Время новых героев. Зарождение общественных движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время новых героев. Зарождение общественных движений



Художественная жизнь 70—80-х гг. была, несмотря на цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживем до понедельника», 1969, реж. С.И. Ростоцкий, «Начало», 1970, и «Прошу слова», 1975, реж. Г.А. Панфилов, «Премия», 1974, реж. С.Г. Микаэлян). Были созданы первые отечественные телесериалы («Адъютант его превосходительства», 1970, реж. Е.И. Ташков, «Семнадцать мгновений весны», 1973, реж. Т.М. Лиознова, «Место встречи изменить нельзя», 1979, реж. С.С. Говорухин), их герои снискали колоссальную популярность у зрителей.

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Его появление связано с именами режиссеров, следовавших авторскому видению и работавших вне устоявшихся в советской кинема-тографии тем, канонов, привычного кинематографического языка. Фильмы А.А. Тарковского, К.Г. Муратовой, А.Ю. Германа выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория. Режиссерский дебют Тарковского «Иваново детство» (1962) стал одним из лучших фильмов о войне. Мятущееся сознание и нравственные поиски героев картин Тарковского («Андрей Рублев», 1966, «Солярис», 1972, «Зеркало», 1974, «Сталкер», 1979) отражали настроения последнего поколения советской интеллигенции. Многие такие фильмы не шли в широком прокате или вовсе не попадали на экран («Проверка на дорогах» А.Ю. Германа, «Комиссар» А.Я. Аскольдова).

Настоящий взлет переживало театральное искусство. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный кон-такт с аудиторией. На спектакли московской Таганки, Театра им. Ленинского комсомола, ленинградского Большого драматического театра и многих других театров было очень трудно попасть.

Круг чтения и характер читательских предпочтений — яркая иллюстрация потребности в общественной дискуссии. Художественной, учебной и детской литературы катастрофически не хватало. Быстро рос спрос на книги, и любое вызывавшее читательский интерес издание становилось дефицитным, несмотря на подчас огромные, многотысячные тиражи. Подавляющее большинство граждан СССР — и взрослых, и детей — пользовались быстро расширявшейся сетью библиотек и читальных залов. Домашние библиотеки были в каждой семье. На дом выписывались по нескольку газет и журналов, оформить подписку на самые популярные издания (журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Юность» и другие, печатавшие произведения современных авторов) было очень трудно, спрос на них многократно превышал предложение. Чтобы утолить читательский голод, в конце 60-х гг. предпринимается грандиозное издательское начинание: в течение десяти лет тиражом 300 тыс. экземпляров издаются 200 томов «Библиотеки всемирной литературы» — лучших произведений мировой классики. Огромным спросом пользовались и издания недоступных ранее широкому читателю произведений мировой литературы. Они выходили стотысячными тиражами в серии «Литературные памятники», первоначально предназначавшейся специалистам. Эти и другие начинания поддерживали репутацию СССР как «самой читающей страны мира»

Ежедневно (!) в стране выходило 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр (более 1,5 млрд. в год, данные 1971 г.), число наименований к концу десятилетия достигло 85 тыс. Но значи-тельную часть этой продукции составляла общественно-политическая литература — произведения Маркса, Энгельса, Ленина, программные выступления руководителей КПСС, документы съездов и пропагандистские материалы. Их изучение входило в обязательную программу старших классов школ, вузов и специально организованной системы повышения общественно-политической подготовки, в которую была вовлечена значительная часть взрослого населения. Открыто критиковать партийные установки и саму систему идеологического воспитания мало кто решался, но на протяжении 1970—1980-х гг. наблюдался стойкий рост скептического отношения к этим пропагандистским усилиям при внешнем соблюдении «правил игры». Именно в эти годы в среде интеллигенции укореняется «двоемыслие» — состояние внутреннего несогласия с идеологическими установками и укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрении (или примирении) действительности. Для некоторых уход в частную жизнь (означавший добровольное лишение возможности быстрого продвижения по службе и повышения уровня жизни), а иногда и занятие малооплачиваемым физическим трудом (работа дворниками, кочегарами, грузчиками и т. п.) были выражением отношения к существующей системе и нравственным выбором.

В начале 70-х гг. на страницах «Литературной газеты» — рупора советской интеллигенции — стали появляться многочисленные публикации о необходимости бережного отношения к природе. Дискуссия велась вокруг проблем эрозии почв в Казахстане в ходе освоения целинных земель, экологического бедствия в районе Аральского моря, губительных для природной среды последствий строительства каскадов ГЭС на Волге. Опасности загрязнения Байкала был посвящен вызвавший широкий общественный резонанс фильм «У озера» (1970, реж. С.А. Герасимов). Одним из эпицентров столкновения мнений вокруг проблем защиты окружающей среды стал проект «поворота северных рек». Представители интеллигенции, такие, как известный писатель С.П. Залыгин, вступили в открытую полемику с авторами грандиозных планов «преобразования природы» для решения текущих экономических задач. Эти планы продвигались на государственном уровне, и только в годы перестройки они были наконец пересмотрены.

 

2.8.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство»

Ясность и оптимизм относительно возможностей, которые открываются перед человеком «нового общества», во второй половине 70-х гг. постепенно сменились настроениями иной тональности. Юмор, бывший непременным участником дружеского об-щения в 60-е гг., стала быстро теснить разрушительная ирония, а затем откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком, как в репризах А.И. Райкина. Выступления писателей-сатириков — неизменная составляющая концертных программ этих лет. В повседневном общении прочное место занял бытовой и политический анекдот.

Не случайно любимым жанром советского кинозрителя являлась комедия с социальным подтекстом. Комедия фиксировала людские недостатки и социальные пороки, но постепенно менялись тональность показа действительности и характер изобразительных средств. Красноречивый пример — эволюция творчества одного из самых известных и любимых советских кинорежиссеров Г.Н. Данелия: от фильма, ставшего символом «оттепели» («Я шагаю по Москве», 1963), и комедии «Не горюй!» (1969), которые отличает мягкая авторская ирония, через усиление элементов социальной сатиры («Афоня», 1975, «Мимино», 1977) до сарказма («Осенний марафон», 1979) и разоблачительного социального пафоса («Кин-дза-дза», 1986).

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен B.C. Высоцкого. Значение наследия поэта выходит далеко за рамки явления культурной жизни. Глубоко демократичное творчество Высоцкого было популярно в разных социальных слоях, в его героях советское общество узнавало себя. Высоцкий работал одновременно в поле подцензурной культуры (он был артистом Театра на Таганке, снимался в кино и писал тексты песен для кинофильмов и спектаклей) и культуры «неофициальной». В 70-е гг. эти две сферы все дальше расходятся и в темах, и в формах творческого самовыражения. Особенно ярко такое расхождение проявилось в изобразительном искусстве, в творчестве нового поколения композиторов — представителей музыкального авангарда (А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина, Э.В. Денисов) и в молодежной музыкальной культуре.

Массовым увлечением советской молодежи стал рок — самое заметное направление «неофициального» искусства последних советских десятилетий. Популярные советские рок- группы («Машина времени», «Цветы», «Аквариум») появляются в начале 70-х гг. В отличие от западного рока, где основную роль играл ритм, в молодой советской рок-культуре большую смысловую нагрузку несли тексты. Попытки власти поставить рок под контроль через систему официально зарегистрированных клубов не увенчались успехом: и музыканты, и зрители не готовы были поступиться обретенной свободой.

В условиях запретов на альтернативные формы художественного творчества общественно-политическое звучание приобрело творчество художников «другого искусства», хотя прямое противостояние официальной идеологии отнюдь не было целью их деятельности. В сентябре 1974 г. по распоряжению властей при помощи бульдозеров была разогнана выставка картин, организованная на московском пустыре. Бурное обсуждение проблем свободы творчества в СССР, развернутое в западных средствах массовой информации, поддерживало повышенный интерес к альтернативной культуре внутри страны, через иностранное радиовещание («радиоголоса») отголоски дискуссии доходили до советской аудитории и подпитывали критические настроения. Власти сочли целесообразным разрешить небольшие экспозиции художников-неформалов (О. Рабин, В. Немухин, JI. и В. Кропивницкие, JI. Мастеркова и др.). Первые такие выставки состоялись в Москве и Ленинграде после разгона «бульдозерной выставки».

В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название московского концептуализма (И. Кабаков, Э.Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков и др.). Московские художники стремились воспроизвести на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной была идея свободы. Создавая пространство свободы, они широко использовали текст и узнаваемые символы времени, отражавшие пространство «несвободы», за пределы которого стремился вырваться человек. Лозунги, портреты вождей и другие пропагандистские материалы широко использовались в качестве изобразительных средств представителями соц-арта (В. Комар, А. Меламид), превращавшего привычное в объект иронии.

 

2.9.Советское общество в 70-е гг.

К середине 60-х гг. стало ясно, что планы «догнать и перегнать» США по важнейшим экономическим показателям и в короткий исторический срок «жить при коммунизме» реализовать невозможно. Об этой перспективе продолжали напоминать размещенные в общественных местах лозунги, доставшиеся в наследство от хрущевской эпохи: «Вперед, к победе коммунизма!», «Мы придем к победе коммунистического труда!», «Наша цель — коммунизм!». Для идеологического обеспечения развития страны необходимо было сделать провозглашаемые приоритеты более реальными и при этом не потерять привлекательной исторической перспективы. Поэтому обеспечение роста жизненного уровня людей стало важной политической задачей.

Согласно свидетельствам современников, 70-е годы действительно вошли в историю страны как самый благополучный период ее развития. Люди стали лучше одеваться и пи-таться, потребление хлебопродуктов и картофеля сократилось, а мяса, молока и фруктов по-степенно увеличивалось. Выросло производство Советский плакат 70-х гг. товаров широкого потребления. К 1980 г. более 100 млн. человек смогли улучшить свои жилищные условия. Качество типового строительства по сравнению с привычными пятиэтажками стало расти.

Отдельная бесплатная квартира перестала быть привилегией. Наконец пошел процесс расселения коммуналок, это привело к индивидуализации повседневной жизни. Двор как пространство общения теряет свое значение, и вместе с исчезновением каждодневных контактов с соседями по коммуналке из быта горожан начинают исчезать перенесенные из деревни черты патриархального уклада. Круг общения постепенно сужается до собраний «по интересам». В этом узком кругу люди говорят то, что думают. «Интеллектуальные сборища» на кухне становятся частью повседневного общения. Обстановка квартир была в основном узнаваемой, поскольку промышленность выпускала одинаковые образцы мебели, бытовой техники. Популярный в начале 60-х гг. минимализм стала вытеснять более удобная для жиз-ни обстановка.

Большое внимание уделялось развитию массового спорта, которое связывалось с воспитанием здорового поколения, готового трудиться на благо страны и защищать ее. Спортивная подготовка рассматривалась как часть воспитания «гармонично развитой личности» — гражданина «самой передовой страны мира». В 70-е гг. в спортивных клубах, секциях, школах занималось свыше четверти населения. Особенно популярными были те ви-ды, в которых советские спортсмены показывали выдающиеся результаты, — фигурное катание, лыжный спорт, шахматы. Миллионы поклонников были у хоккейной «команды звезд», в ней играли выдающиеся спортсмены (В. Харламов, А. Мальцев, Б. Михайлов, А. Якушев, А. Рагулин, В. Третьяк и др.)- Сборная СССР завоевала все самые высокие титулы в мировом хоккее.

Спортивные достижения становились все более важной составляющей международного авторитета страны, и подготовка будущих чемпионов рассматривалась как важнейшая государственная задача. Летом 1980 г. СССР впервые принимал Олимпийские игры. Решение МОК о проведении летних Олимпийских игр в Москве стало признанием заслуг советского спорта. Хотя их подготовка была омрачена началом войны в Афганистане и последовавшим бойкотом команд ряда стран, в частности США, но для миллионов людей Игры стали настоящим спортивным праздником, а Москва заняла место в ряду олимпийских столиц мира.

 

2.10. Повседневная жизнь

Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей. На бесплатно полученных 6 сотках «садовод» должен был выращивать овощи и фрукты для личного потребления. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой времени, оттеснив туриста-походника.

Для все большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 60-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашин). С начала 70-х гг. происходит настоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемых в СССР машин впервые в отечественной истории перевалило за миллионную отметку. Настоящим прорывом стало выведение на полную мощность в начале 70-х гг. автогиганта в Тольятти. Здесь трудились над созданием «народного» автомобиля. В короткие сроки Волжский автозавод (ВАЗ) освоил производство модели ВАЗ-2101 — знаменитой «копейки», советского аналога модели итальянского ФИАТ- 124. Эта машина стала самой популярной в стране. В последующее десятилетие выпуск легковых автомо-билей вырос в 4 раза.

Инженерные специальности получали миллионы людей, и конструкторская мысль активно искала новые возможности развития. Правда, далеко не всегда новинки внедрялись в производство. Путь бюрократических согласований был долгим, и разрыв между разработкой и внедрением опытных образцов в производство не только не сокращался, но и продолжал расти. Огромные средства вкладывались в подготовку кадров для промыш-ленности, по ряду популярных специальностей, в первую очередь инженерных, наметилось перепроизводство кадров. 4,5 млн. человек работали в сфере науки и научного обслужива-ния, в том числе более 1,5 млн. занимались непосредственно научной деятельностью. Это свидетельствовало о превращении научной работы в массовую профессию. Доля затрат на научные исследования достигла 3,74% ВВП (1985).

Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 рубля, к концу десятилетия — 169 рублей. Особенно заметно выросли доходы занятых менее квалифицированным трудом, это было связано с катастрофической нехваткой рабочих рук на производстве. В результате зарплата дипломированных специалистов, возраставшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированных работников. Возникшая в результате уравниловка снижала мотивацию труда представителей таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач. При этом престиж неквалифицированного труда оставался низким. Предприятия получили право набирать «по лимиту» рабочих из сельской местности и прописывать их в заводских общежитиях. Работа была в основном тяжелой, а уровень автоматизации заметно отставал от потребностей современного производства, особенно в сельском хозяйстве.

Низкая эффективность труда в этой отрасли, постоянный отток кадров в город и огромные потери во время транспортировки и хранения урожая (до 40% от объема собранного) не позволяли наладить бесперебойное снабжение качественными продуктами питания. Чтобы как-то справиться с трудностями, широко использовалась «шефская помощь»: работавшие в городах (на заводах, в научных институтах) и особенно студенты вузов регулярно и в обязательном порядке привлекались к уборке урожая и работе в овощехранилищах. Такой неэффективный труд был близкой и понятной всем темой многочисленных анекдотов и сатирических произведений.

Обычные продукты — мясо, молоко, масло — в конце 1970-х гг. стали исчезать с прилавков, особенно в небольших городах и в сельской местности. Цены на них с 1961 г. оставались стабильными: белый хлеб стоил от 13 до 25 копеек за батон (в зависимости от качества муки), буханка черного обходилась в 18—22 копейки, литр молока стоил 32 копейки, 1 кг мяса — 2 рубля. Люди вынуждены были часами стоять в очередях, чтобы «достать» необходимые продукты, одежду, обувь. Автомобили и импортные товары длительного пользования (мебель, холодильники, ковры) можно было приобрести после многолетних очередей, в них записывали работников крупных предприятий и госучреждений.

Рост денежной массы к началу 80-х гг. оказался непропорциональным росту ее товарного покрытия. В результате стали быстро пополняться и денежные сбережения на счетах в сберкассах, люди откладывали деньги, чтобы потратить их в случае, если представится возможность. Неотъемлемой чертой повседневной жизни 70—80-х гг. стала острая нехватка услуг. Это привело к бурному росту не учтенной государством и не облагае-мой налогом сферы «теневой экономики». В городах на долю «теневой экономики» приходилось до 40% ремонта автомобилей и 30% ремонта бытовой техники, значительная доля услуг по ремонту квартир, пошиву одежды.

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам. «Развитой социализм», особенно на позднем его этапе (конец 70-х — начало 80-х гг.), оказался мало похож на переходную фазу к коммунизму. Уровень жизни заметно вырос, но распространявшиеся в советском обществе ценности и стандарты потреб-ления не соответствовали задаче «воспитания нового человека». Установки официальной идеологии присутствовали на поверхности повседневной жизни, но они уже не могли диктовать образ мысли и поведения людей.

 

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

4. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии»?

5. Какие явления политической жизни 70—80-х гг. отразились в идеологии советского общества и нашли закрепление в Конституции СССР 1977 г.?

6. Выделите черты кризиса в национальных отношениях в брежневскую эпоху. Чем, на ваш взгляд, их можно объяснить?

7. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из кризисных событий 1964-1985 гг.

8. На основании биографии любого из участников событий, описанных в параграфе оцените результат смены руководителя СССР.

9. Сформулируйте одну из проблем, которую пришлось решать Л.И. Брежневу после прихода к власти. Каковы источники этой проб­лемы? Оцените эффективность ее решения. Как эти решения повлия­ли на развитие советского общества? Оформите свои размышления как тезисы.

10. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения, которые произошли в КПСС в 60—70-х гг.

11. Оцените возможности Л.И. Брежнева отстранить от власти руководителей, мечтающих о реставрации сталинизма. Каким образом это было сделано? Составьте план доклада. Обоснуйте оценки.

12. Для чего в период правления Л.И. Брежнева была разработа­на концепция «развитого социализма»? В чем суть этой концепции? Представьте результат в виде организационной диаграммы.

6. Почему период 70-х — первой половины 80-х гг. получил название эпохи «застоя»? В чем он проявлялся? В каких сферах общественной жизни наблюдался этот «застой»?

7. Какие факторы способствовали замедлению развития экономики СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

8. Найдите примеры, иллюстрирующие благосостояние городских жителей в 1964—1985 гг. Сделайте презентацию на эту тему.

9. Оцените последствия значительного импорта зерна для экономики СССР. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящего времени. Составьте схему.

10. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените результаты экономических реформ. Обоснуйте критерии оценки. Напишите резюме.

11. Напишите авторский текст «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60—70-е гг.» (не более 500 слов).

12. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появления этих проблем? Отобразите их в виде схемы.

17. В чем проявился «застой» в экономической сфере? Составьте тезисный план.

18. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический эксперимент по ослаблению централизованного планирования. Найдите материал об этом эксперименте и выясните, чем он закончился. Объясните, почему результат эксперимента был именно таков.

19. Используя приведенные ниже термины, составьте тест (кроссворд)

Продовольственная программа, товарный голод, стагнация, лимитчики, соцсоревнования, коррупция. Дополните список.

6. Почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст?

7. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. все сильнее намечается разрыв между «официальной» и «неофициальной» культурой? С чем связано существование этих двух типов культуры? Чем они отличались друг от друга в художественном и содержательном плане?

8. Как вы думаете, почему существовало отставание в уровне жизни населения в СССР от уровня жизни в ведущих странах Запада?

20. На основе самостоятельно найденных материалов сравните валовой объем производства СССР с аналогичными показателями США, Франции, Германии, Англии, Японии и Китая. Сопоставьте с данными настоящего периода. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?

15. Оцените масштабы и последствия, к которым могла бы привести реализация проекта поворота части стока северных рек.

14. Представьте политический портрет Л.И. Брежнева, используя предложенный материал и другие источники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.029 с.)