Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности работниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С возрастом мы связываем понятие “жизненный путь”, так как жизнь каждого отдельного человека имеет свою историю, связанную со степенью включенности в систему производства и наличием статуса экономической и правовой самостоятельности. Каждый этап жизни имеет свое специфическое содержание и оказывает влияние на последующие события. Понимая, что границы возрастной локализации работников подвижны и зависят от множества индивидуальных и социальных факторов, уместно различать, как минимум, четыре жизненных цикла человека, обычно влияющих на состояние и изменение его трудового потенциала: 1. Молодежь с начала трудоспособного возраста до 21-22 лет. В этот период человек еще не способен к самостоятельной работе и только готовится к вступлению в общественное производство. Человек принимает одно из главных жизненных решений, определяя: – кем быть? (какие способности и задатки развивать, чтобы они смогли обеспечить будущий профессионализм); – сколько времени посвятить учебе? – к какой социальной группе принадлежать (определение будущего социального статуса и в соответствии с этим - выбор места приобретения специальности или уровня учебного заведения - высшее или среднее профессиональное учебное заведение, курсы и т.п.). В этот период начинается процесс преобразования трудового потенциала работника в его профессиональную форму, идет создание индивидуальных предпосылок для его реализации. На этом этапе трудовой потенциал человека еще весьма ограничен, находится на уровне информационно-абстрактном, а иначе говоря, - в стадии возможности. Формируются способности и потребности личности, мотивация труда, направленность и стремления, цели и установки на их реализацию, т. е. образ профессионального пути. Все это происходит во взаимодействии с конкретной социальной средой. Воздействие внешней среды на формирование работника многообразно: – через систему социальных институтов общества (семья, учебное заведение, культура и искусство и т.п.) среда учит молодого человека совместной работе, определяет альтернативы и конкретные способы реализации его трудового и жизненного пути. – в виде референтных групп среда одобряет или не одобряет поступки молодого человека, чем формирует его трудовые установки. – создает условия для конфликта между мечтой, свойственной молодости, и действительностью. – формирует ценностные ориентации, зависимые от тех социально-профессиональных групп, в которые включается молодой человек. Ценностные ориентации в дальнейшем реализуются в его конкретном труде.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Зависимость от системы внешнего воздействия, желание молодого человека слиться с обществом, соответствовать его требованиям и ценностям, с одной стороны, и потребность преодолеть сопротивление среды, сделать успешную карьеру - с другой, часто порождают нереализуемые желания молодого человека. В результате социологические опросы показывают, что молодые люди сегодня желают стать: предпринимателем - 51% финансистом - 41% правоведом и юристом - 32% экономистом, маркетологом - 27%. Заниматься массовыми и когда-то достаточно престижными профессиями работников сферы услуг желает лишь 10%, получить рабочую специальность - 3%, стать инженером - 2%, заняться научной работой - 1%[50].
2. Возрастная группа от 21-22 до 30 лет (после получения профессионального образования). В этот этап происходят значительные изменения в жизни личности: – человек вступает в общественное производство; – частично (как работник) он отказывается от собственных интересов и подчиняется интересам производства и социальных групп, в которые входит; – заканчивается процесс первичной адаптации в системе общественного производства, к своей профессии; – формируется устойчивый трудовой потенциал. Многие из молодых людей продолжают находиться в стадии выбора. Не случайно именно в этот возрастной период активизируется трудовая и профессиональная мобильность - со сменой профессии или без ее смены: человек берет планирование своей жизни в обществе в собственные руки. (Социологические исследования показывают, что это - наиболее подвижная, с точки зрения текучести кадров, социальная группа людей.) В то же время такое планирование можно назвать только односторонним: общество живет по своим собственным планам конкурентной борьбы, в которой данная категория молодежи пока не выигрывает. Поэтому молодежь - наиболее уязвимая группа людей. Постепенно, к 30 годам, формируются трудовые и профессиональные установки, которые фиксируются как в структуре индивидуального сознания, так и в способах организации социального поведения личности. Это выражается: – в сознательном выборе профессии и специализации (рода занятий), конкретного места приложения своих способностей; – в подчинении нормативам и требованиям организации и дисциплине труда; – в достаточно четком представлении о тех возможностях и альтернативах, которые могут быть реализованы в конкретных условиях производственной среды. Профессионально определившаяся личность постепенно идентифицируется с профессией, с теми социальными ролями, в которые человек вступает в связи с ее выполнением. Если человек к 30 годам не определился с профессией, это может иметь трагические следствия для его судьбы не только профессиональной, трудовой, но также личностной и семейной. 3. Возрастная группа от 30 до 50 лет. Специфика данного периода заключается в следующем: – максимальная интегрированность в общественное производство и социально-профессиональная стабильность; – зрелость трудового потенциала; – сформированность социальных связей, дополнительно обеспечивающих эффективную работу; – профессионализм, который позволяет трезво оценивать свои возможности; – обретение стабильного чувства собственного достоинства. На основе знания и принятия “правил игры”, системы оценок и самооценок, социальных ожиданий, жизненного и профессионального опыта строится конкретное личное поведение. Производственный опыт можно назвать фактором обратной связи, который обеспечивает работнику высокую надежность и результативность деятельности в настоящем и будущем. Обратная связь, обеспечиваемая жизненным и профессиональным опытом, дает в этом возрасте человеку еще ряд особенностей: – возможность соизмерять цели деятельности и ее результаты; – оценивать себя на снове самоанализа, сопоставления с другими; – корректировать собственное поведение. Физическое здоровье в сочетании с высоким профессионализмом, знанием жизни и “правил игры” социальных институтов, в которые он интегрирован в этот возрастной период, позволяют человеку выдерживать сильное напряжение и нагрузки, брать на себя максимальную ответственность. Разумеется, речь идет о среднестатистическом варианте, без учета многообразия направленности, энерго-мотивационных характеристик людей и т.п.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Существует достаточно большая группа работников данного возраста, которая находится в так называемом “кризисе нереализованности” (осознание собственной профессиональной невостребованности при высоком уровне развития возможностей) или нелюбви к избранному делу жизни, а также кризисе бесперспективности (когда человек имеет достижения, активен, имеет ценные личностные качества, но затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей действительной реализации и совершенствования). Пожалуй, это одна из самых серьезных социальных проблем, порожденных переходом к рынку. Это подтверждают данные интервью, проведенного среди руководителей среднего звена в 2000 г. на одном из предприятий отрасли [51]:
Таблица 7.1 Наиболее острые жизненные проблемы работников (n=318)
Как видно из таблицы 7.1, профессиональная бесперспективность - самая острая проблема, которая сегодня волнует данную категорию опрошенных (на второй план уходит даже экономическое положение семьи). Результаты данного исследования подтверждает мониторинг общественного мнения, проведенный ВЦИОМ в марте-апреле 1998 г., который показал ту же закономерность[52]. 4. Возрастная группа старше 50 лет. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В последние годы в российском обществе создается культ “успеха”, молодости и богатства, мобильности и независимости. Это создает серьезные проблемы четвертой рассматриваемой нами возрастной группы - работников старше 50 лет. Изменилось направление воздействия явления, названного в социологии “эйджеризм”, дискриминации, осуществляемой одной или несколькими возрастными группами по отношению к другим возрастным группам[53]. Если раньше, в период господства “клики старых джентльменов” (как называли руководство СССР на Западе), в нашей экономике и социальной жизни были дискриминированы молодежь и люди среднего возраста, то в настоящее время - группа старшего возраста.
Это далеко не всегда обоснованно. Если подходить к проблеме с точки зрения возможностей данной возрастной группы, картина не однозначна по ряду причин. Во-первых, старость и старение - не только биологическое, но социальное и психологическое явление. Во-вторых, начало социальной и психологической старости может не совпадать с началом биологического старения. В-третьих, на трудоспособность влияет конкретная сфера труда человека, его потребности и мотивация.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В сфере промышленности у среднестатистического работника трудовой потенциал после 50 лет падает: ухудшается качество продукции, работник становится менее инициативным, снижается его творческий потенциал и профессиональное мастерство. В науке картина не столь однозначна. В математике и теоретической физике считается, что “пик” творчества наступает раньше, но и угасает раньше. Объясняется это тем обстоятельством, что способность логически и абстрактно мыслить обнаруживается и достигает высшего уровня в раннем возрасте, где-то между 20 и 30 годами, и в то же время более чувствительна к старению человека. В отраслях знаний, где теоретическое мышление должно сочетаться с практическим (химия, биология, техника и др.), “пик” творчества и продуктивности достигается несколько позже в связи с тем, что здесь немаловажное значение обретают организаторские способности, для развития которых необходимо накопление жизненного опыта. Еще большего опыта, жизненной мудрости требуют от специалиста философия, экономика, право, медицина и другие науки, прямо связанные с изучением человека и общества, а также сфера практического управления. Творческая зрелость здесь приходит позже и более длительное время сохраняется. “Ученые провели сравнительный анализ двух возрастных групп медицинских работников (от 27 до 34 лет и от 35 до 74 лет) и не нашли значительных различий в способности делать логические выводы между этими возрастными группами. Более того, старые врачи по этому признаку превзошли молодых”[54]. Есть основания утверждать, что опытные специалисты во всех отраслях экономики, обладая профессиональным опытом как одним из важнейших составляющих трудового потенциала, трудятся не менее, а иногда и более успешно.
Таким образом, мы видим, что динамика трудового потенциала в возрасте от 50 лет и старше не одинакова: можно выделить, как минимум, две группы людей, различающихся по состоянию трудового потенциала. К первой группе можно отнести группу пожилых людей, трудоспособность которых вследствие психофизиологического старения прогрессивно снижается. Ухудшаются его сенсорно-моторные характеристики, творческие возможности, снижается профессиональная самооценка, удовлетворенность трудом и, как следствие, - результативность. Падает интерес к работе, человек начинает планировать перспективу ухода из общественного производства на пенсию и реализует это. Вторая группа, несмотря на возраст, характеризуется сохранным трудовым потенциалом, который обогащается за счет высокой самооценки, уважения со стороны окружающих, коллег. Результативность их труда не снижается за счет появления и активизации элементов, обеспечивающих деловой потенциал. Этими элементами являются: – обретение опыта совместной деятельности; – способность к принятию решений; – умение нести ответственность за принятые решения; – владение искусством организовать и планировать свою деятельность. Если такого работника обстоятельства не вынуждают уходить из системы производства (что стало нередким сегодня), трудовой потенциал его полноценно функционирует. Анализируя различные стадии жизни личности и закономерности развития деловой карьеры, Дуглас Т. Холл построил модель стадий ее развития. На рис. 6.1 показаны четыре основных стадии развития карьеры[55]. В течение первой стадии значительное место занимает поиск. Начинающий карьеру работник ищет себя и проходит период самоанализа и апробирования различных ролей. На протяжении этого периода человек, как правило, несколько раз меняет работу, и вообще на данный период является очень нестабильным и относительно непродуктивным. На протяжении второго периода, названного становлением, работник начинает определять свое место и начинает испытывать потребность в тесны отношениях с коллегами. Этот период является обычно периодом роста успехов в карьере.
Высокая
Низкая | | | | | | | | | | | Возраст 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65
Рис. 7.1. Модель Дугласа Т. Холла основных стадий развития карьеры
Третья стадия – стадия поддержания наступает тогда, когда развитие человека приостанавливается на некоем продуктивном плато и он начинает испытывать потребность оставить что-то следующему поколению. Эта потребность побуждает человека взять на себя роль наставника по отношению к младшим подчиненным. Как показано на рис. 7.1, на третьем этапе своей карьеры человек может либо резко устремиться вверх, либо начать двигаться вниз. Последняя стадия – спад – не нуждается в объяснении. Человек испытывает потребность ощущать осмысленность или целостность прожитой жизни. В последние годы по причине сокращения продолжительности жизни, особенно мужского населения, господства кадровой политики эйджеризма[56], снизились ожидания относительно использования опыта старшего поколения, что может привести к решительным изменениям ожиданий на каждой стадии трудовой карьеры человека.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.009 с.) |