизни.

На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003 г. прошли парламентские выборы.

Больше всего голосов получила партия «Единая Россия». Либе­ральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели 5-процентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. Большинство депутатов-одномандатников вошли во фракцию «Единая Россия», получившую в результате этого конституци­онное парламентское большинство.

24 декабря 2003 г. съезд партии «Единая Россия» принял решение о поддержке кандидатуры В.В. Путина на выборах Президента Российской Федерации. 14 марта 2004 г. состоялись президентские выборы, в результате которых В.В. Путин был избран на второй срок.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Какие изменения в начале XXI в. произошли в структуре госу­дарственного управления России?

2. Объясните, каким образом образование семи федеральных округов должно было повысить управляемость страной.

3. В чем суть налоговой реформы? К каким результатам приве­ла эта реформа?

4. Для чего в России в начале XXI в. проводилась судебная ре­форма? В чем суть этой реформы?

5. Почему крайне важно было четко разделить полномочия меж­ду федеральным Центром и субъектами Федерации? К каким послед­ствиям приводило отсутствие такого деления?

6. Попытайтесь оценить результаты проведенных в России в на­чале XXI в. реформ.

7. Найдите в дополнительной литературе факты, иллюстрирую­щие противодействие различных политических сил стремлению Пре­зидента В.В. Путина укрепить государственную власть. Составьте таб­лицу, в которой события будут размещены с учетом их важности. Объ­ясните критерии.

8. Оцените возможные отрицательные последствия сохранения сильной позиции олигархов во власти для страны.

9. Напишите авторский текст «Биографический портрет одного из активных участников реформ начала XXI в.» (не более 500 слов). Аргументируйте свой выбор.

10. Сформулируйте главные политические проблемы рассматри­ваемого периода. Каковы причины появления этих проблем? Пред­ставьте информацию в виде диаграммы.

11. Оцените возможности оппозиции блокировать предлагаемые президентом реформы. Предложите критерии оценки. Обоснуйте от­вет. Составьте тезисы доклада.

12. Составьте сравнительную таблицу преимуществ и недостат­ков каждой из политических партий, представленных в Государствен­ной Думе, с точки зрения проведения политической реформы. Обос­нуйте критерии выбора показателей.

13. На основании документа и других источников информации оп­ределите ресурсы достижения социально-экономической стабильности в России. Подтвердите фактами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.31 (0.034 с.)