Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 11. Профессиональная успешностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ТРУДОВАЯ КАРЬЕРА РАБОТНИКА 11.1. Профессия. Классификация профессий 11.2. Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма 11.3. Трудовая карьера работника 11.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
Цели лекции · получить целостное понимание профессионализма · выявить критерии, уровни, этапы становления профессионала, определить факторы, препятствующие профессионализму · показать важность профессионализма в планировании и достижении должностной карьеры · усвоить основные методы оценки профессионализма при проведении аттестации персонала
Профессия. Классификация профессий Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, определяемые производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием. Для выполнения их человек должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. С точки зрения конкретного человека профессия это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию. Профессия является также средством личностной самореализации. С точки зрения общества профессия - система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности (профессионального менталитета), которые могут удовлетворить потребности общества в нужном обществу результате, продукте. Внутри профессий существуют специальности, которые направлены на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, человек про профессии инженер может иметь специальность инженер-строитель, инженер-исследователь, инженер-преподаватель и т.п.).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Профессия у человека обычно одна, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, искать новые формы приложения своих возможностей. Смена профессий, специализаций вызывается часто тем, что человек в связи с техническим прогрессом (или по причине безработицы) в течение жизни сталкивается с необходимостью вынужденной перемены труда. Футурологи пишут о том, что нынешнем ХХ1 веке перемена труда станет обычным делом. Это определяет необходимость получения сегодня такого образования, которое допускает широкий спектр специализации и готовит к гибкой смене рода занятий.
Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий и средств труда, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводят к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые - объединяются с другими. даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было. Большое количество профессий требует их классификации. Выделяются две группы логических оснований при классификации профессий: * содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда; * характер требований, которые профессия предъявляет к человеку, то есть характеристика субъекта труда. Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А.Климовым[69]. Приведем кратко положения этого автора. По объекту труда различаются профессии: - человек - техника (инженер, механик и др.); - человек - живая природа (биолог, эколог, агроном и др.); - человек - человек (учитель, врач, продавец и др.); - человек - знаковая система (программист, редактор, бухгалтер и др.); - человек - художественный образ (артист, писатель, режиссер и др.). Все названные профессии могут различаться по целям их выполнения: - гностические (эксперт, ревизор и т.п.); - преобразующие (учитель, токарь, строитель и др.); - изыскательские (ученый-исследователь, композитор, писатель и т.п.); Профессии могут различаться по средствам их осуществления: - профессии ручного труда (представители ремесел); - профессии машинно-ручного труда (машинист электровоза, водитель); - профессии, связанные с применением автоматизированных систем управления (оператор, наладчик станков с ЧПУ). Профессии различаются по условиям труда: - профессии с работой в микроклимате, близком к комфортному (бухгалтер и др.); - связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (монтер пути, агроном, инспектор ГАИ и др.); - с работой в необычных условиях (водолаз, монтажник-высотник, шахтер, космонавт и др.); - с работой, связанной с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей (машинист электровоза, учитель, врач, судья, следователь и др.); - профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями (пожарный, спасатель и т.п.); - профессии, связанные повторяющимися монотонными условиями труда (рабочий на конвейере, кассир, фасовщик и др.). Возможно различение профессий и по степени включенности творческого начала: - автоматический строго регламентированный труд с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны (рабочий-сборщик деталей, фасовщик, рабочий на конвейере); - полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, стиле (например, продавец, секретарь-машинистка и др.); - шаблонный исполнительный труд, задания которого шаблонны и однообразны, но строго оговорены инструкциями (швея, контролер ОТК, штамповщик и др.); - самостоятельный труд, где в пределах задания предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы (конструктор, инженер, учитель, врач и др.); - свободный творческий труд, где работник выбирает не только приемы, но и задания (изобретатель, писатель, научный работник и др.). Профессии могут классифицироваться по характеру требований к психофизиологическим особенностям работника, то есть по характеристикам субъекта труда. Среди них можно отметить также несколько групп профессий: - профессии, для которых необходимы определенные природные данные (быстрота реакции у водителя, острота обоняния у дегустатора парфюмерии и др.); - профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности и предполагающие строгий профессиональный отбор на этапе выбора профессии (актер, художник и др.); - профессии, где отсутствие необходимых природных качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность (руководитель, педагог, врач и др.). Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления степенью квалификации: - профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров (инженер, врач, учитель, а особенно - музыкант, дипломат, ученый и др.); - профессии с простым квалифицированным трудом (бухгалтер, повар, водитель, станочник станка без ЧПУ и др.); - профессии с простым неквалифицированным трудом (продавец, кассир и.др.); - профессии, не требующие специальной подготовки (землекоп, уборщик помещений, грузчик, монтер пути и др.). В процессе освоения профессии человек становится профессионалом.
Понятие профессионализма
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.006 с.) |