Из Трудового кодекса Российской Федерации. Утвержден 30 декабря 2001 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из Трудового кодекса Российской Федерации. Утвержден 30 декабря 2001 г.



Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление го­сударственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются со­здание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов госу­дарства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений...

14. Какие мероприятия по укреплению Российского государства, предпринятые Президентом России в 2000—2007 гг., вы считаете наибо­лее важными? Проведите дискуссию с одноклассниками.

15. Какие действия Президента и Правительства России свиде­тельствуют об углублении социально-экономических и политических пре­образований в российском обществе в 2000—2007 гг.?

16. Используя данные таблицы, докажите эффективность экономи­ческой политики В.В. Путина.

Государственный долг Российской Федерации в 2000 — 2007 гг. (перед нерезидентами)

(млрд. долларов США)

2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
132,8 116.7 103.0 96.8 98,2 97,4 71.1 44,7

 

Курс на суверенную демократию

Развитие экономики

Уже в 2000 г. российская экономика начала избавляться от затяжных последствий кризиса 1998 г. В 2001 г. увеличение доходов населения впервые опередило рост стоимости жизни. Это обеспечило рост реальных денежных доходов населения. По сравнению с 2000 г. они увеличились на 6%. В 2002 г. они вы­росли еще на 9%, в 2003 г. — на 14,5%, в 2004 г. — на 11%, в 2005 г. реальные денежные доходы выросли на 8,8% по сравне­нию с предыдущим годом. Постоянно повышался уровень мини­мальной оплаты труда, росли пенсии и средняя заработная пла­та. Экономический спад, продолжавшийся первое десятилетие реформ, сменился подъемом. В 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. — на 5%, в 2002 г. — на 4,3%, в 2003 г. — на 7,3%, в 2004 г. — на 7,1%, в 2005 г. — на 6,4%. По итогам 2006 г. рост ВВП составил 6,6%, а рост реальных доходов населения — 10,2%.

Во многом рост был обеспечен благоприятной внешнеэко­номической конъюнктурой (высокими ценами на нефть и газ). Для решения задачи устойчивого роста была предложена эконо­мическая доктрина, которая сочетала идеи рыночного хозяй­ства и эффективного государственного регулирования. Основой экономической доктрины стал анализ тех преимуществ, на ко­торые могла опираться Россия в своем перспективном развитии. Россия должна была войти в мировой рынок как пол­ноправный участник. Для этого на рос­сийском рынке происходили серьезные структурные преобразования. Были соз­даны крупные компании с высоким уров­нем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономи­ки и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. В качестве примера можно привести крупные государственные концерны, та­кие, как «Газпром» и «Роснефть».

Государство выступило инициато­ром слияний в ряде других отраслей: Строительство газопровода оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило уси­лить государственное присутствие в так называемых стратегических отраслях, прежде всего в энергетике. В частности, в Послании Федеральному Собранию в 2007 г. Президент поставил задачу — создать ряд мощных государственных корпораций.

Для работы по ключевому направ­лению развития современной промыш­ленности и науки создана Российская корпорация нанотехнологий. Авиацион­ной промышленностью займется Объеди­ненная авиастроительная корпорация.

Вопросы судостроения поручены Объ­единенной судостроительной корпорации. В электроэнергетике также предстоит крупнейшая за последние десятилетия струк­турная реформа — за ближайшие 12 лет на основе современных технологий будет построено 26 атомных энергоблоков.

 

Реформа управления

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал неготовность исполнительной власти эф­фективно действовать в кризисных ситуациях. Президент Рос­сии выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Обществен­ной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали закона­ми. По новому закону региональные законодательные собра­ния по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за не­надлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губерна­тору вправе выразить и Законодательное собрание. Таким об­разом, Президент взял на себя ответственность за работу гу­бернаторов.

Анализ данных опросов общественного мнения показывал, что оцен­ки деятельности главы региона и Президента взаимосвязаны, т.е. населе­ние, несмотря на выборность губернаторов, возлагало на Центр ответствен­ность за деятельность региональной власти. Теперь эту ответственность Президент несет не только фактически, но и официально.

Были отменены выборы депутатов Госдумы по одноман­датным округам. Основная цель перехода к сугубо партийным выборам состояла в том, чтобы стимулировать развитие партий­ной системы в стране. На формирование крупных общенацио­нальных партий были направлены и другие меры, осуществлен­ные по инициативе Президента или его политических союзни­ков в парламенте, в частности отмена в избирательных бюлле­тенях графы «Против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%. Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и го­сударством, создают механизм обеспечения ответственности власти, выступают в качестве механизма обеспечения нацио­нального единства страны.

Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных авто­номных округов к областям и краям. В 2003—2005 гг. происхо­дил процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонни­ков укрупнения завершились референдумы по объединению Тай­мырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автоном­ного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

На 2004—2005 гг. пришелся первый этап администра­тивной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла но­вая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.

Федеральным законом от 4 июля 2004 г. был установлен закрытый перечень полномочий регионов. Тем самым снизи­лись риски нецелевого использования средств регионального бюджета. Параллельно федеральный Центр стремился к сниже­нию числа льгот населения с заменой их на деньги с целью приведения в соответствие с рыночными реалиями существую­щей социальной системы. С января 2005 г. вступил в силу за­кон о замене льгот денежными компенсациями. Из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введе­нию он вызвал существенное недовольство, прежде всего пенси­онеров. Правительству пришлось значительно увеличить выде­ляемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе.

Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современ­ной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Меж­дународную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г. и предусматривающую полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об уста­новлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия и т.д.

 

21.3. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике

5 сентября 2005 г. Президент В.В. Путин выступил на сов­местном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проек­тов: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют до­биться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России... Сегодня хотел бы особо остановиться на практи­ческих шагах в реализации приоритетных национальных проек­тов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье».

На основе этих положений были разработаны четыре при­оритетных национальных проекта: «Здоровье», «Качественное об­разование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Основной смысл каждого из про­ектов — концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административ­ных ресурсов) на повышении качества жизни граждан России.

В каждой из проблем выделены ключевые точки прило­жения усилий. В проекте «Здоровье» это развитие первичной медицинской помощи (сети поликлиник и т.д.) и обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (за счет строитель­ства новых медицинских центров высоких технологий). В про­екте «Качественное образование» — поощрение лучших учите­лей, стимулирование вузов и школ, внедряющих инновацион­ные программы, информатизация школ и развитие материаль­ной базы школьного образования, создание сети национальных университетов и бизнес-школ.

В 2007 г. на нацпроекты было выделено 230 млрд. рублей. Из них 108 млрд. рублей пошло на приоритетный национальный проект «Здоровье», 48,9 млрд. рублей — на развитие образования, 22,2 млрд. рублей — на проект «Развитие АПК» и 50,9 млрд. руб­лей — на проект «Доступное и комфортное жилье». Расходы фе­дерального бюджета в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в 1,3 раза, а к 2010 г. увеличатся в 1,4 раза. Существенный рост расходов запланирован и на другие приоритетные национальные проекты.

Особого внимания заслуживает проект «Доступное и комфортное жилье». Большинство россиян нуждаются в жилье, но не могут себе позволить купить квартиру. Государство, обеспечивая сбалансированное стимули­рование спроса и предложения на жи­лищном рынке, поддерживая строи­тельство нового жилья рыночными ме­ханизмами, рассчитывает уже в тече­ние ближайших 5 лет переломить ситуацию. Предполагается, что к 2010 г. объемы жилищного строительства уве­личатся, как минимум, на 26,6%, оче­редь на улучшение жилищных условий сократится до 7 лет, а ставки по ипо­течным кредитам уменьшатся до 8% годовых.

Для эффективной работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) создается специальный фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей. На программу переселения граждан из аварийного жилья выделяется 100 млрд. рублей, а на ремонт жилищного фонда — не менее 150 млрд. рублей. 100 млрд. рублей будет направлено на строительство дорог и развитие дорожной сети.

План по ежегодному вводу жилья к 2010 г. увеличен до 100—130 млн. м2 в год. К 2010 г. будет выполнена задача по обеспечению постоянным жильем военнослужащих и ветеранов Вооруженных сил, а к концу 2012 г. — полностью сформирован фонд служебного жилья. Также на декабрь 2007 г. и сентябрь 2008 г. для военных запланированы два 15-процентных повыше­ния должностных окладов и окладов по воинским званиям. В результате реализации федеральной целевой программы Воору­женные силы на две трети станут контрактно-профессиональны­ми. Срок службы по призыву с 1 января 2008 г. сократится до 12 месяцев. Начата реализация новой Государственной програм­мы вооружений на 2007—2015 гг. Большая часть расходов пой­дет на серийные закупки нового вооружения и военной техники.

Очевидно, что экономические успехи позволили ставить перед государством задачи по дальнейшему социальному разви­тию и инфраструктурной модернизации. Так, серьезно возросли затраты на пенсии. Государство будет стимулировать и добро­вольные пенсионные накопления. Для этого создается Фонд на­ционального благосостояния. Предполагается, что в нем будут аккумулироваться доходы от нефтегазового сектора для покры­тия дефицита Пенсионного фонда и для софинансирования пен­сионных накоплений в пропорции 1:1. Что касается Инвести­ционного фонда, то он запланирован в размере 110 млрд. рублей в 2007 г. и 89 млрд. рублей в 2008 г.

К 2008 г. расходы на неправительственные организации будут увели­чены в 2,5 раза. Сейчас на них уходит порядка 500 млн. рублей. Таким обра­зом, в 2007 г. государственная поддержка общественных организаций обой­дется бюджету в 1250 млн. рублей. На развитие местного самоуправления в 2007 г. выделено 153 млрд. рублей, а в 2008 г. предполагается выделить 200 млрд. рублей.

Улучшение положения в экономике позволило подойти и к решению демографической проблемы. Еще в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин заяв­лял, что ситуация в сфере демографии неприемлема. Был предпринят целый комплекс мер, направленных на снижение смертности и повышение рождаемости. Новые инициативы в этом направлении были оглашены в Послании Президента в 2006 г. В настоящее время усилия государства сконцентрирова­ны на трех направлениях улучшения демографии: уменьшении смертности, разумной миграционной политике и увеличении рождаемости. С 1 января 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Если ребенок первый, сумма составила 1,5 тыс. рублей в месяц, если второй — 3 тыс. рублей. Работающие женщины стали получать пособие в размере 40% от прежнего заработка. 250 тыс. рублей составил так называемый «материнский капи­тал» за рождение второго ребенка. Еще одно направление в данной сфере — программа по развитию специализированных перинатальных центров.

Развитие национальных проектов и крупномасштабные структурные инвестиции стали возможными благодаря благо­приятной экономической конъюнктуре. России удалось решить проблему внешнего долга. Золотовалют­ные резервы Центробанка превысили в 2007 г. 400 млрд. долларов и еженедель­но увеличивались на несколько милли­ардов. В Стабилизационном фонде, кото­рый был создан 1 января 2004 г. за счет сверхдоходов от цен на нефть, удалось накопить в 2007 г. более 120 млрд. дол­ларов. Их предполагалось направить на снижение рисков, связанных с возмож­ной неблагоприятной внешнеэкономи­ческой конъюнктурой. Быстрыми тем­пами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные, которые по итогам 2005 г. составили 1/4 часть от общего объема инвестиций (в 2004 г. 1/5 часть).

Свидетельством стабильности развития российской эконо­мики стал переход с 2008 г. к трехлетнему бюджетному плани­рованию. В 2007 г. был принят первый трехлетний бюджет на 2008 — 2010 гг. Доходы бюджета возрастут с 6,64 трлн. рублей в 2008 г. до 8,08 трлн. рублей в 2010 г. Темпы роста ВВП за­планированы на уровне 6% в год. Инфляция в соответствии с бюджетом будет снижаться до 5 — 6% к 2010 г.

Вместе с тем в экономике остается много проблем. Так, высокой (порядка 10%) является инфляция. Однако ее уровень по сравнению с 1999 г. снизился втрое. Укрепление рубля при­вело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособнос­ти товаров российского производства. В некоторых отраслях бы­ла отмечена стагнация, сменившая рост 2000—2005 гг.

Общая цель политики Президента состоит в формирова­нии в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое руководство страной в любой ситуации. Для обозначения такой политической системы употребляется термин «суверенная демократия».

Суверенную демократию в России определяют как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исклю­чительно российской нацией во всем ее многообразии и целост­ности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.

Суверенная демократия — политический режим, отвеча­ющий следующим восьми условиям:

1. Контроль за решениями государства Конституция воз­лагает на выборных официальных лиц.

2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое при­нуждение.

3. Практически все взрослое население имеет право выби­рать официальных лиц.

4. Практически все взрослое население имеет право пре­тендовать на выборные должности.

5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опа­саясь преследования по политическим мотивам.

6. Граждане имеют право получать информацию из аль­тернативных источников. Альтернативные источники информа­ции находятся под защитой закона.

7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциа­ции и организации, включая политические партии.

8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложе­ние, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т.е. является в полном смысле слова государством. Оно контролиру­ет национальную экономику, стратегически важные отрасли и объекты.

Сегодня в мире существуют 192 государства — члена ООН. Номинально все эти 192 страны — суверенные государ­ства. Однако суверенитет страны — это не только международ­но признанная независимость, флаг, герб, гимн и посольства по всему миру. Это прежде всего действительная способность стра­ны проводить независимую политику. На деле большинство су­ществующих сегодня стран сознательно делегировали часть сво­его суверенитета международным структурам или другим госу­дарствам, получив взамен гарантии безопасности и те или иные экономические выгоды. Реальный суверенитет означает способ­ность государства на деле (а не на словах) самостоятельно про­водить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику.

Чтобы быть самостоятельной во внешней и оборонной политике, страна должна быть, помимо всего прочего, в состоянии само­стоятельно разрабатывать и производить вооружение для своей армии. Для этого нужен широкий спектр национальной науко­емкой промышленности, которая, в свою очередь, должна бази­роваться на фундаментальной науке. Поэтому реальным сувере­нитетом обладает сравнительно небольшое число стран.

Россия уже в силу размеров своей территории и протя­женности границ никому не может делегировать поддержание своей безопасности. Реальный суверенитет является для России геополитической необходимостью.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Какие изменения произошли в экономическом развитии Рос­сии в начале XXI в. по сравнению с 90-ми гг. XX в.?

2. Как вы думаете, какие меры позволили вывести экономику России из кризиса и начать экономический рост?

3. Как проводимые в стране с 2000 г. экономические реформы отразились на вашей семье?

4. Для чего в России в первые годы XXI в. проводится реформа управления? Какие изменения в сфере управления она предусматри­вает?

5. Какие проекты попали в разряд приоритетных национальных? Почему? Что вам известно об осуществлении этих проектов?

6. Для чего в России проводилась политическая реформа? В чем ее суть?

7. Каково ваше отношение к термину «суверенная демо­кратия»?

8. Оцените положительные последствия реализации одного из приоритетных национальных проектов. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящего времени. Составьте схему.

9. На основании дополнительной статистической информации оцените результаты экономических реформ. Обоснуйте критерии оценки. Напишите резюме.

10. Найдите примеры, иллюстрирующие изменение благосостоя­ния граждан в начале XXI в. Сделайте презентацию.

11. Соберите и оформите в виде реферата информацию о тем­пах инфляции за 2000—2007 гг. Дайте комментарий (не более 3 страниц).

12. Сформулируйте экономические проблемы промышленности в рассматриваемый период. Каковы причины появления этих проблем? Отобразите их в виде произвольной схемы.

13. Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей по данной теме данного параграфа.

14. Используя различные информационные ресурсы, подтвердите фактами и проанализируйте приведенное ниже высказывание.

Из Послания Президента Российской Федерации Феде­ральному Собранию Российской Федерации. 3 апреля 2001 г.

Я убежден: эффективность государства определяется не столь­ко объемом контролируемой им собственности, сколько действен­ностью политических, правовых и административных механизмов соб­людения общественных интересов в стране. Вот об этом я и говорил в разделе о налоговой реформе...

152. Используя различные информационные ресурсы, подтвердите фактами и проанализируйте приведенное ниже высказывание.

Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 3 апреля 2001 г.

Стратегической задачей прошлого года было укрепление госу­дарства. Государства — в лице всех его институтов и всех уровней власти. Было очевидно: без решения этой ключевой проблемы нам не достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере.

16. Сделайте вывод, закончите мысль.

Упрочение основ нашей государственности невозможно без укрепления правопорядка...

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.038 с.)