Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Управление персоналом на производстве
- Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….
|
| РАЗДЕЛ 1
ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗАЦИИ
|
| Лекция 1. Особенности деятельности командира производства на предприятии
1.1. Содержание управленческой деятельности командира производства
и необходимость научного подхода к правлению персоналом......................................
1.2. Особенности менталитета работников отрасли «железнодорожный транспорт»…….
|
| Лекция 2. Природа и типы организации
2.1 Организация как целевая группа…………………………………………………………..
2.2. Организация как экосистема или общность людей……………………………………...
2.3. Организация как совокупность правил………………………………………………......
2.4. Типы организаций………………………………………………………………………………………..
|
| Лекция 3. Организационная структура предприятия …………………………………..
|
| Лекция 4. Организационная культура фирмы
4.1. Понятие организационной культуры……………………………………………………..
4.2. Структура и функции организационной культуры……………………………………...
4.3. Управление организационной культурой………………………………………………..
|
| Лекция 5. “Человеческий капитал” предприятия. Кадровая политика на железнодорожном транспорте
5.1. Сущность понятия «человеческий капитал»…………………………………………….
5.2. Производственная специфика, определяющая характеристики отраслевой кадровой политики……………………………………………………………………………………….
5.3. Эффективная молодежная политика объективная необходимость реализации политики модернизации экономики России………………………………………………………
|
| РАЗДЕЛ П.
УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ РАБОТНИКА
|
| Лекция 6. Личность в организации. Особенности личности руководителя.
6.1. Понятие личности………………………………………………………………………….
6.2. Социальные роли личности в организации……………………………………………...
6.3. Структура личности……………………………………………………………………….
6.4. Специфика личности руководителя………………………………………………………
Лекция 7. Психофизиологические особенности работника
7.1. Состояния человека в труде................................................................................................
7.2. Особенности труда мужчин и женщин..............................................................................
7.3. Возрастные особенности работников.................................................................................
7.4. Способности человека как фактор успешности труда......................................................
7.5.Влияние состояния здоровья на эффективность труда......................................................
|
| Лекция 8. Мотивация и стимулирование труда
8.1. Понятие мотива и мотивации к труду...............................................................................
8.2. Понятие стимула и стимулирования к труду.....................................................................
8.3. Теории мотивации труда......................................................................................................
8.4. Развитие мотивации труда в России и за рубежом...........................................................
8.5. Схема стимулирования труда.............................................................................................
8.6. Корпоративная система оплаты труда работников железнодорожного труда………...
|
| Лекция 9. Трудовая адаптация работника
9.1. Понятие трудовой адаптации.............................................................................................
9.2. Структура трудовой адаптации.........................................................................................
9.3. Стадии и этапы трудовой адаптации................................................................................
9.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации……………….
9.5. Управление трудовой адаптацией работника...................................................................
|
| Лекция 10. Трудовая мобильность работника и пути сокращения
текучести кадров
10.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления...........................................
10.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема ……………..
10.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров ……………..
10.4. Управление текучестью кадров........................................................................................
|
| Лекция 11. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
11.1. Профессия. Классификация профессий...........................................................................
11.2. Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма…………...
11.3. Трудовая карьера работника.............................................................................................
11.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей.............................................
|
| Лекция 12. Пути активизации творческого потенциала работника
12.1. Сущность творческого потенциала работника...............................................................
12.2. Формы активизации творческого потенциала работников...........................................
12.3. Пути развития творческого потенциала работников.....................................................
|
| Лекция 13. Формирование лидерского потенциала руководителя
13.1. Значение лидерства и лидеров в организации………………………………………….
13.2. Повышение эффективности лидеров на производстве………………………………...
13.3. Особенности лидера ХХI века …………………………………………………………..
13.4. Методы руководства и их роль в повышении эффективности управления ………….
|
| Лекция 14. Управление временем и стрессом
14.1 Развитие навыков управления стрессом ……………………………………………….
14.2.Влияние стресса на эффективность производственной деятельности………………..
14.3. Устранение стрессов на рабочем месте. Методы снижения стрессогенности рабочей среды……………………………………………………………………………………….
14.4. Развитие навыков эффективного управления временем………………………………
|
| Лекция 15. Особенности работы с проявлениями девиантного поведения сотрудников
15.1. Служебные злоупотребления и пути их предупреждения……………………………
15.2. Безответственность и пути ее предупреждения ……………………………………….
15.3. Проявления пьянства, алкоголизма и наркомании ……………………………………
|
| РАЗДЕЛ Ш.
УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
|
| Лекция 16. Коммуникация в современной организации и деловое общение
16.1. Роль коммуникации в управлении персоналом. Коммуникационный процесс и его составляющие..............................................................................................................................
16.2. Виды и направления внутриорганизационной коммуникации………………………
16.3. Типы и модели коммуникаций.........................................................................................
16.4. Основные средства и формы делового общения............................................................
|
| Лекция 17. Создание эффективной команды и организация командной работы
17.1. Особенности высокоэффективной команды……………………………………………
17.2. Социальные роли членов команды……...........................................................................
17.3. Развитие команды..............................................................................................................
17.4. Современные приемы формирование команд………………………………………….
|
| Лекция 18. Управление психологическим климатом коллектива
18.1. Понятие психологического климата коллектива.............................................................
18.2. Конфликты в коллективе………………………………………………………………...
18.3. Диагностика социально-психологического климата……………………………..........
|
|
Лекция 19. Социальная напряженность на производстве
19.1. Понятие социальной напряженности и причины социально-трудовых конфликтов
18.2. Виды социально-трудовых конфликтов ………………………………………………
|
|
Лекция 20. Социальный контроль в организации и пути укрепления трудовой дисциплины
20.1. Понятие социального контроля.......................................................................................
20.2. Дисциплина труда как условие успешной работы предприятия ………….................
20.3. Основные методы управления дисциплиной труда......................................................
|
|
Лекция 21. Особенности и возможности инновационного управления предприятием
21.1. Инновационный менеджмент как фактор устойчивого развития производства…….
21.2. Инновации и инновационная деятельность как объект управления …………………
21.3. Сущность и основные задачи инновационного менеджмента......................................
21.4. Роль руководителя в инновационном управлении …………………………………….
21.5. Инновационное управление персоналом........................................................................
|
| Лекция 22. Делегирование полномочий
22.1 Сущность и цели делегирования полномочий…………………………………………..
22.2. Условия передачи прав, обязанностей ответственности……………………………...
22.3. Принципы делегирования полномочий…………………………………………………
22.4. Препятствия на пути к делегированию полномочий…………………………………..
|
| Лекция 23. Оценка и аттестация персонала
23.1. Оценка персонала: цели, принципы и методы…………………………………………
23.2. Правовые основы аттестации. Этапы и формы ее проведения……………………….
|
| Лекция 24. Создание самообучающейся организации
24.1. Сущность понятия «самообучающаяся организация» ………………………………...
24.2 Процесс функционирования самообучающейся организации………………………...
24.3. Сравнительная характеристика моделей традиционной и самообучающейся организации ………………………………………………………………………………………...
|
| Лекция 25. Правовое обеспечение деятельности трудового коллектива
25.1.Оформление трудовых отношений ……………………………………………………..
25.2. Перевод на другую работу ………………………………………………………………
25.3. Прекращение трудового договора ……………………………………………………...
25.4. Ответственность за нарушение трудового законодательства ………………………...
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом - одно из важнейших направлений деятельности руководителя. В последние годы подходы к управлению персоналом сильно изменились, и на это следует взглянуть с точки зрения их развития.
Когда начинают рассматривать “человеческую сторону” деловых отношений, большинство руководителей сегодня ограничиваются проблемами, сгруппированными под термином “управление кадрами”. Традиционно руководитель обязан был требовать от подчиненного выполнения инструкций и правил, а также занимался вопросами оценки сложности работы и вознаграждения.
В настоящее время на функции руководителя влияют прежде всего следующие изменения:
Во-первых, современный работник переменился очень во многом. Он стал более образованным и подготовленным для работы, лучше знает свои права, лучше информирован и больше интересуется многими проблемами, в том числе производственными, экономическими, юридическими, психологическими, политическими и т.п. Система ценностей современного работника изменилась, а жизненные запросы увеличились. Человеческие отношения в организациях стали сложнее, разнообразнее и трудно поддаются регулированию. Это отражает не только технологические изменения, но также важные социальные тенденции, такие, как демократизация политической и общественной жизни.
Во-вторых, возникли новые подходы к “человеческому элементу” в организациях. Людей постепенно начинают считать самым ценным ресурсом организации. Из этого принципа следует ряд выводов в отношении правил поведения и мотивирования людей для достижения большей эффективности работы, роли руководителя, капиталовложений в обучение и повышение квалификации. Это связано с развитием наук о поведении, в частности, психологии и социологии, применительно к функционированию организаций и отношений между отдельными людьми и трудовыми группами. Возникли методы работы, способные повысить эффективность индивидуального и группового движения к целям.
Это, конечно, лишь тенденция. Было бы ошибкой считать, что какой-либо новый руководитель вследствие своего статуса будет подходить к управлению людьми более научно и всеобъемлюще, чем его предшественник. Однако понимание человеческих запросов и мотивов, а также межличностных процессов возросло довольно сильно, и все большее число руководителей пользуются этими знаниями в своей работе.
Таким образом, после периода уменьшающегося интереса к вопросам научного управления персоналом, мы оказались в ситуации, когда роль линейного руководителя в управлении персоналом усиливается, формируются новые требования и вырабатываются новые подходы. Руководители сталкиваются со все более сложными человеческими проблемами и с трудом справляются с информацией по всем условиям и факторам, которые следует рассматривать, принимая управленческие решения, касающиеся персонала.
В настоящее время выпускник вуза, который ставит целью сделать хорошую карьеру руководителя, должен знать технику рационального управления людьми, иметь указания и предостережения, важные для эффективного достижения целей производства. Для решения этой задачи необходимо знание некоторых теоретических основ, понимания закономерностей трудового поведения людей, а также практического опыта блестящего выполнения управленческой работы, заблуждений и неудач. Великий английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) еще на заре цивилизации писал: “Природа побеждается только подчинением ей”.
Учиться управлять людьми также важно, как обучаться специальной технике по инженерным дисциплинам. Сегодня существуют современные учебники и учебные пособия по управлению персоналом, но по своему содержанию они ориентированы главным образом на специалистов кадровых служб. Курс лекций, предложенный вниманию тех, кто осваивает науку управления персоналом, может служить серьезным пособием для овладения мастерством руководителя.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Научные редакторы:
Шаталова Н.И. зав. кафедрой управления персоналом и социологии Уральского государственного университета путей сообщения, д.с.н., профессор (руководитель авторского коллектива);
Авторы разделов:
Александрова Н.А., к.ф.н., доцент (лекции 2, 12, 13);
Барков С.А., д.с.н., профессор (лекции
Брюхова О.Ю., старший преподаватель
Галюк А.Д., к.с.н., доцент
Гилева О.Б., к.б.н., доцент
Дмитренко Н.В., к.э.н., доцент
Клепалова Ю.И., к.ю.н., доцент
Машьянова Е.Ю., ассистент
Мельников Д.О., начальник службы управления персоналом Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Паршина В.С., к.э.н., доцент (лекции 6, 18)
Пятышина Л.В., доцент
Суховей А.Ф. д.ф.н., профессор (лекция 17)
Шаталова Н.И., д.с.н., профессор (введение, лекции 1, 5, 6, 8, 10,15,16)
Шестопалова О.Н. аспирант (лекция 17)
Рецензенты:
|